Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:36, курс лекций

Краткое описание

Предмет МЭО изучает экономические связи между государствами, точнее, между хозяйствующими субъектами различных стран, и механизмы реализации этих связей.
МЭО изучает многие вопросы, связанные с функционированием государств, компаний и т.д. – Широкий круг вопросов.
Курс «мировые рынки», «мировое налогообложение» и т.д. входят в МЭО
Все больше страны зависят от экономических отношений с другими странами.
Механизм МЭО – система экономических методов, организационных инструментов и институтов, обеспечивающих функционирование МЭО.
С помощью этого курса - понимание, почему государства ведут себя определенным образом. Повышение эффективности компаний. Решение проблем экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции МЭО.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

Появление евро способствовало созданию 15,7 млн. рабочих мест за 10 лет и снизило безработицу в этой части ЕС до 7% трудоспособного населения.

Механизм обменных курсов (МОК-2) –  подготовка стран к присоединению  к зоне евро. Евро играет роль якоря, а другие валюты с ним связаны на двусторонней основе («Колесо со спицами»).

  • 01.01.1999 – 11 стран
  • 01.01.2001 – Греция
  • 01.01.2007 – Словения
  • 01.01.2008 – Кипр, Мальта
  • 01.01.2009 – Словакия

В 2008 г. начала работать Единая европейская  платежная зона

  • В зону вошли 27 стран ЕС + Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария
  • Система охватывает трансферты кредитов, прямые выплаты и оплаты с помощью банковских карточек.
  • Сумма банкнот и монет в евро ежегодно увеличивается на 10% и превышает наличный оборот в долларах США. Сейчас 6 из 7 покупок совершается в наличных евро (уход от налогов).

Результаты валютной интеграции стран  ЕС

  1. Сокращение конверсионных расходов и валютных рисков
  2. Сокращение официальных ЗВР (страны передали ЕЦБ золотые запасы на сумму 99,6 млрд. евро и валютные резервы в размере более 277 млрд. евро)
  3. Снижение потребности в государственных займах
  4. Увеличение инвестиций в корпорации, а не в государственные ценные бумаги
  5. Единый рынок банковских услуг

Отрицательные последствия  введения евро

  1. Население воспринимает евро как фактор роста цен
  2. Правительства стран отрицательно воспринимается …

Проблемы

  • Маастрихтский договор исключает ответственность Евросоюза за долги одной из стран
  • Банкротство Греции потянет за собой Португалию, Ирландию или Италию, которые накопили гигантские долги и уже сейчас вынуждены платить повышенные проценты за свои займы.

 

Лекция 4. Особенности  интеграции в Латинской Америке

9 марта 2010 г.

1. Общая характеристика латиноамериканской  интеграции

Предпосылки

  1. Укрепление позиций государства в экономике
  2. Необходимость противостоять США

Цель – достижение социально-экономического и технологического уровня Запада через ускоренную модернизацию. В рамках этой цели  были поставлены следующие задачи:

  • Привлечение иностранных инвестиций
  • Решение проблемы внешней задолженности
  • Совместная индустриализация
  • Расширение рынка
  • Снижение зависимости от развитых стран
  • Координация инвестиционной политики

Новые предпосылки

  • Вызовы глобализации
  • Интеграция + расширение ЕС
  • Перестройка мировой экономики (нужно интегрироваться)

Политика латиноамериканских стран  – импортозамещение (1960 е гг.). Либерализована торговля. Однако таможенные союзы  и общие рынки созданы не были. Самое большее, чего удалось достичь – зоны преференциальной или свободной торговли. Почему такие неудачи? Причины

  • Последствия колониального прошлого. Исторические и природные условия

Плохая структура экономики: специализация  на добыче полезных ископаемых или  экспорте бананов и кофе. Взаимодополняемость стран минимальна.

  • Плохое развитие рыночных механизмов
  • Различия в уровнях экономического развития
  • Слабая взаимодополняемость
  • Экономический спад
  • Внешний долг
  • Разногласия между странами
  • Недостаточно гибкие механизмы интеграции
  • Политическое и финансово-экономическое давление США

Предпосылки ускорения интеграции 1990х гг.

  • Формирование экономик открытого типа

Снижение таможенных барьеров => приток инвестиций => новые производства. Укрупнение рынков и реализация интеграционных намерений

  • Необходимость более крупных рынков (предыдущий пункт)
  • Повышение уровня экономического развития
  • Политические изменения
  • Радикальный пересмотр механизмов интеграции

Механизмы стали более гибкие

  • Создание новых групп
  • Сочетание региональной и субрегиональной интеграции
  • Углубление мировых интеграционных процессов

2. Основные интеграционные группировки в Латинской Америке

1. Группы «первого поколения»

Цель – ликвидация торговых ограничений. Модель – договор Монтевидео. В основе 8 зон свободной торговли

  • Чили – Мексика (1992)
  • Чили – Венесуэла (1993)
  • Боливия – Чили (1993)
  • Колумбия – Чили (1994)
  • Чили – Эквадор (1995) и др.

2. Группы «второго поколения»  на основе

  • координации макроэкономической политики,
  • общих правил правительственных закупок,
  • защиты прав интеллектуальной собственности
  • регулирования сферы услуг
  • конкурентной политики
  • общих правил происхождения товаров.

В основе 14 соглашений, в т.ч. «группы  трех», между ЦАОР (Центральноамериканский общий рынок) и Доминиканской республикой, между Мексикой и ЕС, между Мексикой и ЕАСТ

Факторы, влияющие на интеграцию в  настоящий момент:

  • Усиливающиеся тенденции отхода от неолиберальной политики
  • Ослабление доминирующей позиции США
  • Усиление соперничества США – ЕС – Япония в данном регионе

Латиноамериканская зона свободной  торговли

(ЛАСТ, Latin America Free Trade Agreement – LAFTA)

Договор Монтевидео 1960 г. Цель – создание общего рынка (чисто экономические задачи)

Состав – 12 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла + Куба с 1999 г.

С 1980 г. – Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Более гибкое соглашение, позволяющее заключать торговые соглашения между 2-3 партнерами. Цель – свободная торговля.

Доля взаимного экспорта – порядка 15%.

Центральноамериканский общий  рынок

ЦАОР – 1960 г. Договор Монтевидео

Состав – 5 стран: Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика. С 1991 г. + Панама.

Цель  - таможенный союз + создание единой энергосистемы. Конечная цель – общий рынок. Особенность – много дополнительных соглашений и протоколов. В настоящее время группировка находится на этапе таможенного союза.

Организация Восточнокарибских государств

1968 – Organization of Eastern Caribbean States – OESC

Карибское сообщество (КАРИКОМ) – 1973 г.

Состав: 14 англоязычных карибских  стран

Уровень таможенного союза. Есть планы  введения единой валюты, координации валютного законодательства и т.д.

Андское сообщество

Образовано в 1969 г. – Картахенский договор. Цель – европейская модель интеграции.

5 стран – Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла (объявила  о выходе в 2006 году, но пока не вышла). Чили вышла в 1976 г.

Уровень – таможенный союз

Причины слабого прогресса

  • Политические и экономические проблемы: низкие темпы, роста, гиперинфляция, высокая безработица, политическая нестабильность
  • Специфика положений Картахенского договора

Много исключений. Страны не выполняли требований договора.

1990 г. – Галапагосский договор.  К 1994 г. – создание таможенного  союза (но общий рынок не  создан).

Доля взаимного товарооборота  – порядка 9%

Проблемы 1990-2000 гг.

  • Разногласия между странами-членами
  • Недостаточный экономический потенциал в современных условиях
  • Асимметричность стран
  • Однотипность хозяйств
  • Неразвитость транспорта
  • Все страны – активное участие в других интеграционных группировках

Главные особенности группировки

  • Создание институциональной структуры с ограниченными наднациональными функциями.
  • Внешнеполитическое сотрудничество

Меркосур

Общий рынок стран южного конуса.

Крупнейший интегрированный рынок  стран ЛА, охватывает 60% ее территории и 55% населения, 50% ВВП.

Главная предпосылка создания  – Устойчивые связи между двумя ключевыми членами – Бразилией и Аргентиной

1988 г. – Договор. Цель – ликвидировать все торговые барьеры в течение 10 лет.

1990 г. – Буэнос-Айресский договор:  Бразилия и Аргентина поставили  цель создать общий рынок. 

1991 г. – Асунсьонский договор о создании Общего рынка стран южного конуса (+ Парагвай, Уругвай)

Венесуэла – заявка (все ратифицировали, кроме Парагвая). Ассоциированные члены – Чили (1996), Боливия (1997), Перу, Венесуэла и Мексика (2004).

Цель Асунсьонского договора – к 1995 г. обеспечить

  • свободное передвижение товаров и услуг,
  • создание единого таможенного тарифа,
  • координация макроэкономической и отраслевой политики в области ВТ, с/х, промышленности, валютной сфере и т.д.

Уровень – таможенный союз

Особенности

  • Общая политика по торговле продукцией автомобилестроения
  • Общий инвестиционный режим
  • Интеграция электроэнергетики
  • Децентрализованная организационная структура
  • Меры по политической интеграции

 

Лекция 5. Аграрная интеграция в ЕС

16 марта 2010 г.

Наталья Аркадьевна Пискулова

1. Особенности регулирования мировых  сельскохозяйственных рынков

Главные объективные причины вмешательства государства в сельское хозяйство

  1. Объективная нестабильность производства
  2. Социальный и политический характер спроса

Продовольственная безопасность

  1. Стабилизация цен
  2. Повышение эффективности сельского хозяйства

Повышение доходов фермеров (они  малы – market failure)

  1. Консервация ресурсов и защита окружающей среды

Минусы сельскохозяйственной политики

  1. Большие расходы

От 280 до 300 млрд. долл. в год (общемировые)

  1. Дестабилизация мировых рынков

Сельскохозяйственная политика стала  активно проводиться с 1970х гг. (поддержка сельского хозяйства  составляла около 50% сельскохозяйственного  производства). Япония – дотации  на 70%, Швейцария – дотации на 80%. 
Мало вмешиваются в сельское хозяйство такие экспортеры, как Австралия, Новая Зеландия, Канада (другие масштабы и системы вмешательства).

2. Причины разработки единой  сельскохозяйственной политики

Аграрная интеграция ЕС с целью  создания единого аграрного  рынка. Главные причины:

  1. Желание обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией

ЕС до проведения политики обеспечивало себя на 80%, сейчас – на 120%

  1. Опасения безработицы в результате механизации в сельском хозяйстве => снижение доходов фермеров
  2. Необходимость развития торговли и создания единого рынка

Создание единого аграрного  рынка и введение единой сельскохозяйственной политики ЕС.

Системы вмешательства государства  в сельское хозяйство

  1. Direct Aid, Прямая помощь фермерам (фермеры дотируются на стадии производства)

В этом случае дополнительные меры не нужны. Но: невозможно, если фермеров слишком  много.

  1. Поддержание закупочных цен на рынке в сочетании с защитой от внешней конкуренции.

Рекомендовано для ЕС

1958 г. – Римский договор

3. Цели и принципы аграрной  политики ЕС

Цели

  1. Главная цель – повышение продуктивности сельского хозяйства путем технического прогресса или эффективного использования  факторов производства (рабочей силы)
  2. Гарантирование определенного уровня жизни фермерам
  3. Стабилизация внутреннего рынка (стабильные цены)
  4. Обеспечить потребителей продовольствием
  5. Умеренные цены на продовольствие

С 1962 г. – Common Agricultural Policy (единая сельскохозяйственная политика)

Принципы

  1. Единство рынка (отмена ограничений в торговле)

Единые цены во всем сообществе

  1. Community preference: продукции, произведенной внутри сообщества, отдается предпочтение по сравнению с импортной продукцией.

Импортная продукция «пропускается» на внутренний рынок по ценам сообщества (теперь – союза).

Компании-импортеры платят импортный компенсационный сбор = разница между мировой ценой и ценой внутри сообщества (союза).

Нет смысла закупать продукцию на внешних рынках – фирмы предпочитают продукцию ЕС => предпочтение продукции, произведенной в ЕС.

При экспорте экспортеры обязаны уплатить разницу между высокой внутренней ценой и низкой мировой ценой (нет смысла экспортировать, даже если на этом теоретически можно заработать). Опять же принцип предпочтения, отдаваемого сообществу. Фирмы-экспортеры могут субсидироваться.

ЕС импортирует товары, которые не производятся в ЕС (около половины овощей и баранины).

Информация о работе Международные экономические отношения