Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве.
Проблема исследования – особенности современной денежно-кредитной экономической системы.
Тема исследования – «Кредит и его роль в становлении рыночных отношений».
Объект исследования – становление рыночных отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования данной курсовой работы являются особенности денежно-кредитной политики государства.
Цель курсового проекта: изучить роль кредита в становлении рыночной экономики России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «КРЕДИТ» В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………6
1.1. Сущность и функции кредита………………………………………………6
1.2. Формы и виды кредита……………………………………………………11
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………….17
2.1 Кредитная система государства ………………………………………….17
2.2. Современная банковская система РФ и ее структура…………………..21
2.3 Содержание денежно-кредитной политики РФ………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………………………...40 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..38
Что же касается коммерческих банков и кредитных учреждений, то они формируют низший уровень банковской системы, являясь сердцевиной самой системы.
По видам собственности выделяются государственные, частные и смешанные банки.
В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами, обществами со смешанным (иностранным) капиталом.
По
территории деятельности банки делятся
на республиканские и
По
степени независимости
По наличию филиалов: с филиалами и бесфилиальные.
По степени диверсификации капитала: однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями) и многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).
По видам осуществляемых операций различаются:
- собственно депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные банки — кроме депозитных операций, они занимаются размещением собственных и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для средне- и долгосрочных вложений, и вкладчиками средств на длительный срок;
- ипотечные банки — подобно другим банкам, аккумулируют средства юридических и физических лиц путем выпуска акций и облигаций, но особенность этих банков в том, что они обеспечиваются недвижимостью, внесенной в банк в качестве уставного капитала и залога, что является одним из испытанных механизмов принятой в мире системы обеспечения гарантий возвратности кредита;
- сберегательные;
- универсальные.
Таким
образом, для российской банковской системы
характерна в большей степени универсальность
банков с точки зрения выполнения операций.
2.3
Содержание денежно-кредитной
политики РФ.
Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.
Главной
задачей денежно-кредитной
Основные макроэкономические цели реально воплощаются в жизнь через решение более конкретных, тактических задач. Государство и его монетарные органы каждодневно ведут работу, воздействуя на формирование объема и структуры денежной массы. Такая работа ведется по-разному в зависимости от того, насколько значительными представляются средства денежно-кредитной политики. Многое объясняется тем, какова концептуальная исходная позиция экономической политики.
В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский.
И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — само предложение денег.
Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
Высшая цель денежно-кредитной политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.
Инструменты
регулирования денежного
В мировой практике используются следующие инструменты:
-
операции на открытом рынке
с государственными ценными
- политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у Центрального банка;
-
изменение норматива
Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России.
В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики.
Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведение платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано этом все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например, катастрофический рост неплатежей при ужесточении моцетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например, заложение в, современном кейнсианстве основы социально ориентирной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики).
Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.
Макроэкономические цели денежно-кредитной политики.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
В основе формирования денежно-кредитной политики России 90-х годов лежала задача достижения следующих макроэкономических целей:
-
финансовая стабилизация и
- снижение темпов инфляции;
-
создание условий для
- снижение реальных процентных ставок в экономике;
- укрепление курса национальной валюты;
-
обеспечение устойчивости
-
достижение и закрепление
-
отказ от использования
Политика Банка России в области денежно-кредитного урегулирования.
Основная задача денежно-кредитной политики Банка России — удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.
Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются:
- жесткий контроль за темпами денежной эмиссии и структурой денежной массы;
-
проведение политики контроля
за колебаниями валютного
-
дальнейшее развитие и
- активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями;
- реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.
Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.
Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования.
Рефинансирование банков
Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
До середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков.
В течение 2000-2002 гг. Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов России, а также отдельным социально значимым банкам. Процедура рефинансирования была восстановлена. Центробанк России осуществляет предоставление кредитов «овернайт», ломбардных кредитов под залог государственных облигаций. Кроме того, возобновлены операции РЕПО с государственными облигациями.
Рефинансирование банков в 2002 г. являлось основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банковской системе.
В 2001-2002 гг. наиболее остро стала проблема избыточности ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики.
Расширение кредитования реального сектора препятствуют в первую очередь высокие риски (в конце года ставки по кредитам конечным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ставок на межбанковском кредитном рынке, определяющем стоимость ресурсов для самих банков).
Депозитные операции
В целях оперативного регулирования ликвидности банковской системы, нейтрализации излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998—2001 гг.
Банк России активно проводил депозитные операции через систему «Рейтерс-Дилинг» Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия ликвидности банковской системы, в случае возникновения ее избытка, для повышения сбалансированного спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.
Процентная политика по операциям Банка России. Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применяемых Центральным банком, особое место принадлежит учетной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение учетного процента, с целью снижения инфляции проведение, так называемой политики «дорогих денег» , затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками.
Информация о работе Кредит и его роль в становлении рыночных отношений