Лекции по "Микроэкономике""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:44, курс лекций

Краткое описание

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Тема 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Зарождение и основные этапы экономической теории
2. Современная экономическая мысль (неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм)

Вложенные файлы: 1 файл

тексты лекций Микроэкономи.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

В 1936 г. была опубликована работа Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости процента и денег». Она произвела переворот в экономической теории и дала начало новому направлению – кейнсианству. С точки зрения Кейнса рынок самостоятельно не может обеспечить бескризисное функционирование экономики. Во время кризиса государство должно стимулировать увеличение спроса на товары с помощью бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Кейнсианская теория обосновала необходимость государственного вмешательства в экономику.

С 50-ых гг. XX века неокейнсианцы Харрод, Домар, Хансен разрабатывали проблему темпов и факторов экономического роста. Большое внимание уделялось проблеме соотношения инфляции и безработицы.

В 70-80-е гг. на смену кейнсианству и неокейнсианству приходит монетаризм. Монетаристы рассматривали рынок как саморегулируемую систему и выступали против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Основное внимание уделяется регулированию денежной массы. Наиболее яркий представитель монетаризма – М. Фридмен. Эта теория подвергалась критике, так как была основана на совершенной конкуренции производителей и прямой зависимости национального дохода от количества денег в обращении. Эти недостатки частично были устранены новой теорией экономики предложения. Согласно ей государство должно стимулировать предложение товаров с помощью налоговых льгот, представляемых, в основном, корпорациям (акционерным обществам). Примерно в это же время получила развитие теория рациональных ожиданий. Она изучает поведение экономических субъектов, способных правильно оценить ситуацию и приспособиться к ней. Поэтому в соответствии с положениями данной теории  большинство производителей и потребителей ведут себя рационально и принимают необходимые меры для снижения нежелательных последствий экономической политики.

В 20-30-е гг. XX века начала формироваться теория институционализма. Основоположники Т.Веблен, Дж.Гелбрэйт. Эта теория популярна до сих пор. В центре внимания находится понятие институтов. К ним институционалисты относят корпорации, профсоюзы, государственную власть. Власть каждого института направлена на отстаивание собственных интересов. В зависимости от силы того или иного института складывается определенная направленность экономической политики. Институционалисты исходят из того, что современное общество далеко от равновесия. Правильно оценить тенденции развития общества можно только с помощью междисциплинарного подхода, то есть экономики во взаимосвязи с социологией, правом, политологией и другими общественными науками.

 

Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ

  1. Предмет микроэкономики.
  2. Методы микроэкономического анализа.

 

    1.  Предмет микроэкономики

Для того чтобы понять, что изучает  микроэкономика, то есть что является ее предметом, надо рассмотреть такие  экономические понятия, как производство, потребности, экономические ресурсы  и факторы производства, альтернативный выбор, альтернативные издержки и др.

Для того чтобы  жить, человек должен иметь определенные блага (пищу, жилье, одежду, обувь и  т.д.). Но эти блага в большинстве своем не даются природой в готовом виде. Чтобы их иметь, человек должен их производить.

Производство представляет собой целесообразную деятельность людей, которая направлена на создание благ в различных формах с целью удовлетворения их потребностей.

Экономика - это наука, которая  изучает поведение людей в  процессе производства, распределения и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов; изучает проблемы эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью  достижения максимального удовлетворения потребностей человека.

Иными словами, она имеет  дело с двумя фундаментальными проблемами:

  • Безграничностью и постоянным ростом потребностей, то есть безграничным желанием потреблять товары и услуги.
  • Ограниченностью (редкостью) экономических ресурсов.

Рассмотрим эти фундаментальные  проблемы подробно.

Представьте себе все то, что Вы хотели бы иметь.  Ниже в таблице приведен список наиболее частых желаний людей. Он далеко неполный и мог бы содержать такие пункты, как здоровый образ жизни, мир на земле, полет на луну, стать президентом России и др.

СПИСОК  ЖЕЛАНИЙ

Большой дом

Плазменный телевизор

Роскошный автомобиль

Ужин в дорогом ресторане

Мобильный телефон

Членство в фитнес клубе

Экзотический отдых

Обувь от дизайнеров

Одежда от дизайнеров

Билеты на кубок мира ФИФА по футболу (особенно на финальную игру)


Ниже расположен список ресурсов, которые помогут осуществить Ваши желания. Он тоже далеко неполный. Сопоставьте оба списка и сделайте выводы.

 

СПИСОК РЕСУРСОВ

Доходы от трудовой деятельности

Подарки друзей, родственников

Доходы из иных источников (процент, дивиденд)

Выигрыш в лотереею

Помощь родителей

 

От желаний следует отличать потребности и спрос.

Потребности можно определить как  состояние неудовлетворенности, или  нужды в чем-либо, необходимом  для поддержания жизнедеятельности  и развития личности человека и общества в целом. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека осуществлять производственную деятельность.

Потребности людей многообразны, их можно классифицировать по различным  признакам. Они подразделяются на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и отложенные, настоящие и будущие. В экономической литературе часто используют такую классификацию: физические (физиологические)  потребности – потребности в пище, одежде, жилище и т.д.; социальные – потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, получении образования и т.д.; духовные, связанные с духовно-творческой деятельностью человека – повышением культурного уровня, познанием окружающего мира и т.д. Известно также деление потребностей на первичные и вторичные. Потребности человека и общества в целом не остаются неизменными. Они развиваются по мере развития человеческого общества. 

Следует иметь ввиду, что не все  потребности поддаются точному  количественному измерению. Но большую часть потребностей в материальных благах можно свести к единому измерению с помощью денег. Их общей мерой является потребительский спрос – выраженная в деньгах платежеспособная потребность.

Создание экономических  благ с целью удовлетворения потребностей предполагает наличие экономических ресурсов. В экономической науке под экономическими ресурсами понимают совокупность различных элементов, которые могут быть использованы непосредственно для производства благ, а также их последующего распределения и потребления. К ним относят:

  • природные ресурсы – имеющиеся в распоряжении общества запасы полезных ископаемых и естественные условия жизни;
  • материальные ресурсы – это созданные и накопленные материальные средства, они используются в процессе производства и увеличивают результативность деятельности;
  • трудовые ресурсы – это люди с их опытом, квалификацией, уровнем образования и предпринимательскими способностями;
  • финансовые ресурсы – это денежные средства, которые общество выделяет для производства;
  • информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Экономические ресурсы  ограничены. При этом различают:

  • абсолютную ограниченность – физическую ограниченность, конечность  ресурсов. За небольшим исключением (атмосферный воздух, солнечный свет) все, что окружает человека и  чем он пользуется,  количественно ограничено.  Конечно, ограниченность ресурсов в определенной мере преодолевается, когда возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем человеческих знаний. Однако, все эти изменения не делают ресурсы безграничными.
  • относительную ограниченность - недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей общества.

Экономические ресурсы, которые используются для производства благ, выступают  в качестве факторов производства. Таким образом, факторы производства  - это экономические ресурсы, которые общество использует для производства благ.

К факторам производства относят: землю, труд, капитал, предпринимательский талант.

Предпринимательский талант. Это особый вид ресурсов. В рыночной экономике люди имеют одинаковые стартовые возможности для занятия бизнесом. Однако, при прочих равных условиях,  конечные результаты сильно разнятся. Происходит постоянная дифференциация производителей. Объяснение этому — наличие неодинаковых способностей, таланта у субъектов рыночных отношений. Лишь 5-10 % бизнесменов преуспевают. Поэтому предпринимательский талант отнесен к фактору производства.

Проблема ограниченности ресурсов заставляет делать выбор: что  производить (какие потребности  удовлетворять), для кого производить (чьи потребности удовлетворять), как производить (какие ресурсы использовать для текущего удовлетворения потребностей, а какие – для будущего). Это выбор альтернативных вариантов использования ресурсов.

Альтернативные  издержки появляются, когда мы выбираем один способ использования ограниченных ресурсов и отвергаем другой.

Альтернативные издержки выбора представляют собой ценность наилучшей из альтернатив, которая могла бы быть выбрана, но выбор не был сделан. Другими словами альтернативные издержки это наилучший из отвернутых вариантов при выборе.

Для иллюстрации этого  положения воспользуемся примером, показывающим выбор фермера между выращиванием апельсин и яблок.

Возможности производства апельсин и яблок за год представлены ниже:

ВОЗМОЖНОСТИ

АПЕЛЬСИНЫ

(ТОННЫ)

ЯБЛОКИ

(ТОННЫ)

A

20.0

0.0

B

19.0

10.0

C

16.5

18.0

D

12.5

24.0

E

6.5

28.0

F

0.0

30.0


Графическая интерпретация  приведенных данных представлена на рис. 1

Рис.  1. Кривая производственных возможностей

Каждая точка на кривой производственных возможностей характеризует  определенную комбинацию ресурсов и соответственно объем производства апельсин и яблок,  представляет альтернативный выпуск этих продуктов. Он отражает совокупность апельсин и яблок, которые могли бы быть произведены при имеющихся ресурсах. Двигаясь вниз по кривой, мы видим, что  производство яблок возрастает, в то время как производство апельсин снижается. Для того, чтобы произвести 10 тонн яблок фермер не должен производить 1 тонну апельсин (движение из точки A в точку B).  Для того чтобы произвести еще 8 тонн яблок (движение из точки B в точку C),  фермеру следует отказаться от производства 3.5 тонн апельсин и т.д.  Очевидно, что альтернативные издержки на производство дополнительной тонны яблок растут по мере нашего движения вниз по кривой производственных возможностей. Это отражает важный экономический принцип: «Если мы хотим иметь большее количество какого-либо товара, то обычно необходимо уплачивать за него и большую цену, выраженную в других товарах, которыми мы жертвуем. То есть ради каждой получаемой дополнительной единицы требуемого товара, мы должны отказываться от дополнительного количества других товаров» (Самуэльсон П.). Вот почему кривая по форме является выпуклой.

Кривая производственных возможностей иллюстрирует две важных закономерности:

  • Ограниченность ресурсов - это граница того количества продукта, который мы можем произвести за данный период времени при имеющихся ресурсах и технологиях. Поэтому данную кривую называют  еще границей производственных возможностей.
  • Альтернативные издержки: получить дополнительное количество любого желаемого продукта мы можем только при сокращении производства другого.

Кривая производственных возможностей показывает потенциальный  объем производства и не отражает реальный выпуск продукции. На каждой точке данной кривой мы получаем максимальный объем производства при имеющихся ресурсах.  Таким образом, мы говорим, что все точки на кривой производственных возможностей эффективны.

 

Рис. 2. Кривая производственных возможностей и эффективности

Если фермер работает в поле, расположенном ниже кривой производственных возможностей, значит, некоторые из имеющихся ресурсов не задействованы или используются неэффективно (точка X на рис. 2).  В этом случае возможно расширение производства апельсин и яблок за счет имеющихся ресурсов.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике""