Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России и оценить перспективы его развития. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы, виды, принципы кредита;
рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить роль и место малого бизнеса в социально-экономическом развитии России;
оценить современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в стране; выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами малого предпринимательства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ
8
1.1. Сущность кредита, его экономическое значение
8
1.2. Функции и формы кредита
12
1.3. Виды кредита и принципы кредитования
19
ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
24
2.1. Место малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии общества
24
2.2. Кредит для малого бизнеса. Условия, формы, виды
32
2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России
48
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СБЕРБАНКЕ РОССИИ
76
3.1. Краткая характеристика Сбербанка России
76
3.2. Механизм кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Сбербанке России
83
3.3. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
91
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

При этом кредитование непосредственно малого бизнеса (к нему отнесены предприятия с объемом выручки до 5 миллионов долларов в год) выросло почти вдвое – до 21 миллиарда долларов. И это не предел. Минэкономразвития оценивает кредитные нужды малых предпринимателей в 25-30 миллиардов долларов. Сами же банкиры полагают, что потребность в кредитных ресурсах у малого бизнеса вчетверо превышает оглашенную Минэкономразвития  сумму. Банки и в этом году прогнозируют двукратный рост этого сегмента рынка, объем которого может превысить 40 миллиардов долларов, а к 2010 году еще раз удвоиться.

Повышенный интерес к кредитованию малых и средних у банкиров объясняется просто: число крупных корпоративных клиентов ограниченно, и эта категория уже разобрана, как правило, государственными банками, в регионах такая же ситуация: большие предприятия обслуживают местные крупные банки. Конкуренция за «большого» клиента достигла своего апогея, и доходность в этом сегменте падает. В свою очередь, кредитование населения на поверку оказалось делом довольно рискованным. А малый бизнес обещает кредитным организациям неплохой доход. Договоренности о кредитовании малого бизнеса уже имеются со Сбербанком и ВТБ24 (объем выданных этим банком кредитов только в прошлом году увеличился в 2,4 раза). Свою программу кредитования небольших предприятий будет расширять и Внешэкономбанк.

Банковские аналитики с оптимизмом оценивают новый кредитный рынок. Даже сейчас, в условиях кризиса, на рынке кредитования малого бизнеса можно отметить обострение конкуренции. Малым и средним предпринимателям нужны средства на развитие, и выигрывает тот, кто может предложить наиболее привлекательные условия без бюрократических проволочек.

Увеличиваются суммы и сроки кредитования, уменьшаются процентные ставки. Если пять-шесть лет назад средняя ставка по кредитам для небольших предприятий была на уровне 30-36 % годовых, то сейчас о таких цифрах даже речи не идет: средняя ставка находится на уровне 18-22 % в зависимости от суммы кредита.

Правда, это в среднем на 5% выше, чем ставки по корпоративным кредитам, но для небольших компаний это не критично. Для них важна оперативность принятия решения о предоставлении кредита. Изменились и сами кредитные программы. Еще в 2006 году они были типовыми для всех банков и отличались лишь максимальными сроками, суммами и ставками, в прошлом году банки начали предлагать новые продукты, ориентированные на потребности заемщика и требования рынка.

Многим банкам сложно было представить, что можно выдать кредит малому предприятию без залога, теперь это обычное предложение, пользующееся в регионах повышенным спросом. Наличие залога не является основным условием выдачи кредита, поскольку банки нацелены на развитие компании, а не на то, чтобы выдать кредит и потом реализовывать залог. Прежде всего банк смотрит на финансовое положение клиента – главное, чтобы у потенциального заемщика был стабильный и приносящий доход бизнес [8].

Кредитование малого бизнеса – сложный механизм взаимоотношений между банками и представителями малого бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Ряд банкиров говорят о том, что сейчас главной задачей для банковского сообщества, в том числе государства, является привлечение интереса со стороны малого бизнеса к банкам. Основная же задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Для этого целесообразно будет принять следующие меры.

1) Изменение банковского законодательства.

Говоря о развитии малого и среднего бизнеса, следует отметить, что необходимо принять закон о государственной политике в данной области, о государственном регулировании инновационного предпринимательства, а также законы о каждом виде деятельности малого и среднего бизнеса. В них следует предусмотреть передачу малого бизнеса в ведение органов местной власти с переводом в местные бюджеты налоговых платежей, тем самым стимулируя администрацию регионов к финансовой поддержке начинающегося бизнеса.

В законодательных актах по малому бизнесу требуется предусмотреть выделение средств из Федерального бюджета в рамках государственного внутреннего долга для предоставления гарантий под привлекаемые на внутреннем и внешнем рынках кредитные ресурсы для финансирования малого и среднего бизнеса. Нужно установить порядок упрощенного кредитования малого бизнеса и экономического стимулирования банков, выдающих подобные кредиты.

Решение перечисленных правовых проблем позволит банкам наиболее эффективно выполнять функции по кредитованию российской экономики в целях ее развития.

2) Развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса.

Банкам необходимо разработать единую методологию определения малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень ликвидности залогового обеспечения достаточный для минимизации банковских рисков и приемлемый для малого бизнеса.

3) Постепенное улучшение условий кредитования.

Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования, а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.

4) Развитие системы кредитования  стартового бизнеса.

Недостаток денег для начала собственного дела и эффективного ведения малого бизнеса является важнейшей проблемой для многих субъектов малого предпринимательства, в особенности для стартового бизнеса (См. рис. 6).

 

Рисунок 6. Характеристика источников формирования стартового  капитала

 

Кредитование малого бизнеса в будущем будет тесно связано с развитием «стартовых» проектов и постепенным заполнением этой кредитной ниши банками. Здесь значительную поддержку должны оказать Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов. Активное развитие деятельности указанных фондов, должно стимулироваться государством через принятие ряда законопроектов, предусматривающих механизмы формирования капитала кредитных организаций.

5) Предоставление государственных  кредитных гарантий.

Чрезвычайно важную роль в деле обеспечения новых и вновь создающихся малых предприятий кредитными ресурсами может сыграть система гарантирования кредита. К сожалению, участие государства на рынке кредитования малого предпринимательства ничтожно мало – менее 1,5% кредитов предоставлены под государственные гарантии. Между тем именно государство должно создавать условия для кредитования малого бизнеса – через формирование системы гарантий.

Государство могло бы на определенный период взять на себя формирование полноценного гарантийного фонда, который обеспечит доступ малых предприятий к кредитам. При создании таких гарантийных фондов возможно распределение рисков между федеральными и региональными государственными структурами или их агентами, субъектами малого предпринимательства и банками-кредиторами. Такой подход позволяет в частности реализовать кредитование стартовых проектов, одного из самых перспективных, высокоэффективных, но и самых рискованных видов предпринимательства [31].

 Кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, должны пользоваться льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предоставление государственных кредитных гарантий пока в России не развито. А вот средства из бюджетов различного уровня на компенсацию процентных ставок по кредитам выделяются. Субсидирование процентных ставок, с одной стороны, позволяет предприятиям снизить расходы – банковские кредиты становятся дешевле. С другой стороны, такая схема обеспечивает банкам некую компенсацию рисков, которые они берут на себя при кредитовании предприятий малого бизнеса [25].

Важность создания системы гарантийных механизмов определяется тем, что малый бизнес относится в России к одному из самых рискованных секторов финансовых вложений. Субъекты малого предпринимательства не могут создать бизнес и тем более развиваться без финансовых инвестиций, но при этом не имеют возможности их получить, а, получив, зачастую вернуть. Причины: отсутствие стартового капитала, ликвидного обеспечения под банковский кредит, высокие ставки кредитных организаций.

Решению данной проблемы может способствовать создание в центре и в регионах системы гарантийных механизмов, способных обеспечить льготное, приоритетное финансирование предпринимательских проектов и программ, компенсировать неизбежные потери финансовых средств при неудачном ходе их реализации.

Сейчас рассматривается предложение о том, чтобы каждое министерство несло ответственность за развитие малого бизнеса в сфере своего управления. Координатором этой работы предполагается сделать Министерство экономического развития, которое и сейчас занимается малым бизнесом.

На экспертном совете минэкономразвития обсуждался и был одобрен проект государственного гарантирования кредитов малого бизнеса. Предложенный механизм предусматривает до 50% залога за счет государства. Государственные и муниципальные гарантии – это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5-8 рублей частных кредитов [10,С.43].

6) Создание системы кредитных  бюро:

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в России – это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Закон о создании кредитных бюро поможет развязать этот узел, что, в конечном счете, пойдет на пользу, как заемщикам, так и кредиторам [27, С.4]. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким образом, малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Бюро кредитных историй полезны сразу в нескольких отношениях.

  • Информация о заемщиках позволяет банкам более точно прогнозировать бизнес, минимизировать риски невозврата денег и на этой основе уменьшать процентную ставку.
  • Одновременно снижаются издержки по проверке платежеспособности клиентов.
  • Наконец, механизм кредитных историй дисциплинирует заемщика. Тот знает, что при нарушении обязательств его репутация будет безнадежно испорчена, и он потеряет доступ к кредиту или как минимум сделает его дороже.

По мнению экспертов, реальную отдачу от деятельности кредитных бюро можно ожидать не ранее чем через 5 лет, когда будет накоплен достаточный массив данных о заемщиках. Также следует учитывать, что информация, предоставляемая кредитными бюро, может в ряде случаев быть некорректной в силу специфики отчетности российских малых предприятий. И надеяться на то, что бюро кредитных историй сразу позволит снизить ставки по займам, не приходится. Как говорят участники рынка кредитования малого бизнеса, положительная кредитная история влияет на принятие решения о выдаче кредита, но не на величину ставки. Некоторые банки уже заявили, что будут ставить условием предоставления кредита согласие заемщика на передачу информации в бюро кредитных историй.

По результатам опросов, проводимых Всероссийского центром изучения общественного мнения, около 75% заемщиков, в принципе, не интересуются этим условием в кредитном договоре, еще 15% – положительно относятся к передаче информации о себе и только 10% –считают, что передача сведений в другую организацию может нанести им вред [39] (См. рис. 7).

 

Рисунок 7. Отношение заёмщиков к передаче информации в бюро 
кредитных историй

 

Около 50 кредитных бюро уже зарегистрированы в России. Крупнейшие из них – Национальное бюро кредитных историй (НБКИ, образовано при участии Ассоциации российских банков и международной корпорации TransUnion CRIF), «Экспириан-Интерфакс» (создано группой «Интерфакс» совместно с одним из крупнейших мировых кредитных бюро Experian) и Национальное кредитное бюро (НКБ). При этом ведущие банки на рынке кредитования частных лиц – Сбербанк и «Русский стандарт» – решили поберечь данные о своих заемщиках, и намерены передавать их в собственные кредитные бюро: Сбербанк в партнерстве с Национальным резервным банком, Межрегиональным инвестиционным банком и группой компаний «Русагро» в конце августа организовал бюро «Инфокредит», а банк «Русский стандарт» пока о создании своего бюро не объявил [39,С.5].

7) Повышение доверия между банками и бизнесом.

Доверия между банками и бизнесом можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банки должны вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать, таким образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе грамотная информационная поддержка бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам. Все это необходимо для устранения периодически возникающих стереотипов среди предпринимателей о недоступности кредитов для бизнеса.

8) Поддержка со стороны государства.

О забытом «малом бизнесе» вспомнило, наконец, наше большое государство. Эксперты подсчитали, что вклад маленьких и средних компаний в ВВП России сегодня в два раза меньше, чем их доля в экономиках развитых стран.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса