Лекции по "Микроэкономике""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:44, курс лекций

Краткое описание

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Тема 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Зарождение и основные этапы экономической теории
2. Современная экономическая мысль (неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм)

Вложенные файлы: 1 файл

тексты лекций Микроэкономи.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

В XV веке экономисты попытались количественно измерить предпочтения покупателей. Для этого была разработана кардиналистская теория полезности. Ее авторы Менгер, Визер, Джевонс, Госсен. Они предлагали ввести точное измерение величины полезности. В качестве меры полезности предлагалось использовать субъективную единицу измерения ютиль (U). Кардиналисты использовали две оценки полезности:

1. Общая полезность  (TU) – мера общего удовлетворения от потребления всего количества товара за определенный период.

2. Предельная  полезность (MU) – прирост общей полезности при потреблении дополнительной единицы блага.

;

Взаимосвязь между общей и предельной полезностью иллюстрируется графически на рис. 9.


Рис.9.

Общая полезность достигает максимума, когда предельная полезность равна нулю. Изменение предельной полезности подчиняется закону убывающей предельной полезности: если потребление всех остальных товаров неизменно, то в рамках определенного периода предельная полезность данного товара снижается по мере увеличения его потребления. Этот закон сформулирован немецким экономистом Госсеном и называется первым законом Госсена.

Рациональный  покупатель принимает решение о  покупке, соизмеряя затраты с  результатами, то есть с полезностью.

Максимальная  общая полезность достигается, когда соотношения предельных полезностей товаров с их ценами равны, то есть:

, где A, B…N – товары.

Это второй закон Госсена, который характеризует условие потребительского равновесия с точки зрения кардинализма. Равновесие означает достижение максимального результата при заданных затратах.

Главный недостаток кардиналистской теории состоит в том, что на практике не всегда удается найти универсальную и точную единицу измерения полезности, поэтому в конце XIX века на смену кардинализму пришла ординалистская теория.

 

 

 

2. Анализ потребительского  поведения с точки зрения ординалистской теории полезности

Термин ординарный означает ранжированный или выстроенный в определенном порядке. Авторы ординализма: Хикс, Парето, Эджуорт. Они предлагали измерять полезность с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя. По этой шкале потребителю нужно выбрать один из нескольких наборов благ. Потребительские предпочтения анализируют с помощью кривых безразличия.

Кривая безразличия (U)– совокупность точек, которые обозначают комбинации из двух товаров, приносящие потребителю одинаковую полезность. Потребителю безразлично, какую из комбинаций выбрать.

Рис. 10. Кривая безразличия.

Вся совокупность кривых безразличия, расположенных на одной плоскости, образует карту кривых безразличия.

Рис. 11. Карта кривых безразличия.

Каждая более высокая кривая безразличия содержит наборы товаров  с более высокой полезностью. Кривые безразличия не пересекаются, так как каждая из них характеризует наборы с разным уровнем полезности. По мере движения по кривой безразличия вправо она становится все более пологой, это связано с убыванием предельной нормы замещения.

Предельная норма замещения (MRS) – количество одного товара, которым потребитель готов заменить единицу другого товара.

Предельная норма замещения товара В товаром А:

Главный ограничитель потребительского выбора- это доход. Возможности потребителя анализируются с помощью бюджетных линий.

Бюджетная линия (I)– совокупность точек, каждая из которых обозначает комбинацию из двух товаров, которую можно приобрести при полном использовании дохода.

Рис.12. Бюджетная линия

При полном использовании дохода потребитель может купить либо только 10 единиц товара А, либо только 50 единиц товара В, либо комбинации товаров А и В, лежащие на прямой.

Уравнение бюджетной линии:

Наклон бюджетной линии зависит  от соотношения цен товаров А  и В. Например, при подорожании товара А и неизменной цене товара В бюджетная линия сдвинется против часовой стрелки.

 

При одновременном снижении цен  товаров А и В или при  повышении доходов потребителя  бюджетная линия сдвигается вправо и вверх параллельно исходному  положению.

При совмещении кривой безразличия  с бюджетной линией получим графическую модель потребительского равновесия.

Рис.13. Потребительское равновесие.

Точка О – точка потребительского равновесия. В ней достигается  максимальная полезность от потребления  двух товаров при условии полного  использования дохода. В точке О соблюдается второй закон Госсена. Кроме того, в точке О предельная норма замещения

В точках К и L потребительское равновесие не достигается, так как они лежат на более низкой кривой безразличия и обозначают наборы товаров с меньшей полезностью, чем набор О.

 

Раздел 4. Поведение  субъектов на рынках факторов производства

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

    1. Фирма и организационные формы бизнеса
    2. Издержки производства и прибыль: бухгалтерский и экономический подходы
    3. Производство в краткосрочном периоде
    4. Производство в долгосрочном периоде
    5. Издержки в краткосрочном периоде
    6. Издержки в долгосрочном периоде

 

    1.  Фирма и организационные формы бизнеса

Основной хозяйственной единицей рыночной экономики является фирма. В современной экономической литературе под фирмой понимают, с одной стороны, самостоятельную, имущественно обособленную хозяйственную единицу, которая выпускает и реализует продукцию (выполняет работы, оказывает услуги) в целях получения прибыли, с другой — форму существования бизнеса, зарегистрированную соответствующим образом, иначе — организационно-правовую форму хозяйственной единицы.

Организационно-правовая форма фирм определяет порядок их учреждения, ответственность и правомочия ее членов, порядок отчетности, налогообложения и т.д.

В мировой практике используются различные  организационно-правовые формы фирм, которые определяются национальным законодательством.

Обычно выделяют: частное предприятие; товарищество, в том числе с полной ответственностью (полное товарищество), со смешанной ответственностью (смешанное товарищество), с ограниченной ответственностью (ограниченное товарищество); акционерное общество; государственное предприятие. Остановимся на их характеристике подробнее.

Частное предприятие — это предприятие, основанное физическими лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность в тех или иных сферах и заключают коммерческие сделки от своего имени. Учредитель и собственник здесь одно лицо, которое несет полную имущественную ответственность по делам фирмы.

Частные предприятия могут быть двух видов частное предприятие, основанное исключительно на собственном труде предпринимателя и членов его семьи, частное предприятие, основанное на привлечении наемного труда.

Такую организационно-правовую форму имеют, как правило, мелкие фирмы, мастерские по ремонту и обслуживанию машин, автозаправочные станции, предприятия розничной торговли.

Финансовые возможности частных  предприятий ограничены. Поэтому  с целью расширения производства частные капиталы объединяются и образуют различные товарищества и общества.

Полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью) образуется на основе договора физических и (или) юридических лиц о совместной предпринимательской деятельности. Его имущество — это совместная собственность членов товарищества, которое образуется внесением паев, ими могут быть имущество, деньги, идеи, услуги и др. Прибыль, полученная товариществом, делится между его участниками пропорционально паям. Основная черта полного товарищества — полная и солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества.

Полная (неограниченная) ответственность  означает, что участники товарищества отвечают по всем обязательствам, возникающим в связи с его функционированием, всем своим имуществом независимо от его включенности в капитал товарищества. Это сближает его с частным предприятием.

Солидарная ответственность означает, что имущественные претензии могут быть предъявлены в полном размере к любому из участников товарищества по выбору кредитора.

Налоговый режим полного товарищества выгодно отличается от других организационно-правовых форм. Поскольку полное товарищество не является юридическим лицом, его прибыль не облагается налогом. Каждый участник платит налог со своей доли прибыли. Как правило, полные товарищества — это мелкие фирмы, ведущие торговую и консалтинговую (например, адвокатскую) деятельность.

Смешанное (коммандитное) товарищество является модифицированной формой полного товарищества. Согласно российскому законодательству оно называется "товарищество на вере". Особенность его состоит в том, что образуют товарищество как действительные члены (полные товарищи), которые несут полную имущественную ответственность перед кредиторами, так и члены-вкладчики (коммандитисты), ответственность которых oграничена размером их пая. В качестве действительных членов могут выступать физические и (или) юридические лица. Коммандитное товарищество является юридическим лицом. Неодинаковая ответственность его участников порождает и различия в правах. Только действительныe члены руководят обществом и осуществляют его представительство. Недостаток данной организационно-правовой формы — ограниченные возможности паевого способа привлечения капитала. Паи существуют в форме записи в договоре.

Если на сумму вкладов членов-вкладчиков общество выпускает акции, которые свободно передаются инвесторам, общество называется акционерной коммандитой. Преимущество этой организационно-правовой формы состоит в возможности привлечения дополнительных средств за счет эмиссии и продажи акций, недостаток — в законодательном ограничении привлечения заемных средств в форме облигационных займов.

По налоговым соображениям в  качестве единственного действительного члена в коммандитное товарищество может быть принято общество с ограниченной ответственностью.

Такое образование именуют коммандитным товариществом с ограниченной ответственностью. Его преимущества состоят в том, что с точки зрения налогообложения — это товарищество, доход которого облагается налогом, а с точки зрения гражданского права появляется возможность перенести полную ответственность на общество с ограниченной ответственностью, которое, как правило, располагает незначительным капиталом.

Общество с ограниченной ответственностью образуется так же, как и другие виды товариществ на основе учредительного договора физических и (или) юридических лиц, путем объединения вкладов (паев) участников в денежной и иных формах.

Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом. Главная отличительная особенность этой организационной формы — его члены не несут имущественной ответственности по обязательствам товарищества, они рискуют только вкладом. В этом состоит смысл понятия «ограниченная ответственность», в этом и преимущества данного товарищества.

Недостаток данной организационно-правовой формы состоит в ограниченных возможностях привлечения ресурсов — не разрешается выпуск облигационных займов, публичная подписка на вклады (паи). Законодательства ряда стран ограничивают численность участников. Как правило, такие товарищества объединяют лиц, хорошо знающих друг друга, и используются как форма семейных предприятий.

Классические частные фирмы  и товарищества — типичные формы  организации мелкого бизнеса.

Акционерное общество представляет собой уставное общество с правом юридического лица. Оно также образуется путем объединения на паевой (долевой) основе средств участников (акционеров) и относится к обществам с ограниченной ответственностью, так как отвечает по своим обязательствам только собственным капиталом. Иначе говоря, имущественный риск акционеров ограничивается теми средствами, которые они внесли тля вступления в акционерное общество. Акционерами могут стать как физические, так и юридические лица. Число учредителей не ограничивается, им может быть и одно лицо. Сумма уставного капитала общества опреде-1яется национальным законодательством каждой страны.

Отличие акционерного общества от товариществ  заключается в том, что его  капитал образуется, как правило, в денежной форме и разбивается на равные по величине и неделимые паи. Последние представлены в виде акций. Акция — это ценная бумага, которая свидетельствует о доле ее владельца в акционерном капитале и дает право на получение части дохода пропорционально этой доле (дивиденда).

Акции могут быть как именными, так и на предъявителя. В первом случае переход акций от одного собственника к другому фиксируется и, таким образом, акционерное общество всегда знает своих участников, а также число акций у каждого из них. Акции на предъявителя свободно переходят от одного собственника к другому.

По способам получения дивидендов акции подразделяются на привилегированные и обыкновенные. Первые имеют фиксированный дивиденд и предоставляют право на его первоочередное получение, но не дают права голоса на собрании акционеров. Вторые приносят владельцам дивиденды из той части прибыли, которая остается после выплаты дивидендов по привилегированным акциям; предоставляют владельцам право голосовать на собраниях акционеров по принципу «1 акция — 1 голос».

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике""