Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.12 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка по статистическим материалам [18], [21]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Т

ЧИСЛО СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По видам деятельности

2009г.

2010г.

2011г.

Удельный вес в % к итогу

2009г.

2010г.

2011г.

• сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

2679

2853

2788

3,5

3,4

3,1

• рыболовство, рыбоводство

162

174

154

0,2

0,2

0,2

• горнодобывающая промышленность

33

41

51

0,1

0,0

0,0

• обрабатывающая промышленность

11895

12709

13571

15,4

15,1

15,3

• производство и распределение электроэнергии, газа и воды

37

47

55

0,1

0,1

0,1

• строительство

6661

7603

8397

8,6

9,0

9,5

• торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

33926

36174

37179

43,8

43,0

41,9

• гостиницы и рестораны

1772

1948

2123

2,3

2,3

2,4

• транспорт и связь

7380

7825

8147

9,5

9,3

9,2

• финансовая деятельность

307

354

396

0,4

0,4

0,4

• операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

8161

9520

10625

10,5

11,3

12,0

• образование

404

466

517

0,5

0,6

0,6

• здравоохранение и  предоставление социальных услуг

710

758

784

0,9

0,9

0,9

• предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

3275

3692

3886

4,2

4,4

4,4

Всего

77402

84164

88673

100

100

100


Источник: собственная разработка по статистическому  материалу [18], [21]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ф

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Показатель

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

млрд.р.

в % к итогу

млрд.р.

в % к итогу

млрд.р.

в % к итогу

млрд.р.

в % к итогу

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

 

70158,8

 

20,7

 

99662,0

 

28,3

 

126388,0

 

27,8

 

267236,9

 

29,4

Инвестиции в основной капитал

 

4 887,7

 

13,1

 

10368,1

 

23,9

 

14 928,3

 

27,0

 

25 528,5

 

25,9

Чистая прибыль, чистый убыток (-)

млрд.р.

млрд.р.

млрд.р.

млрд.р.

2 831,7

2 767,8

4 396,2

11 870,1

Удельный вес убыточных  организаций, %

 

22,4

 

23,4

 

21,0

 

20,3

Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг, %

 

17,1

 

13,5

 

15,7

 

12,5


Источник: собственная разработка по статистическому  материалу [18]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Э

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2011 г.

 

Показатель

По Республике Беларусь в целом

Брестская область

Витебская область

Гомельская область

Гродненская область

Минская область

г. Минск

Могилёвская область

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Число субъектов малого предпринимательства (на конец года, единиц)

 

 

88673

 

 

9317

 

 

8280

 

 

8761

 

 

7498

 

 

14601

 

 

32867

 

 

7349

Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства (человек)

 

 

 

794743

 

 

 

91521

 

 

 

68675

 

 

 

71042

 

 

 

67639

 

 

 

123124

 

 

 

309713

 

 

 

63029

Объем производства продукции (работ, услуг) субъектов малого предпринимательства

99 000 721

7 799 263

6 155 460

4 833 934

5523099

14689162

55366829

4632974


Источник: собственная разработка по статистическому материалу [18]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ю

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Функция государства по содействию развитию предпринимательства

Характеристика

1. Разгосударствление и приватизация государственной собственности, т.е. устранение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества.

Малая приватизация ассоциируется с передачей в частную собственность

 небольших предприятий торговли,

 бытового обслуживания, производства товаров народного потребления и осуществляется в первую очередь. Проведение большой приватизации

 представляет сложный  процесс, так

 как передача крупных  предприятий в

 частную собственность  в значительной степени влияет на занятость населения.

2. Создание условий для формирования творческих, инновационных предпринимателей.

Необходимость выявления  и поддержки таких предпринимателей особенно велика в период массовой приватизации и возрождения рыночных механизмов хозяйствования, когда стремление разбогатеть реализуется нередко любыми средствами, в том числе и криминальными.

3. Создание равных условий функционирования предприятий различных форм собственности.

Реализация этой функции  сопряжена в переходный период с рядом объективных трудностей. К ним можно отнести незавершенность приватизации государственной собственности и политические предпочтения последней как более управляемой, проблемы занятости, корпоративные интересы.

4. Создание условий для роста массового предложения и спроса на национальные товары высокого качества, производимые по инновационным технологиям.

Эта комплексная  задача может быть решена такими мерами, как рост покупательной способности населения, рентабельности предприятий, развития частнопредпринимательского сектора, подключения малого бизнеса к крупным предприятиям с помощью системы государственных заказов и др.

5. Усиление социальной ориентации предпринимательства.

 

Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательства на достижение как экономического, так и социального эффекта. Последний проявляется в повышении благосостояния всех членов общества.


Источник: собственная  разработка на основе данных [20, с. 130-132]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Я

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Цели государственной  поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь

Основные  задачи Государственной программы по поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь

• обеспечение благоприятных условий  для развития малого  предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки;

• совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления деятельности субъектов предпринимательства;

• внедрение прогрессивных финансовых технологий;

• создание новых рабочих мест;

• обеспечение  импортозамещения, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства;

• повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

• содействие развитию производственной кооперации субъектов предпринимательства с крупными организациями;

• развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;

• совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.

• широкое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в сферах производства и оказания услуг;

• развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности;

• активизация инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого предпринимательства.


 

Источник: собственная разработка на основе данных [11], [20, с.150]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ С

ДОЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ (В  ПРОЦЕНТАХ)

Источник: собственная разработка по статистическому материалу [18]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ У

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СУБЪЕКТОВ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ВИДАМ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источник: собственная разработка по статистическому материалу [18]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Х

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СУБЪЕКТОВ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИНВЕСТИЦИЯХ  В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ (В ПРОЦЕТАХ)

 

 

Источник: собственная разработка по статистическому материалу [18]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ц

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СУБЪЕКТОВ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВЫРУЧКЕ  ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ,ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ (В ПРОЦЕНТАХ)

 

       

Источник: собственная разработка по статистическому материалу [18], [23]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ш

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС МАЛОГО ПРДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ, ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ (В ПРОЦЕНТАХ)

Источник: собственная разработка по статистическому материалу [18]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Щ

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗОВАННОЙ  ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Источник: собственная разработка по статистическому материалу [18]

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь