Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.12 Кб (Скачать файл)

 

Источник: собственная разработка на основе данных [6], [7]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К

СРАНИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НЕ УЧТЁН СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СЕКТОР)

 

 

Показатель

 

Очень малые предприятия (0-9 чел.)

 

Малые преприятия

(10-49 чел.)

 

Средние предприятия (50-249 чел.)

 

Общее число предприятий (0—249 чел.)

 

Крупные предприятия (250 чел. и более)

 

Суммарный показатель (усреднённый)

 

 Количество предприятий, всего, тыс. шт.

 

  14 855

 

    1015

 

       155

 

       16 025

 

55

 

16 080

 

 Численность занятых, всего, тыс. чел.

 

  52 260

 

    18 825

 

15 015

 

        86 100

 

          55 500

 

141 600

 

 Средняя

 ислен ность занятых в одном предприятии, чел.

 

      4

 

       19

 

         97

 

           5

 

          1010

 

9


Источник: собственная разработка на основе данных [2, с. 125]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

СРЕДНИЙ РАЗМЕР ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Страна

Предприятие, тыс. ед.

Средний размер предприятия, чел.

 Австрия

145

15

Бельгия

410

7

Дания

150

9

Финляндия

540

5

Франция

1965

7

Германия

2670

9

Греция

690

5

Ирландия

150

9

Италия

5 565

4

Люксембург

15

11

Нидерланды

590

11

Португалия

580

5

Испания

2200

5

Швеция

415

5

Великобритания

2 565

8

Европейский союз

16040

6


Источник: собственная разработка на основе данных [27, с.123]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ М

ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Институты поддержки

Краткая характеристика

• торговые палаты

Действуют в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;

• финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества)

Обеспечивают доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;

• частные консультационные и юридические фирмы,

Осуществляют консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.


Источник: собственная разработка на основе данных [27, с. 202]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Подход  к формированию политики поддержки малого бизнеса

Характеристика

• административная и регулирующая бизнес-среда

Административная и регулирующая бизнес-среда упрощает системы налогообложения, сокращает статистическую и налоговую отчётность, упрощает порядок получения лицензий и др. Большинство стран создали комитеты по анализу ситуации в этой области и выработке мер по снижению административного бремени. Приведём примеры: во Франции были упрощены финансовые декларации и сокращено их количество, в Великобритании - отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий.

• финансовые условия

Финансовые условия способствуют предоставлению гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, либо расширения производства с увеличением численности занятых;

• формирование специальных  резервов поддержки малого бизнеса, применение фискальных льгот и дотаций.

Многие страны уделяют  основное внимание обеспечению гарантий займа. Приведём пример: в Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому  бизнесу рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого предпринимательства. Практика фискальных льгот и дотаций применяется для возрождения пришедших в упадок регионов. Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги. На их территории резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования.


 

Продолжение таблицы П.Н

• развитие экспорта

Развитие экспорта способствует улучшению доступа к информации посредством централизации информационных источников; оказанию консультационных услуг, информированию о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, а также результатах других маркетинговых исследований. Примером может служить британская программа «Экспортная инициатива», ориентированная на повышение заинтересованности малых фирм в расширении международной торговли. Программа включает следующие направления: консультации специалистов экспортерам-новичкам; обеспечение доступа начинающих экспортеров к массивам данных о рынках, аккумулируемых в информационном центре; услуги, оказываемые справочной службой по информированию о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результатах маркетинговых исследований на определенных секторах рынка;

• повышение конкурентоспособности

Повышение конкурентоспособности способствует  улучшению доступа к научно-техническим исследованиям, повышению квалификации кадров.

Приведём пример: в Нидерландах  и Ирландии были введены налоговые льготы, а в Португалии — дотации предприятиям, которые заняты разработкой новой продукции или технологий.


Источник: собственная разработка на основе данных [3, с. 143]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ П

ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Основные административные барьеры

1) сложность и  высокая 

стоимость процедуры

 регистрации  (ликвидации) субъектов предпринимательства.

         Сохранение разрешительного принципа регистрации, возлагающего ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от заявителя предоставления документов сверх перечня, установленного законодательством. Это влечет за собой дополнительные затраты времени  и средств. В понятие регистрации включается  факт получения свидетельства, постановка на учет в регистрирующем органе, а также множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной защиты на

селения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Как свидетельствуют результаты исследований в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней, а сумма различных регистрационных платежей составляет в среднем 455 дол. США.

      Порядок  ликвидации юридических лиц и  прекращения деятельности индивидуальных  предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным.

2) несовершенство 

системы лицензирования

предпринимательской деятельности.

В течение последних лет  в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3. Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе.


 

Продолжение таблицы П.П

3) сложность и  высокая

 стоимость  процедуры

сертификации  и стандартизации продукции, товаров и услуг.

К основным недостаткам действующей  системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов; недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию.

    Высокие тарифы  на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов.

4) усложненный  доступ к получению государственных заказов.

  Привлечение субъектов  малого предпринимательства к  поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.

5) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.

Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения  малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. 

6) высокая стоимость  аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.

       Существующий порядок аренды имущества не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора, что приводит к нестабильности положения арендаторов.


 

Продолжение таблицы П.П

7) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.

     Налоговая система Республики Беларусь характеризуется:

• большим количеством  видов налогов, сборов и платежей. Так, общей частью Налогового кодекса  предусмотрено 17 видов республиканских  налогов, пошлин.

• превалированием в доходах бюджета доли косвенного налогообложения. В структуре доходов консолидированного бюджета доля прямых налогов на доходы и прибыль организаций составила за январь-сентябрь 2012 года -  25651,6 млрд. рублей, подоходного налога с физических лиц — 13398,7 млрд. рублей, тогда как доля косвенных налогов — 34709,6 млрд. рублей  и, кроме того, удельный вес  налоговых доходов составил 63,5%. 

• высоким уровнем налоговой  нагрузки на экономику (% к ВВП) - уровень  централизации финансовых ресурсов, отражающий долю созданной в экономике добавленной стоимости, аккумулируемую государством и перераспределяемую им для удовлетворения общественных потребностей по итогам 2005 г. составил 48,4%, и относительно 2004 года возрос на 3,4 процентных пункта.

• неравномерностью налоговой  нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности.

      В этих условиях имеет место вымывание оборотных средств субъектов, снижение их конкурентоспособности и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего бизнеса;

8) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.

Среди причин сложности кредитования в банках выделяют  незаинтересованность в работе с представителями малого бизнеса, необходимость обеспечения  кредита, а также сложность процедуры  его получения.


Источник: собственная разработка на основе данных [18], [23]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Р

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2007-2011

Показатель/на конец  года

Годы

Темп роста, (%) 2011г. к 2007г.,%

2007

2008

2009

2010

2011

Количество индивидуальных предпринимателей

42068

37858

37485

38276

39287

- 6,6

Количество малых  предприятий

51240

67991

77402

84164

88673

73,0

Количество малых  предприятий, занятых в промышленности

8999

11384

11928

12750

13622

51,4

Удельный вес  малых предприятий промышленности в общей численности предприятий, %

 

17,5

 

16,7

 

15,5

 

15,1

 

15,3

 

- 12,6

 

 

Доля малых  предприятий в ВВВ, %

8,3

9,3

11,4

12,3

15,7

+ 89,1

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь