Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:02, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет экономической теории и этапы ее развития.
2. Система методов и функций экономической науки.
3. Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора оптимального решения в экономике. Кривая производственных возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экономики Прикладная информатика в экономике.docx

— 425.95 Кб (Скачать файл)

 Все налоги содержат следующие элементы: объект налога (имущество или доход, подлежащие обложению); субъект налога (налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо); источник налога (доход, из которого выплачивается налог); единица обложения (единица измерения объекта в денежном выражении); ставка налога (величина налога с единицы объекта в %); налоговая льгота (полное или частичное освобождение плательщика от налога); налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами).

Налоги  делятся на две группы: прямые и  косвенные.

Прямыми налогами облагаются доходы или имущество субъектов экономики, которые зависят от эффективности функционирования этих субъектов в настоящее время.

Косвенные налоги всегда включаются в цену товара, и таким образом основная тяжесть косвенного налогообложения, как правило, переносится на потребителей в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

 
13.   Монополия и ее основные типы.

Антимонопольная политика государства.

Монополия — фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Монополия - это внутригосударственная или международная (надгосударственная) организация, в силу своего доминантного положения способная нанести вред государству, а также другим организациям и народам или способная их уничтожить.

Виды  монополий

Естественная  монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. (ст 2 ФЗ "О естественных монополиях")

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирование - это либеральная точка зрения противников монополии в области экономики.

Фактически государство, как организация, всегда монополия. У государства всегда есть монополия  на работу спецслужб, вооруженных сил, внешней и внутренней политики.

Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

Трест — объединение созданное Алексеем Петрусевичем. Впервые основан в 1735 году и существует до сегодняшнего дня.

Антимонопольная политика государства.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка  и совершенствованию экономики  в целом.

Существуют два вида антимонопольной  политики:

    • антимонопольная политика в отношении естественных монополий
    • антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

 Разработка и принятие  антимонопольного законодательства  — одно из самых важных средств  такого государственного регулирования  экономики. В современный период  главная особенность этого законодательства  состоит в том, что оно направлено  на защиту так называемой олигополии  как рыночного механизма. При  этом под олигополией понимается  такая организация отрасли (или  локального рынка), при которой  ограниченное число крупных производителей  выпускают значительную или преобладающую  часть отраслевой продукции и  благодаря этому они способны  либо осуществлять самостоятельную  монопольную политику, либо вступать  в монопольный сговор относительно  единой рыночной политики. Важнейшая  черта олигополистического рынка  — взаимодействие конкурентных  и монопольных сил. 

 Следует отметить, что  антимонопольное законодательство  не является первой попыткой  в истории развития регулируемой  конкуренции. Впервые регулирование  конкурентных отношений возникло  в середине ХIХ в. в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

 Исторически сложилось  два типа антимонопольных законов.  Первый из них предусматривает  формальное запрещение монополии,  второй строится на принципе  контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация отдельных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

 Однако сам режим  антитрестовского регулирования  время от времени претерпевает  определенные изменения (смягчение  или ужесточение), связанные с  различными факторами, в частности  со сменой экономической политики  после прихода к власти определенной  администрации, ослаблением или  усилением государственного вмешательства  в дела частного сектора. Преобладающей  в настоящее время является  оценка монополизма и его антипода  — конкуренции, исходя из принципа  эффективности экономики. Иными  словами, отрицательные последствия  монополизма в плане ограничения  конкуренции могут перекрываться  экономической эффективностью монополизации  тех или иных рынков.

 Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции.

 

 
14. Инфляция; ее причины, типы и  виды.

Социально-экономические  последствия инфляции.

  1. Инфляция; ее причины, типы и виды.

Инфляция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс. Инфляция не означает роста всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения. Важно, чтобы изменялся общий уровень цен, то есть дефлятор ВВП. Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служить экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному периоду снижения розничных цен при постепенном повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизни Сталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1950 года).

Причины инфляции

В экономической  науке различают следующие причины  инфляции:

    • Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
    • Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
    • Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
    • Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
    • Сокращение реального объем<span class="List_0020Paragraph__Char" styl

Информация о работе Лекции по "Экономике"