Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа
Международная миграция населения представляет собой многостороннее явление, которое так или иначе влияет на все общественные сферы: экономику и политику, идеологию и религию. Раньше миграция населения была представлена в основном военными переселениями, кочевничеством, перемещением людей вследствие колонизационного процесса. Именно благодаря миграции произошло расселение человека по земному шару. Облик современного мира представляет собой иллюстрацию результатов миграционных процессов. Сейчас же главная роль в международном миграционном процессе принадлежит трудовой миграции.
Процесс миграции трудовых ресурсов все больше волнует мировое сообщество своей многосторонностью, непредсказуемостью, обширными позитивными и негативными экономическими, социальными и политическими последствиями. Так что актуальность данной темы очевидна.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и причины международной трудовой миграции и история ее развития 5
1.2. Основные виды и формы международной трудовой миграции 7
1.3. Регулирование международной трудовой миграции на национальном и международном уровнях 9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ, ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 18
2.1. Направления перемещения трудовых ресурсов и формирование международных центров 18
2.2. Позитивные и негативные последствия международной трудовой миграции 22
2.3. Современные тенденции развития международной трудовой миграции 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США [9, с. 446].
Процесс «утечки умов» знаменуется тем, что уезжают главным образом представители тех научных дисциплин, которые вносят наибольший вклад в научно-технический прогресс. Так, например, на следующий год после распада СССР в общей доле уехавших специалистов было 52% специалистов в области физики, вычислительной математики и программирования, 27% - в области биологии и биотехнологии, 12% - в области химии. Основными мотивами переезда специалистов в другие страны являются, с одной стороны, отличия в условиях для проведения научных исследований, отсутствии в стране проживания перспектив творческого роста, а с другой – существенные отличия в социальном статусе и награде ученых, конструкторов и других «умов» [19, с. 327].
На рост доли иностранных ученых и студентов направлена система образования промышленно развитых стран и новых индустриальных стран. Так, в США в середине 2000-х годов училось более полумиллиона студентов-иностранцев, в Великобритании – 270 тысяч. Сейчас 25% всех учащихся Швейцарии и Шотландии – иностранцы из 40 государств мира [19, с. 330].
5. Рост доли молодежи и женщин в миграционных процессах преимущественно в развитых странах. Так, доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. В некоторых странах она превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в наиболее развитых странах Западной Европы существенно выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции.
[9, с. 293]. Соотношение количества мигрирующих мужчин и женщин представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Количество мигрантов-женщин и мигрантов-мужчин в европейских странах, млн. чел.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [29].
6. Увеличение продолжительности
пребывания мигрантов в стране
занятости. В Западной Европе
средняя продолжительность
7. Изменение этнической
структуры иммиграции. Возрастает
доля иммигрантов из Азии, Африки,
Латинской Америки. Они образуют
большие, однородные общины на
территории принимающей страны.
Общины живут в соответствии
со своими традициями и
8. Формирование «черного»
рынка труда в современных
центрах притяжения
В Европе нелегальные переходы границ в поисках найма приняли массовый характер с 1970-х гг. Сегодня в Европе находится примерно 3 млн. нелегальных мигрантов, в США – от до 12 млн. по разным подсчетам. Северная Америка уже давно знаменита как главный центр подпольных переходов границы в поисках работы. И хотя штраф за каждого нанятого нелегально въехавшего рабочего-иммигранта в США составляет 1000 долларов, предпринимателям выгодно их нанимать, ибо в случае «внезапной» облавы и массовой депортации нанятых «нарушителей границ» у предпринимателей остается невыплаченная им заработная плата. В Юго-Восточной Азии тайной вербовкой и переправкой трудящихся-переселенцев занимаются сотни нелегальных подпольных фирм и синдикатов, для которых иммиграция не более чем бизнес. У африканских стран удельный вес нелегальных переселенцев в составе рабочей силы особенно велик там, где выкроенные государственные границы не совпадают со сферами складывания наций и распадения племен [17, с. 220].
Особенно быстро нелегальная миграция растет в периоды кризисов. Для борьбы с ней страны используют как «мягкие» методы (выплата премий иммигрантам за возвращение на родину, создание системы профессиональной подготовки иммигрантов и т. д.), так и жесткие принудительные методы, вплоть до насильственной высылки из страны. В разных странах меры борьбы варьируются. Так, Швеция намерена требовать от иммигрантов не только подписанный контракт на работу, но и знание шведского или английского языка, подтверждение найма жилья. (Елова, с. 193) В США возрастает число пограничников в целях усиления пограничного контроля на границе с Мексикой, откуда проникает подавляющая часть нелегальных мигрантов. В Германии пограничникам даже разрешено осматривать дома, расположенные в тридцатикилометровой зоне, прилегающей к восточной границе с целью борьбы с нелегалами [12, с. 337].
9. Индивидуальная миграция
профессионалов и бизнесменов. Появилась
даже новая категория бизнес-
10. Повышается спрос на
временную рабочую силу в
11. Развитие современных
информационных технологий, которое
часто характеризуют как
При рассмотрении тенденций современной миграционной ситуации в Республике Беларусь можно отметить, что объемы внешней миграции незначительны. Всплеск эмиграции в страны «дальнего зарубежья» и иммиграции из стран «ближнего зарубежья» пришелся на 1991-1992 гг. и был вызван в основном политическими причинами. В настоящее время эти причины перестали быть определяющими, и на первый план, как и во всем мире, вышли экономические причины, т. е. разность в уровне оплаты труда и уровне жизни населения в целом [24].
По сравнению с большинством стран СНГ Беларусь имеет более высокий уровень жизни и социальной защищенности, поскольку проводит социально ориентированную внутреннюю политику. Это приводит к усилению привлекательности страны для мигрантов из стран Содружества. Одновременно большинство стран Европы по той же причине привлекательны для мигрантов из Беларуси. Согласно данным Национального статистического комитета, число лиц, прибывших в 2011 г. в республику на постоянное проживание, составило 17510 человека, число выбывших из республики на постоянное жительство – 7610, миграционный прирост составил 9900 человек. В связи с мировым экономическим кризисом изменились потоки внешней трудовой миграции и в Беларуси. Так, численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу по трудовым договорам, в последние годы уменьшилась (в 2007 г. -7335, в 2008 г. – 6204, в 2009 г. – 4178), а количество иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Беларусь для работы, увеличилось (в 2007 г. – 1496, в 2008 г. – 2463, в 2009 г. – 4835). Таким образом, с 2009 г. численность въехавших превышает количество выехавших из страны в контексте трудовой миграции [25].
Однако следует иметь в виду несовершенство методологии учета мигрантов, в результате которой данные национальных справочников зачастую абсолютно не совпадают с данными справочников других стран. Кроме того, официальная статистика анализирует «верхушку айсберга», т. е. миграцию, поддающуюся статистическому учету (количество уехавших на ПМЖ, заключенные трудовые контракты). Однако далеко не вся выездная деятельность регистрируется различными органами либо осуществляется на основе договоров. Большинство трудовых мигрантов, выезжающих в страны СНГ, работают без официального разрешения, а в страны дальнего зарубежья значительная часть мигрантов выезжает по туристической визе и трудоустраивается там самостоятельно [16, с. 81].
На основе всего, сказанного во второй главе, можно сделать следующие выводы. В международную трудовую миграцию сегодня вовлечены практически все страны мира, а масштабы этого процесса постоянно растут. В итоге наряду с традиционными центрами притяжения рабочей силы (Западная Европа, Северная Америка, Австралия) формируются новые (нефтедобывающие страны Ближнего Востока, страны АТР, Латинская Америка, Северная Африка). Для этих регионов характерна в разной степени внутри- и межконтинентальная миграция. Разные регионы привлекают мигрантов относительно высоким уровнем жизни, возможностью заработать (в том числе и на трудоемких производствах), лучшими условиями для развития научной и творческой деятельности. Отношение к иммигрантам в данных регионах различно, каждый из них проводит свою миграционную политику. Так, в странах Европы пытаются ограничить количество въезжающих, США активно борются за первое место в гонке за умами, Австралия старается получить выгоду от своих иммигрантов, в странах Ближнего Востока мигранты – основная рабочая сила, а ЮАР, Нигерия и Кот-Д’Ивуар вербуют работников в соседних менее развитых странах для выполнения черной работы.
Как любой процесс в этом мире, международная трудовая миграция имеет свои позитивные и негативные последствия. Обычно рассматривают различные последствия иммиграции и эмиграции. Иммиграция, с одной стороны, может вызывать рост безработицы, провоцировать конфликты между местным и пришлым населением, стимулировать развитие «черного» рынка рабочей силы, обременять бюджет принимающего государства. С другой стороны, иммиграция обеспечивает трудовыми ресурсами низкооплачиваемые, тяжелые виды производств, позволяет принимающим странам выигрывать от «утечки умов», омолаживает структуру трудовых ресурсов. Положительные последствия эмиграции заключаются в сокращении безработицы в стране отбытия; получении валютных доходов от экспорта рабочей силы в виде налогов в бюджет, переводов мигрантов родственникам, материальной помощи в рамках программы репатриации и др.; «прокачке» эмигрантов; повышении среднего уровня заработной платы. «Минусы» эмиграции – это в основном старение возрастной структуры населения, «утечка умов» и немалочисленные проблемы, связанные с проживанием эмигрантов в стране-реципиенте.
Сейчас миграции рабочей силы присущи определенные тенденции. Это, в первую очередь, глобализация процесса миграции и увеличение масштабов (настоящая численность международных легальных мигрантов – более 210 млн. человек). Во-вторых, это увеличение внутриконтинентальной миграции, особенно в станах ЕС. Третья важная тенденция – «утечка умов». В-четвертых, разнонаправленность потоков миграции трудовых ресурсов. В-пятых, изменение структуры мигрантов по возрастному, гендерному и этническому признакам (увеличение доли женщин и молодежи, возрастание доли иммигрантов из стран Азии, Африки, Латинской Америки). В-шестых увеличение продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране. В-седьмых, формирование «черного» рынка труда и рост масштабов нелегальной миграции. Также развиваются такие явления, как индивидуальная миграция профессионалов и миграция труда без пересечения границ – выполнение заданий иностранного работодателя через интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная трудовая миграция – сложное социально-экономическое, демографическое и политическое явление, предусматривающее переселение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более года. Обычно причины миграции трудовых ресурсов носят экономический характер (страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения). К причинам неэкономического порядка относятся политические, религиозные, расовые и другие.
Миграция существует с древнейших времен. Она сыграла решающую роль в расселении человечества по земному шару, в образовании рас и народов. Миграция развивалась на протяжении всей истории. Она отличалась масштабами, формами и последствиями, но всегда сохраняла свое значение в развитии общества.
Существуют различные виды классификаций трудовой миграции: в соответствии с долговременностью перемещения, законностью миграции, территориальным охватом, способом реализации, целями миграции и др.
Сегодня действуют системы государственного и межгосударственного регулирования трудовой миграции. Миграционная политика страны осуществляется специальными государственными органами и подразделяется на эмиграционную и иммиграционную. Иммиграционная политика обычно ставит цель ограничения притока иностранной рабочей силы: устанавливается иммиграционная квота, разрабатывается сложная система ограничений, используется селективный подход при регулировании иммиграции, используются меры для стимулирования реэмиграции. Цель эмиграционной политики заключается в обеспечении эмигрантам соответствующего жизненного уровня за рубежом, сокращении безработицы за счет оттока трудовых ресурсов, стимулировании поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов. Цель миграционной политики Беларуси – привлечение трудящихся-иммигрантов.
Сегодня действуют специальные международные организации. Первое место среди них принадлежит Международной организации труда и Международной организации по миграции. Важным методом международного регулирования миграции являются международные соглашения, которые вводят количественные ограничения в процесс трудовой миграции. В итоге все меры национального и межгосударственного регулирования миграции позволяют в определенной степени контролировать перемещения рабочей силы.
В международную трудовую миграцию вовлечены почти все страны мира, а масштабы этого процесса постоянно растут. Наряду с традиционными центрами притяжения рабочей силы (Западная Европа, Северная Америка, Австралия) формируются новые (нефтедобывающие страны Ближнего Востока, страны АТР, Латинская Америка, Северная Африка). Для этих регионов характерна в разной степени внутри- и межконтинентальная миграция. Разные регионы привлекают мигрантов относительно высоким уровнем жизни, возможностью заработать (в том числе и на трудоемких производствах), лучшими условиями для развития научной деятельности. Отношение к мигрантам в регионах различно, каждый проводит свою миграционную политику. Так, в странах Европы пытаются ограничить число въезжающих, США активно борются за первое место в гонке за умами, Австралия старается получить выгоду от иммигрантов, в странах Ближнего Востока мигранты – основная рабочая сила, а ЮАР, Нигерия и Кот-д’Ивуар вербуют работников в соседних менее развитых странах для выполнения черной работы.
Как любой процесс в этом мире, международная трудовая миграция имеет свои позитивные и негативные последствия. Обычно рассматривают различные последствия иммиграции и эмиграции. Иммиграция, с одной стороны, может вызывать рост безработицы, провоцировать конфликты между местным и пришлым населением, стимулировать развитие «черного» рынка рабочей силы, обременять бюджет принимающего государства. С другой стороны, иммиграция обеспечивает трудовыми ресурсами низкооплачиваемые, тяжелые виды производств, позволяет принимающим странам выигрывать от «утечки умов», омолаживает структуру трудовых ресурсов. Положительные последствия эмиграции заключаются в сокращении безработицы в стране отбытия; получении валютных доходов от экспорта рабочей силы в виде налогов в бюджет, переводов мигрантов родственникам, материальной помощи в рамках программы репатриации и др.; «прокачке» эмигрантов; повышении среднего уровня заработной платы. «Минусы» эмиграции – это в основном старение возрастной структуры населения, «утечка умов» и немалочисленные проблемы, связанные с проживанием эмигрантов в стране-реципиенте.
Информация о работе Международная трудовая миграция: состояние и тенденции развития