Лекции по "Микроэкономике""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:44, курс лекций

Краткое описание

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Тема 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Зарождение и основные этапы экономической теории
2. Современная экономическая мысль (неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм)

Вложенные файлы: 1 файл

тексты лекций Микроэкономи.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Социальная  функция цены обусловлена их влиянием на структуру и объемы потребления благ и услуг, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

По ряду признаков  цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные виды цен.

В зависимости от вида торговли, масштабов торговых операций и вида товара цены делятся на:

  • оптовые, по которым реализуются крупные партии то вара в условиях оптовой торговли;
  • розничные, по которым продаются отдельные единицы товара индивидуальным покупателям в розничной торговой сети;
  • закупочные цены – цены государственных закупок товаров у предприятий, организаций, населения;
  • тарифы, по которым производится оплата коммунальных, бытовых услуг,  услуг связи и др.

По степени и способу  регулирования цены делятся на:

  • жесткофиксированные,  твердые цены, которые назначаются органами ценообразования или другими государственными органами;
  • регулируемые, которые регулируются государственными органами путем установления верхней или нижней границы цены на определенные группы товаров, предельного уровня рентабельности (прибыльности);
  • договорные цены, величина которых определяется контрактом между продавцом и покупателями;
  • свободные, рыночные цены, освобождены от вмешательства государственных органов, формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Переход от фиксированных  цен к свободным называется либерализацией цен.

В зависимости от вида рынка, на котором складываются цены, различают, биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Наличие разных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости  использования мировых цен, т.е. цен мирового рынка.

Каждая страна имеет  свой уровень цен.

Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, товаров и услуг, произведенных в стране. Он выражается индексом цен.

Индекс цен – это соотношение между совокупной ценой потребительской корзины данного периода и совокупной ценой потребительской корзины в базисном периоде.

 

5. Структура и инфраструктура рынка. Функции рынка

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение рынка, соотношение его отдельных элементов, удельный вес этих элементов в общем объеме рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются: экономическое назначение объектов рыночных отношений, географическое положение, характер продаж, степень ограничения конкуренции и др.

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок рабочей силы, финансовый рынок. Эти виды рынка подразделяются на различные сегменты или субрынки. Сегмент – это часть рынка, выделенная на основе какого-либо признака.

2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.

3. По характеру продаж – оптовый и розничный.

4. По степени ограничения конкуренции – рынок совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Эти модели рынка подробно рассматриваются в темах 8-9 в связи с анализом поведения фирмы в условиях совершенной и не совершенной конкуренции. В данной теме дадим им лишь определение.

Совершенная конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

• наличие большого числа независимо действующих конкурирующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих продаж);

• конкурентные фирмы производят стандартизованную продукцию и, следовательно, отсутствуют основания для неценовой конкуренции, покупателям безразлично, продукцию какой фирмы покупать,

• конкурентные фирмы не могут  устанавливать рыночную цену, они только приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух,

• не существует никаких препятствий (законодательных, технологических, финансовых и др.) для свободного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее.

Чистая монополия — это модель рынка, которая характеризуется рядом черт:

• фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;

• контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;

• вступление новых конкурентов  в отрасль заблокировано техническими, экономическими, юридическими моментами.

Монополистическая конкуренция —  это модель рынка, которая характеризуется  следующими чертами:

• наличие относительно большого числа независимо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции; в типичном случае размер рыночной доли фирмы составляет от 1 до 10%;

• фирмы производят товар, обладающий исключительными качествами или характеристиками, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующих фирм; это является основой неценовой конкуренции;

• фирмы не считаются с реакцией соперников при выборе цен на свои товары и объемов годовых продаж;

• сравнительная легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.

Олигополия — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:

• наличие наибольшего числа  фирм, господствующих на рынке однородного или дифференцированного продукта;

• каждая фирма при установлении объемов продаж, цены, учитывает реакцию своих конкурентов;

• появление новых фирм затруднено или невозможно.

Современный рынок невозможен без  развитой инфраструктуры, то есть вспомогательных  отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка  - это совокупность учреждений, фирм, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые валютные биржи, банки, страховые компании, фонды и т.д.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д. Кроме этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, учреждений контроля и ревизии.

Сущность рынка находит свое проявление в его функциях – регулирующей, стимулирующей и дифференцирующей.

Раздел 2. Основы теории рыночной экономики

Тема 5. СВОБОДНЫЙ РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1. Спрос и факторы  его определяющие.

2. Предложение и факторы его  определяющие.

3. Эластичность спроса  и предложения.

4. Рыночное равновесие. Роль конкуренции в его установлении.

1. Спрос и  факторы его определяющие

Рынок — это сложная система  взаимодействующих элементов: спроса, предложения, цены.

Спрос описывает поведение покупателя, и его можно охарактеризовать как с качественной, так и с количественной точке зрения. С качественной точки зрения спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная платежными средствами. То есть спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя, желание приобрести товары и услуги в определенном количестве, а с другой, - возможность оплатить покупку. С количественной точки зрения речь идет об объеме или величине спроса.

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которые потребители готовы покупать по разным возможным ценам. Различают индивидуальный спрос, спрос отдельно взятого покупателя; рыночный спрос, характеризующий величину спроса на данный товар всех покупателей рынка; совокупный спрос, интегрированный спрос в масштабе экономики страны.

Индивидуальный спрос потребителя на определенный товар зависит от многих факторов: цены данного товара, цен других товаров, денежного дохода, вкусов потребителей и др. Рассмотрим некоторые из них. Главным фактором является цена товара. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше, следовательно, на него спрос. Устойчивая обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него получила название закон спроса. Его действие можно трактовать как порождение здравого смысла. Однако есть еще объяснение, способное подтвердить его: действие закона убывающей предельной полезности и действие эффектов дохода и замещения. О действии закона убывающей предельной полезности речь шла в предыдущем вопросе. Применительно к данному вопросу можно сказать: поскольку с определенного момента каждая дополнительная единица товара приносит потребителю все меньшее удовлетворение, необходимо понизить цену, чтобы побудить его увеличить покупки. Другим объяснением действия закона спроса могут быть так называемые эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода заключается в том, что снижение цены товара позволяет потребителю купить большее ею количество при той же величине денежного дохода.

Эффект замещения выражается в том, что снижение цены товара делает его более привлекательным и, таким образом, увеличивает склонность потребителя к замещению им других товаров.

Эффекты дохода и замещения дополняют  друг друга, обусловливая склонность потребителя купить большее количество товара по низкой цене.

Графически действие закона спроса можно представить в виде кривой спроса, которая отражает функциональную зависимость между ценой и величиной спроса, т.е. шкалу спроса (см. рис.1).

Так, при цене в 50 руб. покупатели готовы купить лишь одну единицу какого-либо товара, при пене в 30 руб. — уже 3 единицы, при цене в 10 руб. — 5 eдиниц. Как правило, независимую переменную (цену) откладывают на вертикальной оси, а зависимую (спрос) — на горизонтальной (рис. 3).

 

Рис. 3. Зависимость спроса от цены.

 Р —цена за единицу  товара, Q — величина спроса, DD — кривая спроса

Кроме цены данного товара, на величину спроса влияют цены других товаров. При  этом различают товары-заменители и товары-дополнители.

Товары-заменители отличаются друг от друга какими-либо качествами, из-за которых их выбирает покупатель. Здесь проявляется такая зависимость. Рост цен на товары-заменители ограничивает спрос на них и ведет к росту спроса на данный товар. И наоборот. Таким образом, спрос переключается на более дешевые товары.

Рост цен  на товары-дополнители ведет к ограничению спроса и на него, и на основной товар. Влияние дохода проявляется следующим образом. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения величины дохода, называются нормальными благами. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения величины дохода, называются благами низшего ранга. На них сосредотачивается потребление людей с низкими доходами, поэтому при росте дохода спрос на эти блага падает. Таким образом текущие доходы определяют не только величину спроса, но и его структуру. Влияние фактора «доход» объясняет следующие моменты:

1) рост цен  на престижные, модные товары, с  которыми ассоциируется социальный  статус покупателя, ведет не ограничению спроса на них, а, наоборот, к росту. Такой эффект получил название «эффект Веблена»;

2) рост цен  на товары первой необходимости,  которые потребляют лица с  низким доходом, не ограничивает  спрос на него, наоборот, спрос растет. Такой эффект получил название «эффекта Гиффена», а товар низшего ранга, спрос на который при повышении цены растет, называется товаром Гиффена.

Совокупность  индивидуальных спросов на какой-либо товар образует рыночный спрос, а, следовательно, кроме названных факторов, на него окажет влияние и число покупателей.

Зависимость спроса от влияющих на него факторов называется функцией спроса. Ее можно выразить в виде формулы, таблицы, графика:

QD = f(y1...yn),

где QD — величина спроса на данный товар;

Y — фактор;

n — количество факторов.

Все факторы можно разбить на две группы: ценовые (цена данного товара) и неценовые (все прочие).

Изменения цены товара приводит к  изменению величины спроса (почие  факторы неизменны) и движению по кривой спроса.

Изменение спроса под влиянием неценовых  факторов спроса графически выглядит как смещение кривой спроса вправо вверх (увеличение спроса, кривая D1D1) или влево вниз (снижение спроса, кривая D2D2).

 

2. Предложение  и факторы его определяющие

Предложение описывает поведение  продавцов. Его также можно охарактеризовать как с качественной, так и с  количественной точек зрения. С качественной точки зрения предложение – это желание и способность продавцов предлагать товары и услуги покупателям по определенным ценам. С количественной точки зрения – это объем или величина предложения.

Величина предложения — количество товаров и услуг, которые производитель способен произвести и предложить по определенной цене. Зависимость предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 руб. производитель согласен продать лишь 2 единицы товара, при цене 30 руб. — 4 единицы, а при цене 50 руб. — 6 единиц товара.

Прямая взаимосвязь цены и количества предлагаемою товара называется законом предложения. Графически действие данного закона можно представить в виде кривой предложения. Кривая предложения показывает, какое количество товара готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени (рис.4). Она имеет положительный наклон, что говорит о желании производителя продать большее количество товара по более высокой цене

Кроме цены товара, на величину предложения  влияют также издержки производства, цены товаров-дополнителей и заменителей, налоги и субсидии производителям, ожидания производителей относительно изменения цен на ресурсы, товары, налоговой политики, количества производителей в отрасли.

Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Ее можно представить в виде таблицы, графика, формулы:

Qs = F(К1…Km),

где Qs — величина предложения данного товара;

К — фактор;

m — количество факторов.

Все факторы, определяющие предложение, можно разбить на две группы: ценовые (цена данного товара) и неценовые (все прочие).

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике""