Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:02, курс лекций
1. Предмет экономической теории и этапы ее развития.
2. Система методов и функций экономической науки.
3. Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора оптимального решения в экономике. Кривая производственных возможностей.
Совокупный спрос можно представить выражением:
AD = C+I+G+X.
Нужно обратить внимание на то, что на совокупный спрос оказывают влияния как ценовые, так и неценовые факторы. Нужно отметить, что цена является важнейшей детерминантой совокупного спроса.
Студентам необходимо понять, что кривая совокупного спроса (AD) (см. рисунок 41) показывает то количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом возможном уровне цен. Так, изменение объема совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD.
Рисунок 41.
Кривая совокупного спроса
Р
По количественной теории денег: MV=PY,
поэтому Y= |
MV |
, |
P |
где Р - уровень цен; Y - реальный объем дохода; М - количество денег в экономике; Y - скорость обращения денег.
Можно объяснить отрицательный наклон кривой AD тремя эффектами:
Кроме отмеченных нами ценовых факторов на совокупный спрос большое влияние оказывают неценовые факторы, вызывающие изменения характера совокупного спроса. К ним относится все, что оказывает влияние, во-первых, на потребительские расходы домохозяйств (уровень жизни потребителей и т.д.); во-вторых, на государственные расходы (государственная политика); в-третьих, на инвестиционные расходы фирм (субсидии, процентные ставки, налоги на бизнес, льготные кредиты); в-четвертых, на чистый экспорт влияют условия на внешних рынках, колебания валютных курсов и т.д.
В экономике наблюдаются еще два неценовых фактора. К ним относят – предложение и скорость обращения денег.
Совокупное
предложение и его факторы.
Неценовые факторы совокупного предложения
Совокупное предложение представляет собой общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике при разных уровнях цен.
Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране выражается кривой АS, на ее характер оказывают влияние как ценовые факторы, так и неценовые. Ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения (перемещение вдоль кривой AS) (см. рисунок 42). Неценовые факторы представляются вследствие изменений в технологии, в ценах ресурсов, в налогообложении, в объеме применяемых ресурсов в структуре рынка. Они приводят к сдвигу кривой AS.
Общеизвестно, что кривая AS бывает динамической и статистической. Так динамическая AS используется для оценки темпов инфляции, для измерения национального объема производства.
Рисунок 42.
Долгосрочная кривая совокупного предложения
Р
Уровень
цен
ASдолг.
Классики и кейнсиацы форму кривой AS толкуют по-разному. Так, изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора могут быть неодинаковы, что объясняется тем, какой период принимается во внимание (короткий или долгий). Классическая модель рассматривает экономику в долгосрочном периоде, тогда как кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде. В долгосрочном периоде цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары таким образом, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость. Отсюда долгосрочная кривая AS отражает производственные возможности страны и строится исходя из следующих условий: объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией; изменения в факторах производства и технологии происходит слабо; экономика функционирует при полной занятости факторов производства, а объем производства равен потенциальному; номинальная заработная плата и цены - гибкие и их изменения поддерживают равновесие на рынках. В этом случае (см. рисунок 43) кривая AS вертикальная и характеризует естественный уровень объема производства, т.е. объема производства в условиях полной занятости, когда безработица находится на естественном уровне. колебания совокупного спроса изменяют уровень цен. При уменьшении предложения денег кривая AD1 смешается влево в положение AD2. Далее, экономическое равновесие перемещается из точки Е1 в точку Е2 при этом на прежнем уровне остается количество произведенной продукции AS.
В краткосрочном периоде такая модель невозможна.
Рисунок 43.
Смещение кривой совокупного спроса
Уровень
цен
ASдолг.
Макроэкономическое равновесие и изменение в нем
Поскольку совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг при данном уровне цен, а совокупное предложение представляет собой общее количество товаров и услуг произведенных и предложенных в соответствии со сложившимся уровнем цен, постольку между ними существует тесная взаимосвязь. Совокупный спрос и совокупное предложение могут быть измерены в текущих или неизменных ценах и изображены в виде кривой, графика. В условиях развитого рыночного хозяйства может возникнуть ситуация, когда спрос несколько опережает предложение. В этом случае в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Подчиняясь ценовым сигналам предложение следует за ростом цен. Это обычная реакция, которая позволяет подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от потребностей спроса.
Подобная ситуация, отображающая процесс согласования предложения и спроса, может быть изображена в виде двух кривых (см. рисунок 44).
По горизонтали откладывается количество произведенных товаров, а по вертикали – уровень цен. Кривая спроса растет –сверху вниз, а кривая предложения – снизу вверх. При росте цен растет предложение и снижается спрос. При движении цен в обратном направлении предложение сокращается, а спрос увеличивается. Иногда агрегированные спрос и предложение пересекаются в точке равновесия Рe: равновесная цена совпадает с равновесным объемом производства.
Рисунок 44.
Долгосрочная и краткосрочная кривые
совокупного предложения
Уровень
цен
ASдолг.
Ре
Изучая данную проблему важно
понять, что любой продавец должен
выходить на конкурентный рынок не
со своей индивидуальной ценой, а
с ценой, обусловливаемой
Важно понять, что совокупный спрос и совокупное предложение являются не просто механической суммой индивидуальных величин. Они выступают качественно новой категорией. Вместе с доходами населения растет совокупный спрос. Однако, он растет не пропорционально росту доходов, так как с увеличением доходов средства начинают частично откладываться в сбережения. Поэтому предложение на определенном этапе обгоняет спрос. В этом случае производители не могут полностью реализовать произведенную продукцию. Запасы товаров увеличиваются. Предприниматели начинают нести убытки. Они вынуждены снижать цены и сокращать производство.
8. Определение
и измерение экономического
Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).
Рост, очевидно, является многосторонним процессом. Хотя ни одна отдельно взятая цифра не может отразить разнообразные величины общего роста, все же лучшим единым показателем является, вероятно, реальный национальный продукт (чистый и валовой). Поскольку данные о валовом национальном продукте и чистом национальном продукте страны показывают в значительной мере аналогичную картину и поскольку чаще приходится иметь дело с данными о валовом продукте, в этой главе внимание будет сосредоточено на валовом продукте страны. Тем не менее необходимо сделать несколько дополнительных замечаний и оговорок, касающихся очевидных фактов.
1.
При рассмотрении некоторых
2.
Досуг является одним из
3.
Если бы простое увеличение
совокупного валового