Лизинг и его роль в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:27, дипломная работа

Краткое описание

Поэтому цель работы состоит в том, чтобы на основе содержательного анализа лизинга как модифицированной системы отношений и особенной формы предпринимательской деятельности, экономико-правовых условий его организации и применения, выявить потенциальные возможности лизинга в процессе развития малого бизнеса в России.
Основные задачи исследования:
- Изучить теоретические и методологические основы лизинга;
- Рассмотреть практические аспекты осуществления лизинговых операций;
- Проанализировать особенности и перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические и методологические основы лизинга……………………….6
1.1.Понятие и общая характеристика лизинга………………………………….6
1.2.Финансовые особенности лизинговых отношений………………………11
1.3.Современные тенденции развития малого предпринимательства в России…………………………………………………………………………….19

2. Практические аспекты осуществления лизинговых операций…………….24
2.1.Функции и виды лизинга…………………………………………………..24
2.2.Организация лизинговой сделки…………………………………………..34
2.3. Некоторые отраслевые особенности лизинга…………………………….43
2.4.Проблемы малых предприятий, связанные с привлечением финансирования…………………………………………………………………52

3. Особенности и перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе…………………………………………………..55
3.1. Перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе………………………………………………………………55
3.2. Участие государства в лизинговых отношениях………………………...64

Заключение……………………………………………………………………….69

Список использованных источников………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

Лизинг и его роль в развитии малого бизнеса..doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Развитию лизинга способствует ряд обстоятельств:

      • развитие рынка средств производства;
      • налоговые льготы;
      • совершенствование законодательной базы;
      • развитие страхования.

Эти обстоятельства, а  также наличие достаточной ресурсной  базы длительного характера коммерческих банков при стабильной политической обстановке создадут условия для  расширения лизинговых операции отечественных  коммерческих банков.

 

2.3. Некоторые отраслевые особенности лизинга

 

Темпы экономического развития во многом определяются состоянием транспортной системы. Автомобилизация стимулирует  рост многих отраслей промышленности, включая и отрасли агропромышленного  комплекса, облегчает процессы миграции населения; способствует выравниванию уровней экономического развития регионов.

В последние годы мировой  рынок грузовых автомобильных перевозок  является одним из наиболее динамично  развивающихся, а экспорт автотранспортных услуг считается в мире одной  из выгодных областей внешнеэкономической деятельности. Однако Россия стремительно сдает свои позиции в этой прибыльной сфере. Доля рынка в стране, контролируемая российскими автоперевозчиками, снизилась с 40% в 1990 году до 15,4% в 2003  году. Из 5 млрд. дохода от отечественного рынка международных перевозок на долю России приходится 800 млн. долл., остальная сумма поступает в основном в Западную Европу9.

Российские автоперевозчики  не выдерживают конкуренции из-за неудовлетворительного технического состояния подвижного состава. Кроме того, международное сообщество постоянно ужесточает стандарты по экологичности и безопасности автомобильного транспорта, что создает угрозу потери российскими перевозчиками своих позиций на международных транспортных рынках. За последнее десятилетие в процессе проведения реформ в отрасли втрое сократилась доля транспортных средств общего пользования, снизилась производительность труда.

Необходимо, чтобы объем  приобретения подвижного состава превышал объем его списания. Кроме того, важно выявить существующий спрос на транспортные услуги, определить темпы прироста населения, его транспортную подвижность и динамику общих объемов перевозок и пассажирооборота.

В развитых зарубежных странах  лизинг стал главным способом обновления парка грузовых автомобилей. Так, доля лизинга в продажах некоторых западноевропейских производителей грузовиков составляет от 15 до 20 процентов; странах Центральной и Восточной Европы – от 30 до 40 процентов, США – до 40%. С целью обеспечения условий аренды транспортных средств в странах Европейского Союза, была создана Европейская ассоциация аренды  автомобилей (ЕКАТРА), в состав которой входят 16 стран10.

В России  развитие транспорта и, в частности, лизинга подвижного состава, значительно отстает от других стран. Доля федерального бюджета в финансировании транспортного комплекса составила не менее 3%, а с учетом  финансирования железнодорожного транспорта и целевых программ общий объем инвестиций, равный 40 млрд. руб., оказался  в несколько раз ниже необходимого. Между тем доля транспорта в валовом внутреннем продукте превышает 10 процентов, а в общем объеме налоговых поступлений – 19 процентов.

По расчетам специалистов, для бюджета автомобиль является уникальным товаром, поскольку в  период его эксплуатации идут постоянные доходы в бюджет: выплата налогов при покупке машины, и в процессе использования – налог на машину,  на дороги и др.; потребление запасных частей, горючего и масел. Кроме того, в автомобилестроении России занято примерно 1 млн. человек, а с учетом сопряженных  отраслей (производство резины, продуктов химии и др.) – 10 млн.

Государство финансирует  в основном капиталоемкие или  менее прибыльные отрасли транспорта. Так, в России доля государственных  инвестиций, направляемых на развитие транспортной инфраструктуры, составляет от 70 до 95 процентов; а на развитие парка транспортных средств от 20 до 40 процентов всех вложений, в развитых странах – от 50 до 70 процентов.

Прокат автомобилей, близкий  к оперативному лизингу, начала применяться  в России в 50-х годах; позднее, в 70-е годы «Автоэкспорт», «Соватрансавто» осуществляли разовые сделки по аренде транспортного оборудования; в начале 90-х годов «Промстройлизинг» стал сдавать в лизинг КамАЗы. Позднее в инвестиционном коммерческом банке «Восток-Запад» в течение пяти лет успешно реализовывалась программа «Лизинг в международном транспорте»; несколько лет Московская лизинговая компания и Нижегородская лизинговая компания поставляли в лизинг небольшие грузовики «Бычок» и «Газель».

В России начал развиваться  лизинг автобусного пассажирского и муниципального транспорта. Состояние  пассажирских  транспортных средств характеризуется высокой степенью их физического и морального износа. За последние годы парк этих предприятий сократился более чем на 30%,  а более половины автобусов имеет срок службы более десяти лет. Если до 1992 года с помощью государства ежегодно закупалось от 18 до 19 тысяч новых автобусов; то в 2003 году было приобретено всего 4,8 тысяч, хотя ежегодная потребность в обновлении составляет 13,5 тысяч машин. Между тем, автобусный транспорт общего пользования играет значительную социальную роль, обслуживая, главным образом, беднейшие (с доходом ниже величины прожиточного минимума) слои населения, составляющие 40% общей его численности.

Вместе с тем, по мнению специалистов, существуют определенные трудности в развитии лизинга муниципального транспорта, состоящие в большой вероятности быстрой и серьезной потери предметом лизинга своей стоимости; непредсказуемых перспективах вторичной реализации.

Однако уже имеются многочисленные примеры применения схем лизинга пассажирских транспортных средств.

Так, автотранспортная организация  Санкт-Петербурга, приобрела на условиях лизинга около 100 микроавтобусов. В  Костроме впервые в российской практике  компания «РусАвтоПром» передала бюджетной организации на условиях лизинга 45 автобусов, применив схему лизинга с последующим выкупом имущества, что стало возможным благодаря высокому качеству произведенной техники ОАО «Голицинский автобусный завод», ликвидной на вторичном рынке. В Перми городская администрация намерена приобрести 21 автобус фирмы «Скания» на условиях договора лизинга. Выгода очевидна: договор заключается на семь лет, а минимальный срок службы автобуса составляет 20 лет. Экономически целесообразно, чтобы автомобили приобреталась лизингодателем у поставщика крупными партиями, что дает возможность получить скидки с цены.

Ограниченность финансовых ресурсов местных бюджетов не позволяют  городским властям приобретать  дорогостоящую специализированную технику за полную стоимость или в кредит. Выходом из ситуации становится использование  различных схем лизинга.

Так, в Петрозаводске  между МУП «Автоспецтранс» (лизингополучатель) и «Кареллесинвестлизинг» (лизингодатель) заключен договор лизинга на поставку пяти мусороуборочных машин на общую сумму 3300 тыс.руб. Согласно условиям договора 850 тыс. руб. уплачено за счет средств администрации города и первый взнос в размере 150 тыс. руб. – за счет предприятия-лизингополучателя; оставшаяся сумма лизинговых платежей будет выплачиваться в течение двух с половиной лет.

В 2003 году «Инкасбанк»  выдал лизинговой компании «XX Век» кредитов на сумму 33 млн. руб., сроком на три года для реализации лизинговой программы по техническому переоснащению автопарка № 6 «Спецтранс» г. Санкт-Петербурга. Предметом лизинга выступили 100 единиц спецмашин и контейнеров третьего поколения. Приобретение их в лизинг позволяет предприятию отнести издержки на себестоимость, а не на прибыль, как в случае прямой покупки за счет кредита; начислять амортизацию с коэффициентом ускорения до 3-х, что расширяет возможности предприятия своевременно обновлять и модернизировать основные средства; не платить налог на имущество, а по истечении срока договора лизинга основные средства получить в собственность предприятия по «нулевой» остаточной стоимости.

В Европе, США и многих других регионах мира автомобильным  транспортом осуществляется не менее 75-80 процентов перевозок всех грузов и населения; в России этот показатель ниже и составляет от 50 до 55 процентов. Между тем, социально-экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и основных отраслей экономики. Из всех видов транспорта автомобильный вносит наибольший вклад в рост благосостояния и улучшение социального положения населения.

За рубежом лизинг стал главным способом обновления парка грузовых и легковых автомобилей; в России лизинг автотранспорта находится в стадии становления и перспективы его развития зависят, прежде всего, от роста доходов потенциальных лизингополучателей и динамики инвестиций в экономику в целом.

Лизинг недвижимости имеет особенности,  связанные, прежде всего, со специфическим объектом  договора. В соответствии с классификацией недвижимых  объектов различают  лизинг промышленных предприятий, производственных зданий и сооружений, офисных, торговых и складских помещений и пр. Согласно условиям договора лизинга лизингодатель строит или покупает недвижимость по поручению лизингополучателя и передает ее для использования в предпринимательских целях с правом выкупа по истечении срока договора или без него.

Недвижимость – это  товар особого рода, стоимость  которого с течением времени, как  правило, не падает, а растет, следовательно, лизингополучатель приобретая недвижимое имущество, эффективно вкладывает заработные средства.

Использование механизма  лизинга недвижимости и ипотеки  предоставляет  реальную возможность  завладеть имуществом без значительных единовременных вложений собственных  средств, используя достаточно эффективную  и привлекательную схему привлечения средств. Вместе с тем, отличие лизинга от ипотеки состоит в том, что при ипотечном кредитовании залоговые отношения носят первичный характер, в лизинговой же сделке они вторичны, либо могут отсутствовать.

В структуре лизинговых операций  западноевропейских стран преобладают сделки с движимым имуществом, доля сделок с недвижимостью составляет от 13 до 17 процентов, причем наибольший спрос на эти виды услуг в Германии (лизинг помещений под офисы), Италии и Австрии (сдач в лизинг магазинов розничной торговли), Нидерландах (лизинг промышленных зданий и сооружений); в восточноевропейских странах лизинг недвижимости не нашел широкого распространения.

Следует отметить, что  сделки, подобные лизинговым, имели  место и широко применялись в  России в начале процессе  приватизации, когда при изменении правового статуса торговых организаций им предлагалось выкупить в собственность помещения магазинов (аренда с последующим выкупом).

До настоящего времени  в России существует ряд проблем, которые сдерживают распространение лизинга как новой формы инвестирования, что обусловлено, с одной стороны, недостаточной обработанностью законодательной и нормативно-правовой базы, с другой – неразвитостью ипотечного кредитования и лизинга. Эти ограничения затрудняют возможность  проведения операций финансового лизинга со зданиями и сооружениями, поскольку не определен порядок выкупа земельного участка, на котором они находятся, и типичной является ситуация, когда права на землю и здание принадлежит разным субъектам. Для предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, это означает, что затруднены сделки финансовой аренды с теми зданиями, в которых расположены столовые, магазины, парикмахерские и т.п.

Как правило, для лизинга  недвижимости применяется схема  оперативного лизинга, при котором предмет лизинга передается в аренду на срок, который короче его экономического функционирования (амортизационного периода). Трудность с применением финансового лизинга объясняется тем, что передача объекта в финансовый лизинг должна происходить на срок, приблизительно соответствующий сроку полной амортизации данного объекта, а поскольку речь идет о недвижимости, среднегодовая норма амортизации который составляет около 3,3%, срок лизинга будет равен около 30 лет. Закон о лизинге снял ограничения применения механизма ускоренной амортизации и существенно расширил рамки его использования. Расчет амортизации с коэффициентом равном 3, сокращает срок амортизации до 10 лет, что делает лизинг недвижимости более доступным.

Таким образом, если в  развитых странах лизинг недвижимости занимает почти пятую часть рынка лизинговых услуг и имеет плавную тенденцию к росту, в России происходит процесс его становления и медленного развития, что связано с преодолением многих субъективных  и объективных факторов, созданием благоприятной законодательной базы, инфраструктуры рынка лизинга недвижимости и др.

 

Интенсификация  воспроизводства новой техники  с помощью механизма лизинга 

 

Масштабы и технический  уровень инвестиций, направляемых в  развитие отраслей экономики, во многом определяют темпы научно-технического прогресса и степень интенсификации производства, которая является основой для повышения темпов экономического роста.

Интенсификация обновления средств труда является специфической  категорией общественного производства, отражающей не только его развитие, но и качественные изменения техники, происходящие на основе внедрения в производство современных достижений научно-технического прогресса. В основе интенсификации лежит применение более совершенных средств и предметов труда, позволяющее не только быстро увеличивать производство продуктов, но и делать это наиболее эффективно с наименьшими затратами.

Информация о работе Лизинг и его роль в малом бизнесе