Кредит и его роль в становлении рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования заключается в том, что кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве.
Проблема исследования – особенности современной денежно-кредитной экономической системы.
Тема исследования – «Кредит и его роль в становлении рыночных отношений».
Объект исследования – становление рыночных отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования данной курсовой работы являются особенности денежно-кредитной политики государства.
Цель курсового проекта: изучить роль кредита в становлении рыночной экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «КРЕДИТ» В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………6
1.1. Сущность и функции кредита………………………………………………6
1.2. Формы и виды кредита……………………………………………………11
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………….17
2.1 Кредитная система государства ………………………………………….17
2.2. Современная банковская система РФ и ее структура…………………..21
2.3 Содержание денежно-кредитной политики РФ………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………………………...40 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

     Что же касается коммерческих банков и кредитных учреждений, то они формируют низший уровень банковской системы, являясь сердцевиной самой системы.

     По  видам собственности выделяются государственные, частные и смешанные  банки.

     В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами, обществами со смешанным (иностранным) капиталом.

     По  территории деятельности банки делятся  на республиканские и региональные, межрегиональные, местные, национальные, заграничные.

     По  степени независимости различают  самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), банки-агенты, связанные (участвующие в капитале друг друга) банки, банки-консорциумы.

     По  наличию филиалов: с филиалами и бесфилиальные.

     По  степени диверсификации капитала: однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями) и многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).

     По  видам осуществляемых операций различаются:

     - собственно депозитные банки,  занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

     - инвестиционные банки — кроме  депозитных операций, они занимаются размещением собственных и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для средне- и долгосрочных вложений, и вкладчиками средств на длительный срок;

     - ипотечные банки — подобно  другим банкам, аккумулируют средства  юридических и физических лиц  путем выпуска акций и облигаций, но особенность этих банков в том, что они обеспечиваются недвижимостью, внесенной в банк в качестве уставного капитала и залога, что является одним из испытанных механизмов принятой в мире системы обеспечения гарантий возвратности кредита;

     - сберегательные;

     - универсальные.

     Таким образом, для российской банковской системы характерна в большей степени универсальность банков с точки зрения выполнения операций.  

     2.3 Содержание денежно-кредитной политики РФ. 

     Денежно-кредитная  политика - важная форма участия  государства в регулировании рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.

     Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Указанные макроэкономические цели достигаются в тесном единстве средств денежно-кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты. Денежно-кредитная политика – не единственное средство в руках государства, способствующие реализации поставленных макроэкономических задач.

     Основные  макроэкономические цели реально воплощаются  в жизнь через решение более  конкретных, тактических задач. Государство  и его монетарные органы каждодневно ведут работу, воздействуя на формирование объема и структуры денежной массы. Такая работа ведется по-разному в зависимости от того, насколько значительными представляются средства денежно-кредитной политики. Многое объясняется тем, какова концептуальная исходная позиция экономической политики.

     В современных условиях противостоят друг другу два теоретических  подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский.

     И современные кейнсианцы и монетаристы  признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — само предложение денег.

     Денежно-кредитная  политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

     Высшая  цель денежно-кредитной политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

     Инструменты регулирования денежного обращения.

     В мировой практике используются следующие  инструменты:

     - операции на открытом рынке  с государственными ценными бумагами;

     - политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у Центрального банка;

     - изменение норматива обязательных  резервов, устанавливаемых Центральным  банком для коммерческих банков.

     Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России.

     В начале периода перехода к рынку  несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики.

     Основными целями «российских монетаристов»  являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведение платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано этом все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например, катастрофический рост неплатежей при ужесточении моцетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например, заложение в, современном кейнсианстве основы социально ориентирной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики).

     Необходимо  искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.

     Макроэкономические  цели денежно-кредитной  политики.

     В соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

     В основе формирования денежно-кредитной  политики России 90-х годов лежала задача достижения следующих макроэкономических целей:

     - финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;

     - снижение темпов инфляции;

     - создание условий для адаптации  экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;

     - снижение реальных процентных  ставок в экономике;

     - укрепление курса национальной  валюты;

     - обеспечение устойчивости платежного  баланса страны;

     - достижение и закрепление тенденции  неинфляционного экономического роста;

     - отказ от использования механизма  эмиссионной поддержки отдельных  предприятий и отраслей.

     Политика  Банка России в  области денежно-кредитного урегулирования.

     Основная  задача денежно-кредитной политики Банка России — удержание достигнутой  внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия  для восстановления неинфляционного  роста экономики.

     Необходимыми  условиями выполнения данной задачи являются:

     - жесткий контроль за темпами  денежной эмиссии и структурой  денежной массы;

     - проведение политики контроля  за колебаниями валютного курса;

     - дальнейшее развитие и совершенствование  действия рыночных механизмов  рефинансирования банков;

     - активное использование таких  инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями;

     - реализация мер со стороны  Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.

     Первостепенным  условием является контроль за темпами  денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной  перспективе.

     Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования.

     Рефинансирование  банков

     Банк  России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России предоставляет  кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

     До  середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты  под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков.

     В течение 2000-2002 гг. Банк России для поддержания  ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий  по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов России, а также отдельным социально значимым банкам. Процедура рефинансирования была восстановлена. Центробанк России осуществляет предоставление кредитов «овернайт», ломбардных кредитов под залог государственных облигаций. Кроме того, возобновлены операции РЕПО с государственными облигациями.

     Рефинансирование  банков в 2002 г. являлось основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности  банковской системе.

     В 2001-2002 гг. наиболее остро стала проблема избыточности ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики.

     Расширение  кредитования реального сектора  препятствуют в первую очередь высокие риски (в конце года ставки по кредитам конечным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ставок на межбанковском кредитном рынке, определяющем стоимость ресурсов для самих банков).

     Депозитные  операции

     В целях оперативного регулирования  ликвидности банковской системы, нейтрализации  излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998—2001 гг.

     Банк  России активно проводил депозитные операции через систему «Рейтерс-Дилинг» Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия ликвидности банковской системы, в случае возникновения ее избытка, для повышения сбалансированного спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

     Процентная  политика по операциям Банка России. Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применяемых Центральным банком, особое место принадлежит учетной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение учетного процента, с целью снижения инфляции проведение, так называемой политики «дорогих денег» , затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками.

Информация о работе Кредит и его роль в становлении рыночных отношений