Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа
Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........
2. Несмотря на снижение
финансовых издержек, связанных
с потерей большого количества
времени на регистрацию, по
сравнению с 1999-2000 гг., издержки
входа на рынок остаются
3. Сложные и дорогостоящие процедуры регистрации бизнеса в Беларуси объясняются борьбой чиновников с фирмами-однодневками. Однако высокие налоги являются одним из основных факторов, препятствующих развитию малых предприятий. Желание минимизировать налоговые платежи будет и дальше способствовать различным формам существования теневого рынка и бегству капитала.
4. Одним из наиболее
деструктивных факторов в
5. Возможности предпринимателей лоббировать собственные интересы в одиночку сильно ограничены. Однако 80% МСП не входят в бизнес ассоциации, призванные отстаивать их интересы. Неумение и (или) нежелание предпринимателей объединяться и защищаться облегчают задачу властей рассматривать их как источник пополнения бюджетов различного уровня и собственные карманы чиновников.[8]
По нашему мнению, для кардинального изменения ситуации нужно принципиально изменить отношение органов государственного управления к частному бизнесу – важному источнику долгосрочного экономического роста в Беларуси.
Активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие её потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и её стабильного роста по нашему мнению требует:
1) формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;
2) внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;
3) переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;
4) дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры. [25]
Для стимулирования развития частного сектора в Республике Беларусь мы рекомендуем:
- упростить процедуры
регистрации и ликвидации
- определить единый перечень документов для регистрации;
- закрепить принцип «одного
окна», включая постановку
- внести изменения в Налоговый кодекс, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на предприятия;
- законодательно запретить все формы административного регулирования цен и тарифов, кроме узкого перечня товаров и услуг;
- существенно сократить
количество лицензируемых
- либерализовать законодательство в сфере сертификации продукции, работ, услуг (упрощение порядка сертификации и удешевление её процедуры);
- провести ревизию законодательства о приватизации, чтобы придать новый импульс процессам трансформации формы собственности;
- активизировать системы государственной поддержки предпринимательства путём оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса.
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. [3,с.77]
Основными нормативно-правовыми документами, определяющими направления и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства».
В соответствии с действующим
законодательством малое
• в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
• в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере — до 60 человек;
• в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
• в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;
• в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.
К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров. [1,с.146]
Рассмотрим основные показатели малого бизнеса в Республике Беларусь (см. приложение Р).
Мы заметили, что количество малых предприятий в стране имеет стойкую тенденцию к росту. Так, в 2011 году темп роста количества малых предприятий по сравнению с 2007 годом составил 73,0%; темп роста количества индивидуальных предпринимателей 2011 года по сравнению с 2007 годом снизился и составил -6,6%.
Рассмотрим удельный вес малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (см. приложение С).
Из диаграммы мы делаем следующий вывод: за последние года произошли изменения в структуре сектора малого бизнеса. Увеличилось количество малых предприятий, занятых в промышленности (в 2010 году их количество составляло 12750, в 2011 году – 13622 предприятий, что на 6,8% больше). При этом в 2011 году удельный вес малых предприятий в общем объёме валового внутреннего продукта составил 15,3%, что ниже уровня 2007 года на 12,6%.
Следовательно, мы делаем следующий вывод: при приросте доли малых предприятий, занятых в промышленной сфере на - 12,6% рост вклада малых предприятий в ВВП страны составил + 89,1%, что позволяет предположить, что развитие производственного сектора малого предпринимательства будет способствовать дальнейшему экономическому росту страны.
Рассмотрим число субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности (см. приложение Т).
Деятельность малых
В 2011 году в сфере торговли насчитывалось 37179 субъектов малого предпринимательства, в 2010 году – 36174. Прирост субъектов малого предпринимательства составил 3%. В 2011 году промышленность насчитывала 13622 субъекта малого предпринимательства, в 2010 году – 12750. Прирост малого предпринимательства составил 6,4%.
Более наглядно мы представим удельный вес субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности с помощью диаграммы (см. приложение У).
В сфере торговли в 2011 г. занято 41,9% субъектов малого предпринимательства, в сфере промышленности за 2011 г. - 15,3 % малых предприятий (2010 г. – 15,1%, 2009г. – 15,5%); в сфере операции с недвижимым имуществом - 12,0% (2010г – 11,3, 2009 – 10,5%), в сфере строительства - 9,5 % (2010 г. - 9,0 %); транспорта — 9,2 % (2010 г. – 9,3 %). Все остальные отрасли имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого предпринимательства. Например, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2011 г. было занято 55 малых предприятий, что составляло 0,1 % их общего количества (2010 г. – 47 предприятий, или 0,1 %). В области здравоохранения и предоставления социальных услуг работало 784 предприятия, или 0,9 % (2010 г. - 758 предприятий, или 0,9 %).
В 2009 г. наметилась тенденция роста удельного веса малых предприятий, занимающихся материальным производством, однако отраслевая структура сектора малого бизнеса в последние годы практически не изменилась.
Численность работников малых предприятий, включая совместителей и работающих по договорам подряда, в 2011 г. достигла 88673 тыс. человек. По сравнению с 2010 г. данный показатель увеличился на 4509 тыс. человек, или на 5,4 %.
Рассмотрим основные финансовые показатели деятельности малых предприятий (см. приложение Ф)
Мы заметили, что в 2009 г. возросло количество убыточных предприятий. Их удельный вес от общего числа составил 23,4 % . В 2011 г. количество убыточных предприятий значительно сокращается и составляет 20,3 % . Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) в 2010 г. возросла до 15,7 % против 13,5 % в 2009 г., но затем уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 3,2%.
Рассмотрим удельный вес субъектов малого предпринимательства в инвестициях в основной капитал с помощью диаграммы (см. приложение Х).
В указанном периоде темпы роста инвестиций в основной капитал малого предпринимательства превышали аналогичные темпы роста в целом по Республике Беларусь. Удельный вес инвестиций в основной капитал малого предпринимательства возрос с 13,1% в 2008 г. до 25,9% в 2011 г. (прирост на 12,8 процентных пунктов).
Рассмотрим удельный вес субъектов малого предпринимательства в выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг с помощью диаграммы (см. приложение Ц).
В общем объёме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого предпринимательства составила в 2011 году 29,4%, в то время как в 2009 году – 28,3% (прирост – на 1,1процентных пункта).
Рассмотрим удельный вес малого предпринимательства во внешнеторговом обороте, экспорте и импорте товаров (см. приложение Ш)
Во внешнеторговом обороте Республики Беларусь у субъектов малого предпринимательства довольно высокие позиции. Удельный вес возрос с 30,5% в 2009 году до 33,7% в 2010 году (прирост – на 3,2 процентных пункта).
Доля экспорта возросла с 34,3% в 2009 году до 38,9% в 2010 году (прирост – на 4,6 процентных пунктов), в то время как доля импорта снизилась с 27,6% в 2009 году до 1,8% в 2010 году (снижение на 25,8 процентных пункта).
Доля импорта возросла с 1,8% в 2010 году до 3,0% в 2011 году (прирост на 1,2 процентных пункта).
Развитие экспортной деятельности в сфере предпринимательства было обеспечено путём выполнения ежегодных планов мероприятий по реализации стратегии развития экспорта субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 – 2010 годы.
Рассмотрим рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в Республике Беларусь (см. приложение Щ).
В 2009 году рентабельность реализованной продукции насчитывала 13,5%, в 2010 году – 15,7 (прирост составил 2,2 процентных пункта). В 2011 году рентабельность реализованной продукции составила 12,5%, что означает снижение на 3,2 процентных пункта по сравнению с 2010 годом.
Можно сделать следующий вывод: для малых предприятий Республики Беларусь характерны более высокая экономическая эффективность и по большинству экономических показателей более высокие темпы роста, чем для экономики республики в целом.
Мы заметили, что развитие малого предпринимательства в регионах Республики Беларусь характеризуется неравномерностью, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей.
Данные о развитии малого предпринимательства в регионах в 2011 г. приведём в таблице (см. приложение Э).
Как мы заметили, центром предпринимательства остаётся город Минск. В конце 2011 г. он насчитывал 32867 единиц субъектов малого предпринимательства. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально, (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, повышением реальных доходов населения) ёмкий рынок.
Остальная часть предприятий почти равномерно распределена по областным центрам. Крайне низка плотность субъектов малого бизнеса в районных центрах и сельской местности, где малое предпринимательство представлено в основном индивидуальными предпринимателями.
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь