Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:48, дипломная работа
В работе хотелось бы подробно рассмотреть все основные особенности межбюджетных отношений, проанализировать их роль в перераспределении финансов. Максимально осветить важнейшие из них и уяснить сущность каждой проблемы является целью исследования.
Для достижения этой цели необходимо будет выполнить ряд задач:
• выявить важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются при исследовании данного явления – межбюджетных отношений и трансфертов;
• проанализировать данные проблемы с точки зрения институтов современной экономики и современных бюджетных отношений;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений 6
1.1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы 6
1.2. Межбюджетные отношения: понятие, сущность и
Особенности 19
Глава 2. Анализ бюджета и межбюджетных отношений в Волгоградской области 24
2.1. Общая характеристика экономического положения Волгоградской области 24
2.2. Региональные финансы Волгоградской области 32
2.3. Необходимость реформирования региональных финансов Волгоградской области 36
Глава 3. Пути преодоления проблем при формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений 50
3.1. Совершенствование системы межбюджетных отношений 50
3.2. Пути укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ 56
3.3. Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов 66
Заключение 75
Список используемой литературы
Осуществление мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имеющих значительную просроченную задолженность по расходным обязательствам, предусматривается возможность введения временной финансовой администрации, целью которой является обеспечение сбалансированности бюджета и осуществление работы по минимизации долгового бремени.
В отношении высокодотационных
субъектов Российской Федерации
предусмотрена процедура
Таким образом, приоритетными становятся работы по профилактике неплатежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и выявлению наиболее распространенных проблем, приводящих к невыполнению расходных обязательств. В целях их выполнения необходимо разработать и утвердить типовые мероприятия по восстановлению платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и оздоровлению региональных и муниципальных финансов.
При этом особое внимание Министерство финансов Российской Федерации уделит разработке мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности. В целях их заблаговременного выявления необходимо введение регулярного мониторинга оценки платежеспособности и качества управления региональными финансами на федеральном уровне и аналогичных механизмов в отношении муниципальных образований - на региональном уровне. В этой связи Министерство финансов Российской Федерации разработает и утвердит регламент работы временной финансовой администрации.
Заключение
Таким образом, подводя итоги работы, в Российской Федерации в течение десятилетия реформ сложился принципиально отличный от существовавшего ранее механизм бюджетных взаимоотношений органов власти различного уровня. Был совершен переход к системе делегирования и разграничения полномочий, проведена бюджетно-налоговая децентрализация. В то же время реформа межбюджетных отношений до сих пор не коснулась таких основополагающих блоков системы межбюджетных отношений, как разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, распространение реформы на уровень субъектов Федерации (взаимоотношения региональных и местных властей), развитие нормативно-правовой базы бюджетного процесса на региональном и местном уровнях.
Основная причина хронического кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов России — резкая диспропорция между переданными на субнациональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Официальная (легальная) система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия.
Отсутствие легальных полномочий по управлению общественными финансами означает отсутствие легальной ответственности за его результаты, следствием чего являются принятие решений по принципу политической целесообразности и неэффективное управление общественными финансами.
Основой формирования системы межбюджетных отношений должно, стать законодательно установленное рациональное разграничение как полномочий между уровнями, власти - федеральной, региональной и муниципальной, так и соответствующее перераспределение доходных источников между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами в целях приведения их в соответствие с расходными обязательствами, органов власти разных уровней.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы и рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Расчеты, осуществляемые в процессе бюджетирования, позволяют определить необходимую сумму денежных средств для реализации поставленных целей, а также источники поступления этих средств. Закрепление доходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством. Бюджетная система РФ представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней – федерального, субъектов Федерации, и местных бюджетов.
Проанализировав бюджетные отношения в Волгоградской области, можно сказать, что одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Финансовой базой региона является его бюджет.
Рассмотрев планирование бюджетных ассигнований на 2008-2010 годы, сделали следующие выводы, за базу для формирования объемов действующих обязательств должны быть приняты показатели перспективного финансового плана Волгоградской области на 2008 год. Кроме того, должна быть осуществлена, в сторону уменьшения, корректировка показателей перспективного финансового плана на 2009 год, при планирование бюджетных ассигнований необходимо рассмотреть отраслевые особенности формирования бюджетных проектировок на 2008-2010 годы
Для преодоления проблем
при формировании бюджета и развитии
межбюджетных отношений, предлагается
совершенствование системы межб
Также, нами предлагается модель, позволяющая комплексно подойти к проблеме межбюджетного регулирования и установить взаимосвязь между величиной минимальной бюджетной обеспеченности, величиной регионального фонда поддержки муниципальных районов (городских округов) и рассчитать соответствующие им единые для всех муниципалитетов нормативы зачисления в местные бюджеты региональных и федеральных налогов.
Таким образом, приоритетными становятся работы по профилактике неплатежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и выявлению наиболее распространенных проблем, приводящих к невыполнению расходных обязательств. В целях их выполнения необходимо разработать и утвердить типовые мероприятия по восстановлению платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и оздоровлению региональных и муниципальных финансов.
При этом особое внимание Министерство финансов Российской Федерации уделит разработке мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности. В целях их заблаговременного выявления необходимо введение регулярного мониторинга оценки платежеспособности и качества управления региональными финансами на федеральном уровне и аналогичных механизмов в отношении муниципальных образований - на региональном уровне. В этой связи Министерство финансов Российской Федерации разработает и утвердит регламент работы временной финансовой администрации.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы
Монографии, научные статьи, иная литература