Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве.
Проблема исследования – особенности современной денежно-кредитной экономической системы.
Тема исследования – «Кредит и его роль в становлении рыночных отношений».
Объект исследования – становление рыночных отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования данной курсовой работы являются особенности денежно-кредитной политики государства.
Цель курсового проекта: изучить роль кредита в становлении рыночной экономики России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «КРЕДИТ» В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………6
1.1. Сущность и функции кредита………………………………………………6
1.2. Формы и виды кредита……………………………………………………11
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………….17
2.1 Кредитная система государства ………………………………………….17
2.2. Современная банковская система РФ и ее структура…………………..21
2.3 Содержание денежно-кредитной политики РФ………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………………………...40 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..38
- операции банков с ценными бумагами;
-
привлечение и размещение
- выдача гарантий.
Банковское законодательство России различает банки как классические кредитные организации, которые, прежде всего, имеют право осуществлять операции по привлечению средств на депозиты и предоставлять денежные средства в кредит. Банки отличаются от небанковских кредитных организаций тем, что они вправе осуществлять классические банковские операции: пассивные (по привлечению средств) и активные (по выдаче кредитов).
Небанковские кредитные организации имеют права только на отдельные банковские операции. Кредитные организации могут также осуществлять различные виды сделок: факторинговые, трастовые и лизинговые операции , выдавать поручительства, сдавать в аренду сейфы, консультировать и заниматься иной деятельностью, кроме производственной, торговой, страховой.
Для решения совместных задач, не преследующих цели извлечения прибыли, кредитные организации могут образовывать союзы и ассоциации, а для совместного осуществления банковских операций — группы и холдинги. Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании действующего законодательства, своего устава и полученной лицензии, формируют свой уставной капитал не ниже определенного уровня.
Кредитные системы отдельных стран при всем их разнообразии имеют общие черты. Они складываются из банковской системы и совокупности так называемых «небанковских банков», т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их на условиях срочности, платности и возвратности.
В мировой практике небанковские кредитно-финансовые учреждения представлены инвестиционными фондами, инвестиционными и страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами. Эти институты, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на общие функции, выполняемые банками и другими финансовыми институтами, ядром кредитной системы государства остается банковская система.
Виды банковских систем
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
-
двухуровневая банковская
- централизованная монобанковская система;
-
уникальная банковская система,
В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.
Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. В России он выполняет следующие функции:
-
осуществляет эмиссию
-
проводит общий надзор за
-
предоставляет кредиты
-
управляет счетами
-
от имени правительства
В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая, характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции — Банк Франции, наряду, с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, также находится под руководством Министерства финансов.
В США, в отличие от других стран, действует своеобразная двухуровневая банковская система. Центральный банк представляет децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков - членов ФРС и определение кардинальных направлений денежно-кредитной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».
История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и других социалистических стран.
Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков. Первый шаг к этому был сделан еще в середине 80-х годов, когда началось проведение банковской реформы, в результате которой были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.
Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г. После принятия закона СССР «О кооперации» в 1988 г. объединениям кооперативов предоставлялось право создавать кооперативные банки. В конце 1988 г. было создано 25 кооперативных банков. В апреле 1989 г. было разрешено создание акционерных коммерческих банков и коммерческих банков на паевых началах.
Основными преимуществами создаваемых коммерческих банков по сравнению с государственными специализированны ми банками являлись предоставленная свобода в выборе методов ведения банковских операций и возможность привлечения клиентов на договорной основе.
В конце 1990 г. были приняты федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков.
Перестройка банковской системы путем создания второго уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была названа «реформой банковской системы начала 90-х годов».
И если на начало 1990 г. было около 200 коммерческих банков, то к началу 1995 г. — уже 2,5 тысячи коммерческих банков. Для сравнения: в США, чтобы создать 1 тысячу банков, потребовалось около 80 лет (1781-1860 гг.).
Итак, банки выполняют роль финансовых посредников, основная функция которых состоит в аккумуляции временно свободных денежных средств и предоставлении их в кредит.
Центральный
банк (ЦБ) не зависит от Правительства
или какого-либо другого органа страны.
Его клиенты — это коммерческие
банки и Правительство.
2.2
Современная банковская
система РФ и ее структура
Современная банковская система России представлена двумя уровнями. В юридическом плане она базируется на Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26.04.95 г. с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральном законе от 3.02.96 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).
Эти российские законы кардинально преобразили существовавшую тогда кредитно-банковскую систему страны. Они создали твердую правовую основу для функционирования двухуровневой банковской системы рыночного типа.
Согласно законодательству, в России стало возможным создание банка на основе любой формы собственности, что и обеспечило ликвидацию государственной монополии на банковскую деятельность.
В соответствии с данными законами, кредитная организация - это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение прибыли и на основе лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Состав банковских операций также предусмотрен в Законе «О банках и банковской деятельности».
Кредитные организации делятся на банки и небанковские кредитные организации.
Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
-
привлечение во вклады
-
кредитование юридических и
-
открытие и ведение банковских
счетов физических и
-
покупка у юридических и
- привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;
-
финансирование капитальных
Четкое определение банка прежде всего характеризуется тем, что банк в совокупности осуществляет 3 типа важнейших операций: депозитная, кредитная, расчетные.
Небанковская кредитная организация — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Допустимое сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливается Банком России.
Кредитные организации небанковского типа составляют важную часть денежно-кредитной инфраструктуры. Они имеют собственные цели и задачи функционирования. В макроэкономическом смысле небанковские организации, наряду с банками, призваны способствовать перетеканию финансовых средств из сбережений граждан и юридических лиц в инвестиции. Отметим следующие формы небанковских кредитных организаций:
1)
банковские союзы, консорциумы,
2)
инвестиционные фонды,
3)
расчетно-клиринговые центры, трастовые
компании, лизинговые фирмы и
др. Речь здесь идет об узко
профессиональной
Особую роль
в двухуровневой банковской системе
занимают Центральный банк (рис. 2.).
Он занимает верхний уровень системы и
призван осуществлять регулирование и
надзор за всеми участниками национальной
банковской системы. Эти функции выполняются
ими от имени государства. Но сам Центральный
банк является независимым учреждением
от деятельности государственных органов
власти. Законодательство Российской
Федерации гарантирует независимость
Банка России.
Рисунок 2. Банковская система РФ
Банк России, по закону, независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти, подотчетен законодательной власти. В своей деятельности он руководствуется лишь Законами Российской Федерации и своим Уставом, является юридическим лицом, осуществляющим свои расходы за счет собственных доходов, и не отвечает по обязательствам Правительства, как и Правительство по обязательствам Банка России.
Он является не структурным подразделением Правительства Российской Федерации, а банковским учреждением, наделенным специальной компетенцией, поскольку осуществляемое Банком России управление кредитно-банковской системой представляет собой форму выражения самоуправления, само регуляции этой системы. Таким образом, в кредитно-банковской системе Центральный банк есть тот элемент, который контролирует и регулирует деятельность остальных элементов, а регулирование посредством контроля и надзора есть одна из форм и методов управления.
Информация о работе Кредит и его роль в становлении рыночных отношений