Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:02, курс лекций
1. Предмет экономической теории и этапы ее развития.
2. Система методов и функций экономической науки.
3. Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора оптимального решения в экономике. Кривая производственных возможностей.
Все налоги содержат следующие элементы: объект налога (имущество или доход, подлежащие обложению); субъект налога (налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо); источник налога (доход, из которого выплачивается налог); единица обложения (единица измерения объекта в денежном выражении); ставка налога (величина налога с единицы объекта в %); налоговая льгота (полное или частичное освобождение плательщика от налога); налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами).
Налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.
Прямыми налогами облагаются доходы или имущество субъектов экономики, которые зависят от эффективности функционирования этих субъектов в настоящее время.
Косвенные налоги всегда включаются в цену товара, и таким образом основная тяжесть косвенного налогообложения, как правило, переносится на потребителей в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
13. Монополия и ее основные типы.
Антимонопольная политика государства.
Монополия — фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Монополия - это внутригосударственная или международная (надгосударственная) организация, в силу своего доминантного положения способная нанести вред государству, а также другим организациям и народам или способная их уничтожить.
Виды монополий
Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. (ст 2 ФЗ "О естественных монополиях")
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирование - это либеральная точка зрения противников монополии в области экономики.
Фактически государство, как организация, всегда монополия. У государства всегда есть монополия на работу спецслужб, вооруженных сил, внешней и внутренней политики.
Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).
Трест — объединение созданное Алексеем Петрусевичем. Впервые основан в 1735 году и существует до сегодняшнего дня.
Антимонопольная политика государства.
Хорошо продуманные меры
по регулированию монополий
Существуют два вида антимонопольной политики:
Разработка и принятие
антимонопольного
Следует отметить, что
антимонопольное
Исторически сложилось
два типа антимонопольных
Однако сам режим
антитрестовского
Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции.
14. Инфляция; ее причины, типы и
виды.
Социально-экономические последствия инфляции.
Инфляция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс. Инфляция не означает роста всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения. Важно, чтобы изменялся общий уровень цен, то есть дефлятор ВВП. Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служить экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному периоду снижения розничных цен при постепенном повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизни Сталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1950 года).
Причины инфляции
В экономической
науке различают следующие