Лекции ро "Налогообложению организации финансового сектора экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:14, курс лекций

Краткое описание

Финансовый сектор экономики входит в состав институциональных секторов экономики. Институциональные секторы экономики это - группы институциональных единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность иоперации с другими единицами, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и источников финансирования затрат. В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в пять внутренних секторов. К ним относятся: нефинансовые организации, финансовые организации, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ФСЭК.docx

— 160.34 Кб (Скачать файл)

Льготы по государственной  пошлине  определены НКРФ для определенной категории  налогоплательщиков.

В качестве формы отчетности для  налогоплательщика выступает расчет сумм государственной пошлины. Отчетность представляется втечение трех рабочих  дней в налоговый орган по месту  постановки  на налоговый учет. Отсчет  трехдневного срока представления  расчета начинается не со  дня  уплаты сбора, а со дня, следующего  после  уплаты.

Сумма уплаченной госпошлины  относится  на расходы, учитываемые при расчете  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций.  Государственная пошлина  уплачивается по месту совершения значимого  действия.

Подлежат обложению НДС также доходы по следующим операциям с ценными бумагами:

-оказанию услуг по ведению  реестра акционеров;

-оказание слуг по оформлению  и регистрации сделок по ценным бамагам оказание  услуг по изготовлению бланков ценных бумаг;

-оказание услуг по хранению  ценных бумаг, в том числе  сдача в аренду ячеек для  хранения ценныхьбумаг

-оказание услуг по изготовлению бланков ценных бумаг.

 

 

Тема 7 «Направления совершенствования налогообложения организаций финансового сектора экономики»

 

Организации финансового сектора экономики призваны содействовать ускорению прогрессивных экономических процессов, реализуя эффективную финансовую политику и способствуюя стабильности и применению новых фори взаимоотношений субъектов хозяйствования.

Развитие финансовой системы осуществляется под воздействием всей совокупности форм и методов государственного управления, среди которых выделяются и налоговые инструменты.

В документе Минфина России «Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и  на плановый период 2013 - 2014 годов» важное место отведено развитию налогообложения и налогового администрирования организаций финансового сектора экономики.

Предусмотренные Правительством РФ меры ориентированы на тесную координацию  с преобразованиями   в других областях, отказ от необоснованного  увеличения налоговой нагрузки, обеспечение  прозрачности деятельности налогоплательщиков.

Переход к современным условиям хозяйствования невозможен без построения налоговой системы, отвечающей задачам  как обеспечения государства  необходимыми финансовыми ресурсами, так и продвижения экономически по пути рыночных преобразований. Последние годы реформирование налоговой системы РФ реализуется посредством принятия изменений в НК РФ,  который является основополагающим документом законодательства о налогах и сборах. Экономичской предпосылкой этого процесса послужило развитие всех сфер и отраслей российской экономики, в том числе банков, страховых компаний, фондового рынка.

Налогам отводится ключевое место  среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство  использует налоговую политику в  качестве регулятора как позитивных, так и особенно негативных явлений  рынка.

Механизм налогообложения банков, страховых компаний,  инвестиционных инструментов также должен способствовать оптимизации объемов и  направлений деятельности организаций финансового сектора экономики.

Рассматривая налоговую систему  России как систему постоянно  развивающуюся, нельзя не заметить, что  на этапе становления (начало 1990-х  годов) налоги в своей основе формировались  в условиях экономического  кризиса, что не могло не отразиться на их качестве, структуре, ставках. Характерным было премущественное выполнение фискальной функции налогов. Это находило отражение прежде всего в том, что объектом налогообложения банков, страховых компаний первоначально был доход, а не прибыль. Кроме того, при переходе в 1994 году к налогу на прибыль для них, как и для бирж, брокерских фирм, были установлены повышенные налоговые ставки.

Наконец, при распространении общих  положений налогового законодательства на налогообложение организаций финансового сектора экономики не были учтены особенности их деятельности, порядка формирования доходов, расходов и финансовых результатов. Это отрицательно сказывалось на общем налоговом климате деятельности банков, страховых компаний, профессиональных участников фондового рынка, инвестиционных фондов.

Перечисленные недостатки налогового законодательствав в значительной степени сняты при современном реформировании налоговой системы. Однако необходимость дальнейшего совершенствования налогового механизма сохраняется.

Можно ввделить четыре периода становления  современной системы налогообложения  финансво-кредитных организации.

Первый перид охватывает 1992-1993 год. Банковская система, страховая и посреднеческая деятельность выделялись как имеющие особенности для целей налогообложения. По банковской и страховой деятельности имел место налог на доходы, а по другим видам деятельности – налог на прибыль.  Доходы бирж,  брокесрких  компаний хотя и облагались налогом на прибыль, но к ним применялась более высокая ставка.

Второй период в развитии налогообложения  организаций финансового сектора (1994-2000) характеризуется прежде всего распространением на банки и страховые компании налога на прибыль. Однако ставка налога на прибыль для них была установлена на более высоком уровне, чем промышленным предприятиям. Кроме того, по банкам и страховым компаниям действовали специальные Положения по составу затрат, учитываемым при исчислении налога на прибыль (утвержденные постановлением Правительства РФ № 490 и № 491), поскольку общее Положение № 552 не отражало специфику их деятельности.

Третий период начался введением  в действие части первой и продолжался  до введения части второй НК РФ. Наиболее яркие изменеия на этом этапе связаны  с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. На все организации, относящиеся  к финансово-кредитной сфере, распространены общие положения по налогу на прибыль  организаций, в том числе уровень  налоговой ставки. Однако имеют место  отдельные статьи, учитывающие специфику  деятельности банков, страховых компаний, профессиональных участников рынков ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов. При подготовке  гл. 25  НК РФ вновь поднимался вопрос о  возврате к налогу на доходы (или  о введении налога на активы) в отношении  банковской и страховой деятельности.

Четвертый период можно признать как  этап внесения существенных  изменений в части первую (2006) и вторую НК РФ в отношении всех налогов. Он продолжается и в настоящее время. Особо следует выделить 2009 год, когда были приняты изменения  в гл. 25 НК РФ в части ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок, участников фондового рынка (бирж, клиринговых организаций и др.),  наонец, организаций рынка коллективных инвестиций (паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды).

Современный рынок финансовых услуг  характеризуется высокой динамичностью, появлением качественно новых финансовых инструментов, направленных на эффективное  управление финансовыми рисками государства и участников финансовых рынков. Однако их активное внедрение затруднено неадекватной оценкой налоговых последствий проведения при прямом применении действующей редакции норм НК РФ. Это также предопределяет необходимость формирования новых и совершенствования используемых  подходов в методологии налогообложения организаций финансового сектора экономики для обеспечения обоснованного налогового воздействия на развитие их деятельности, создания равных конкурентных условий применения различных финансовых инструментов.

По объективным причинам налоговое  законодательство представляется сложным  и динамичным, что вызывает проблемы неоднозначности трактовки его  норм, в том числе в правоприминительной  практике. В результате усиливаются  налоговые риски, негативно отражающиеся на финансововм положении и репутации  банка.

Задача минимизации рисков требует  развития методов их идентификации, методологии формирования налоговой  базы по налогам, уплачиваемым   организациями финансового сектора экономики, и совершенствования методики налогового учета.

Как правило, организации финансового  сектора экономики достатчно  устойчивые, а банки являются крупными налогоплательщиками, что обусловлено законодательно установленными требованиями к уровню капитализации и ликвидности финансово-кредитных организаций.

 

 

Тема 8. «Налогообложение страховых организаций»

Понятия и термины, выражающие наиболее общие  условия страхования

Страхователь - физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.

Страховщик - организация (юридическое лицо), проводящая страхование, принимающая на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда.

Застрахованный - физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой зашиты. Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования. На практике застрахованный может быть одновременно страхователем, если уплачивает денежные (страховые) взносы самостоятельно.

Страховая защита 1) в широком смысле - экономическая категория, отражающая совокупность специфических распределительных и перераспределительных отношений, связанных с преодолением или возмещением потерь, наносимых материальному производству и жизненному уровню населения стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями (страховыми рисками);

2) в узком смысле - совокупность  перераспределительных отношений  по поводу преодоления (превенция)  или возмещения ущерба (страховые  выплаты), наносимого конкретным  объектам страхования (товарно-материальным  ценностям, имуществу, жизни и  здоровью людей). Потребность в  страховой защите конкретизируется  в страховых интересах.

Страховой интерес - мера материальной заинтересованности физического или юридического лица в страховании. Носителями страхового интереса выступают страхователи и застрахованные. Применительно к имущественному страхованию имеющийся страховой интерес выражается в стоимости застрахованного имущества. В личном страховании страховой интерес заключается в гарантии получения страховой суммы в случае событий, обусловленных условиями страхования.

Страховая сумма - денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности (в имущественном страховании), жизнь, здоровье, трудоспособность (в личном страховании).

Объект страхования - жизнь, здоровье, трудоспособность граждан - в личном страховании; здания, сооружения, транспортные средства, домашнее имущество и другие материальные ценности - в имущественном страховании.

Страховая ответственность - обязанность страховщика выплатить страховую сумму или страховое возмещение. Устанавливается законом или договором страхования.

Выгодоприобретатель - завещательное лицо, т.е. получатель страховой суммы после смерти завещателя. Назначается страхователем (застрахованным) на случай его смерти в результате страхового случая. Фиксируется в страховом полисе.

Страховой полис - документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю (застрахованному). Удостоверяет заключенный договор страхования и содержит все его условия.

Термины, связанные с процессом  формирования страхового фонда

Страховая оценка - критерий оценки страхового риска. Характеризуется системой денежных измерителей объекта страхования, тесно увязанных с вероятностью наступления страхового случая. В  качестве страховой оценки могут  быть использованы действительная стоимость  имущества или какой-либо иной критерий (заявленная стоимость, первоначальная стоимость и т.д.).

Страховое обеспечение - уровень страховой  оценки по отношению к стоимости  имущества, принятой для целей страхования. В организации страхового обеспечения  различают систему пропорциональной ответственности, предельной и систему  первого риска. Наиболее часто на практике используются система пропорциональной ответственности и система первого  риска.

Система пропорциональной ответственности - организационная форма страхового обеспечения. Предусматривает выплату  страхового возмещения в заранее  фиксированной доле (пропорции). Страховое  возмещение выплачивается в размере  той части ущерба, в какой страховая  сумма составляет пропорцию по отношению  к оценке объекта страхования. Например, если страховая сумма равна 80% оценки объекта страхования, то и страховое  возмещение составит 80% ущерба. Оставшаяся часть ущерба (в данном примере 20%) остается на риске страхователя. Указанная  доля страхователя в покрытии ущерба называется франшизой, или собственным  удержанием страхователя.

Система предельной ответственности - организационная форма страхового обеспечения. Предусматривает возмещение ущерба как разницу между заранее  обусловленным пределом и достигнутым  уровнем дохода.

Система первого риска - организационная  форма страхового обеспечения. Предусматривает  выплату страхового возмещения в  размере фактического ущерба, но не больше, чем заранее установленная  сторонами страховая сумма. При  этом весь ущерб в пределах страховой суммы (первый риск) компенсируется полностью, а ущерб сверх страховой суммы (второй риск) вообще не возмещается.

Страховой тариф, или брутто-ставка, - нормированный по отношению к  страховой сумме размер страховых  платежей. По экономическому содержанию это цена страхового риска. Определяется в абсолютном денежном выражении, в  процентах или промилле от страховой  суммы в заранее обусловленном  временном интервале (сроке страхования).

Нетто-ставка отражает расходы страховщика  на выплаты из страхового фонда. Нагрузка - расходы на ведение дела, т.е. связанные  с организацией страхования, а также  заложенную норму прибыли.

Информация о работе Лекции ро "Налогообложению организации финансового сектора экономики"