Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:14, курс лекций
Финансовый сектор экономики входит в состав институциональных секторов экономики. Институциональные секторы экономики это - группы институциональных единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность иоперации с другими единицами, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и источников финансирования затрат. В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в пять внутренних секторов. К ним относятся: нефинансовые организации, финансовые организации, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства.
Расходы по валюте, однажды произведенные и включенные в затраты по курсу на день совершения операции, в дальнейшем не переоцениваются.
На расходы, осуществленные банком в иностранной валюте, распространяются правила как регламентации их отдельных видов, учитываемых при налогообложении, так и размеров, характерных для рублевых затрат.
Отчисления по созданию резерва под возможные потери по ссудам, в том числе и выданным в иностранной валюте включаются в состав внереализационных расходов. Порядок создания резерва под возможные потери по ссудам определяется ЦБ РФ.
С 1 января 2002 г прибыль банков и кредитных учреждений облагается налогом по ставке 20%.
Сумма налога на прибыль определяется банками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.
Налоговым периодом признается календарный год.
Порядок и сроки уплаты налога на прибыль банками
Гл. 25 НК РФ предусматривает три способа уплаты налога на прибыль: раз в квартал, раз в месяц исходя из прибыли за прошлый кварта, paз в месяц исходя из прибыли за предыдущий месяц.
Ежеквартальные авансовые
- иностранные банки, у которых в РФ есть постоянное представительство;
- банки, у которых доходы от реализации не превышают в среднем 3.000.000 рублей за каждый квартал;
- только что созданные банки в течение первого квартала с даты их регистрации.
Перечисление налога и подача декларации за квартал не позднее 28 апреля, за полугодие не позднее 28 июля, за 9 мес. - не позднее28 октября, а по окончании года - не позднее 28 марта.
Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли за прошлый месяц.
Налог исчисляется за каждый прошедший месяц нарастающим итогом. Декларации подаются ежемесячно не позднее 28 числа следующего месяца. В эти же сроки необходимо заплатить налоги за прошедший месяц.
Ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли за прошлый квартал.За первые три месяца с начала года ежемесячные авансовые платежи должны быть равны 1/3 суммы налога, который был уплачен за последний квартал предыдущего года, а в следующие 3 месяца - 1/3 суммы, отраженной в декларации за первый квартал текущего года.
Ежемесячный платеж в 3 кв. = ставка * (налогооблагаемая прибыль за полугодие -налогооблагаемая прибыль за первый квартал ): на 3.
Ежемесячный платеж в 4 кв. =ставка * (налогооблагаемая прибыль за 9 мес.-налогооблагаемая прибыль за полугодие ): на 3.
Ежемесячный авансовый платеж необходимо вносить не позднее 28 числа каждого месяца.
Декларация подается не позже 28 дней со дня окончания квартала.
Учет при налогообложении прибыли величины резерва по сомнительным долгами и величины резерва на возможные потери по ссудам.
Сомнительным долгом признается любая
задолженность перед
Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными
к взысканию) признаются те долги
перед налогоплательщиком, пол которым
истек установленный срок исковой
давности, а также те долги, по которым
в соответствии с гражданским
законодательством
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности
со сроком возникновения свыше
90 дней - в сумму создаваемого
резерва включается полная
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности
со сроком возникновения до 45
дней - не увеличивает сумму
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов - от суммы доходов, за исключением доходов в виде восстановленных резервов.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 Налогового кодекса, создавать резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах).
Суммы отчислений в резервы на возможные
потери по ссудам, по ссудной и приравненной
к ней задолженности (включая
задолженность по межбанковским
кредитам и депозитам и средствам,
размещенным на корреспондентских
счетах), сформированные в порядке,
устанавливаемом Центральным
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах) включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах), могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка по итогам отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы.
Тема 6 «Налогообложение операций банков с ценными бумагами»
Рынок ценных бумаг в нашей стране стал реальностью, хотя его еще очень рано сравнивать с фондовыми операциями в экономически развитых старанах.
Определенное влияние на масштабы распространения ценных бумаг и разнообразие операций с ними оказывают и вопросы налогообложения.
Регулирование рынка ценных бумаг и снижение рисков на этом рынке могут осуществляться при помощи:
-государственного
-силами самих участников рынка (эмитентов, инвесторов, профессиональныхпосредников и т.д.)
-экономическими методами самого рынка.
С помощью государственного регулирования может быть создан благоприятный инвестиционный климат, в частности, могут быть осуществлены:
-снижение инфляции, так как инфляцияобесценивает
накопления и делаент
-совершенствования налоговой
-определение направлений
-формирование инвестиционной
-стимулирование притока
Экономичесукое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется главным образом путем применения разных налоговых режимов.
Обращение ценных бумаг в той или иной мере связано с такими налогами, как налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, налог на имущество организаций.
Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие рынка ценных бумаг в значительной мере зависит от того, насколько налоговые стимулы компенсируют инвестиционные риски вложений в ценные бумаги. Именно фискальный характер налоговой системы России при переходе к современным рыночным отношениям стал основной причиной того, что налогообложение не только не способствовало развитию национального фондового рынка, но в ряде случаев сдерживало его.
Налогообложение операций и доходов по ценным бумагам хотя и является частью налоговой системы, но обособлено по сфере действия. Общие принципы налогообложения должны быть направлены на снижение налоговой нагрузки путем отказа от взимания отдельных налогов, введения льготного режима или специального порядка исчисления и уплаты налоговых платежей .
До 2005 года в России действовал
налог на операции с ценными бумагами.
Однако в последние годы он все
больше приобрел пошлинный характер.
В результате налог был заменен
уплатой одного из видов государственной
пошлины, а именно пошлины за совершение
действии, связанных с государственной
регистрацией выпусков (дополнительныхвыпусков)
эмиссионных ценных бумаг. Как и
налог на операции с ценными бумагами,
государственная пошлина
Налогоплательщики этой пошлины – юридические лица, осуществляющие эмиссию ценных бумаг натерритории РФ.
Объект налогообложения –
Налоговая база –номинальная сумма выпуска ценных бумаг, размещаемых по подписке; количество юридически значимых действий (документов)
Плательщиками государственной пошлины являются организации, которые обращаются за совершением юридически значимых действий в частности выпуска эмиссионных ценных бумаг. Это юридические лица, которые на территории РФ выступают в роли эмитентов ценных бумаг (осуществляют выпуск эмиссионных ценных бумаг)
Объектом обложения
Налоговая база как элемент налогообложения в отношении государственной пошлины прежде всего представляет собой количество действий (документов), осуществляемых уполномоченными органами. Лишь для определения размера государственной пошлины за регистрацию выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки, налоговой базой выступает номинальная сумма выпуска эмиссионных ценныхбумаг, заявленная эмитентом.
При дополнительном выпуске ценных бумаг необходимо уплатить государственную пошлину на новую сумму –сумму вновь выпускаемых ценных бумаг.
При увеличении уставного капитала, в том числе за счет увеличения номинальной стоимости акций, обложению госпошлиной подлежит номинальная сумма выпуска, соответствующая приросту устанвго капитала.
Тарифы по государственной пошлине установлены главным образом в рублях. Размерыгосударстывенной пошлины дифференцируются в зависимости от характера операций.
Например:
-за рассмотрение заявления о
государственной регистрации
- за рассмотрение заявления о регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг -1000 рублей
Информация о работе Лекции ро "Налогообложению организации финансового сектора экономики"