Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа
Международная миграция населения представляет собой многостороннее явление, которое так или иначе влияет на все общественные сферы: экономику и политику, идеологию и религию. Раньше миграция населения была представлена в основном военными переселениями, кочевничеством, перемещением людей вследствие колонизационного процесса. Именно благодаря миграции произошло расселение человека по земному шару. Облик современного мира представляет собой иллюстрацию результатов миграционных процессов. Сейчас же главная роль в международном миграционном процессе принадлежит трудовой миграции.
Процесс миграции трудовых ресурсов все больше волнует мировое сообщество своей многосторонностью, непредсказуемостью, обширными позитивными и негативными экономическими, социальными и политическими последствиями. Так что актуальность данной темы очевидна.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и причины международной трудовой миграции и история ее развития 5
1.2. Основные виды и формы международной трудовой миграции 7
1.3. Регулирование международной трудовой миграции на национальном и международном уровнях 9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ, ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 18
2.1. Направления перемещения трудовых ресурсов и формирование международных центров 18
2.2. Позитивные и негативные последствия международной трудовой миграции 22
2.3. Современные тенденции развития международной трудовой миграции 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
3) по территориальному охвату:
внешняя – перемещение населения из одной страны в другую. Делится в свою очередь на межконтинентальную и внутриконтинентальную [12, с. 329];
4) по направлениям:
5) по мотивам перемещения:
6) по способу реализации:
7) по цели выезда:
Приведенные классификации не исчерпывают все виды миграционных процессов. Попытку классифицировать миграцию населения принимали многие авторы и ученые, с чем и связано разнообразие классификационных признаков. Наиболее распространенные – это долговременность перемещения, его законность, направление, территориальный охват, мотивы, способ реализации, цель.
Проблемы, которые порождает международная трудовая миграция, привели к созданию целой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось гораздо раньше, чем регулирование международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц, часть которых действует по наше время [5, с. 186]. Постоянно менялось отношение общества к миграции. Так, если в период после Второй мировой войны и до середины 1970-х гг. характеризовался в развитых странах более либеральным отношение м к миграции, а иногда и набором рабочих за рубежом, то с середины 1970-х произошло ужесточение иммиграционного контроля в Западной Европе и в США [3, с. 130].
Международная трудовая миграция возникла как стихийное явление, но по мере развития процесса стала регулироваться различными мероприятиями государства. Сегодня почти все страны мира регулируют процесс трудовой миграции населения. Государственная миграционная политика – это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы данной страны [12, с. 332]. С целью осуществления данной политики во всех промышленно развитых государствах созданы специальные государственные органы. Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Специальное Бюро по консульским вопросам устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. Служба иммиграции и натурализации контролирует соблюдение правового режима въезда иностранцев, занимается депортацией. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли какого-либо американца рабочего места. Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии, Норвегии, Ирландии, Турции, Польше, Зимбабве и других странах [15, с. 114].
Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную. Иммиграционная политика направлена, в первую очередь, на ограничение притока иностранной рабочей силы. Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты. При этом учитывается состояние занятости трудовых ресурсов, рынка жилья, социально-политическая ситуация в стране-импортере. Количественные ограничения могут касаться также приема иммигрантов из определенных стран, приток из которых желательно уменьшить [9, с. 289].
При фильтрации въезда иммигрантов разработана сложная система ограничений. Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:
Необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, обладание профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени [2, с. 226].
Профессионально-отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т. е. когда выделяют приоритетные профессии для въезда. Это означает селективный подход при регулировании иммиграции. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно к нему относят следующие категории:
В принимающих странах действуют национально-географические приоритеты, предусматривающие льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Часто промышленно развитые страны ограничивают въезд мигрантов из стран Азии и Африки [15, с. 116].
Однако существующими на сегодня административными барьерами остановить иммиграцию всем странам-реципиентам не удается. Поэтому многие развитые страны пытаются найти новые инструменты миграционной политики. Так объектом иммиграционной политики становится и реэмиграция. Многие западные страны с 1970-х гг. принимают меры по стимулированию репатриации работников, иммигрировавших в прошлом. Для этого реализуются специальные программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывается материальная помощь и другая поддержка. Существуют также программы экономической помощи странам-экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов. Программы профессиональной подготовки иммигрантов рассчитаны на то, чтобы у них появился стимул вернуться на родину и там в новом качестве полнее реализовать приобретенный потенциал. Содействую экономическому росту стран-доноров, такие меры размывают стимулы к эмиграции населения из этих государств. Адресатами такой политики становятся не только реэмигранты, но и потенциальные иммигранты. В качестве примера можно привести обеспечение занятости репатриантов службами ФРГ (в Турции, странах Центральной и Восточной Европы) и Международной организацией по миграции (в Афганистане) [3, с. 131].
Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы является трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся домой. Они претендуют на более высокую заработную плату и должность, чем прежде, так как обрели более высокие профессиональные качества, обогатили собственный опыт [9, с. 292].
Цели эмиграционной политики, согласно определению МОТ, состоят в том, что эмиграция рабочей силы должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень [2, с. 226].
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
В Республике Беларусь миграционная политика включена в разрабатываемую каждые пять лет стратегию социально-экономического развития. Одно из ее направлений связано с продолжением экстенсивного пути развития, увеличением численности населения, трудовых ресурсов и рабочих мест за счет массового привлечения мигрантов. Потребность страны в иммигрантах будет возрастать по мере наращивания темпов экономического развития, ухудшения демографической ситуации. Привлечение мигрантов может решить ряд существенных проблем: удовлетворить общие возрастающие потребности страны в трудовых ресурсах; обеспечить экономику трудовыми ресурсами определенного профессионального и квалифицированного уровня; сэкономить средства на образовании и профессиональной подготовке; улучшить демографическую ситуацию [16, с. 82].
Однако необходимо помнить, что предоставлять трудовые ресурсы будут трудоизбыточные регионы Средней Азии и Кавказа, Китай, страны Юго-Восточной Азии и Африки. Таким образом, потенциальные мигранты будут иметь значительные различия в социо-культурном отношении, особенностях профессиональной подготовки, языковые барьеры, что неминуемо приведет к появлению ряда проблем. Для их преодоления уже сегодня необходима выработка новых подходов к проблеме адаптации мигрантов. Если количество мигрантов в нашу страну будет расти, необходимо срочно начать разработку государственных программ по их культурной и социальной адаптации, созданию центров адаптации, чтобы не допустить роста межнациональной напряженности, расслоения общества. Кроме всего прочего данные меры будут способствовать повышению экономической отдачи от трудовой миграции.
Информация о работе Международная трудовая миграция: состояние и тенденции развития