Страны не ставили задачу перехода
к таможенному союзу, а ввели элементы
общего рынка:
- либерализация контроля инвестиций
- меры по сближению стандартов
- либерализация в сфере услуг
- гармонизация политики в отдельных сферах (окружающая среда и трудовых отношений)
1910-1917 гг. - Мексиканская революция
- национализация средств производства,
антиамериканизм и национализм
1988 г. - инфляция в Мексике 52%
Мексика в19 86 г. вступила в ГАТТ
Баланс интересов соблюден: вступление
в силу соглашения - образование крупнейшего
рынка
4. Особенности соглашения НАФТА
Цели НАФТА:
- Снятие барьеров торговли и содействие
свободному движению товаров и услуг
- Установление справедливых условий
конкуренции в рамках зоны свободной торговли
- Увеличение возможностей для инвестирования
- Обеспечение необходимой и эффективной
защиты прав интеллектуальной собственности
- Эффективное выполнение и применение
данного соглашения для урегулирования
споров
- Установление рамок для будущего
Основные положения Соглашения
НАФТА:
- ликвидация всех таможенных пошлин к 2009 г.
- поэтапное упразднение нетарифных барьеров
- смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике
- Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики
- обеспечение эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности
- создание трехсторонней арбитражной комиссии
Большинство пошлин устранялось к
2003 году
Сверхчувствительные товары 1%:
Двусторонние соглашения
Лекция 7. Интеграционные процессы
в развивающихся странах. Азия и Африка
30 марта 2010 г.
- особенности интеграции развив стран Ю-В Азии
- дезинтегрирующие процессы
- виды интеграционных объединений
Причины интеграции в развивающихся
странах:
Интеграция рассматривается как
средство
- диверсификация внешнеэкономической деятельности
- ослабление зависимости от промышленно развитых стран (бывшие колонии)
- осуществление индустриализации (страны являются аграрными, имеют только пару развитых отраслей, которые были выгодны странам-колонизаторам, т.о. однобокое развитие стран)
Цели:
- оптимизация экономики
- ускорение экономического роста
- ослабление экономической зависимости
- осуществить прорыв в области освоения новых технологий
- изменить свое положение в МРТ (развитые рассматривают развивающиеся как периферийный рынок, куда можно сбросить экологически вредное производство, например, куда можно сбывать продукцию)
Факторы, замедляющие интеграцию:
- внутренние противоречия в самих развивающихся странах и недостаток финансовых ресурсов для совместных проектов
- различия в экономических стратегиях отдельных государств в интеграционной группировке по отношению к 3м странам
- недостаток инфраструктуры и кооперации не позволяет наращивать синергетический эффект
- сохранение финансовой зависимости от ТНК (в странах формируется правящая верхушка, которая кооперируется с ТНК, ТНК диктуют свои условия)
- стремление сократить контроль за внешней торговлей и экспортом продукции ТНК
- высокая политическая нестабильность
Азия
Общая характеристика стран Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), образовалась в 1967,
Бангкокская декларация. Цель – стремление
разработать общую экономическую политику.
Интеграция стран Ю-В Азии носит
субрегиональный характер. Есть
различия в уровнях развития.
Предпосылки:
- географические:
- стратегическое географическое положение (например, Сингапур, как финансовый центр, может работать круглосуточно, благодаря часовым поясам)
- крупные запасы природных ресурсов
- политический фактор
- интеграторами выступают США и Япония
Основные цели создания:
изначально создавалась как
политический блок
- стимулирование экономического и социального развития
- укрепление мира и безопасности в ЮВА
- развитие сотрудничества и взаимопомощи в социальной, технической, научной и административной сферах
Задачи создания АСЕАН - создание таможенного
союза (1 этап) в рамках соглашений о
преференциальной торговле (постепенная
отмена пошлин, многие страны преуспели
в этом, отменили пошлины).
- преференции в торговле
- торговое сотрудничество
- разработка общей платформы по экономическим проблемам
- производственное сотрудничество на основе МРТ и развития кооперации между странами
Следующий этап:
формирование зоны свободной торговли
(ASEAN free trade agreement) АФТА
в 1992 г. в Сингапуре принято решение
о формировании зоны свободной торговли
на 15 лет (к 2008). В 1994 г. срок создания АФТА
сокращается до 10 лет (к 2002). Полная либерализация
сферы услуг. 1997 кризис –> обрушение
малазийских банков. Малайзия замораживает
либерализацию финансовой сферы (прекращается
поток инвестиций, пока ситуация не стабилизируется).
Затем, наоборот, принимаются меры для
привлечения финансовой сферы.
Основные направления АФТА
- общий эффективный преференциальный тариф
- сокращение таможенных пошлин до 0-5% на всю промышленную и с/х продукцию
- средние таможенные пошлины к 2007 – 2,7%
Зоны (треугольники) роста АСЕАН. Что
это означает? Это привлечение
ТНК в экономику трех стран
с дешевой рабочей силой, развитой инфраструктурой
и там начинается бурное развитие.
Примеры (неформальные интеграционные
зоны) –
- Южный треугольник - высокотехнологичный (Сингапур, штат Джокор (Малайзия), провинция Риу (Индонезия));
- Восточный треугольник - сельскохозяйственный
(о-ва Минданао (Филиппины), о-ва Сулавески
(Малайзия), о-ва Борнео (Индонезия)
Интеграционное объединение АНЗЕРТА
(Австралия + Новая Зеландия). Соглашение
подписано в 1965г., началось реализовываться
в 1980 г. Разработана концепция сближения
эк связей. Начала действовать с 1983 г. –
взаимовыгодная торговля на условиях
свободной конкуренции, укрепление
торгово-экономического сотрудничества
между собой и по отношению к 3 странам.
Основные меры в рамках зоны свободной
торговли:
1990 – отмена субсидий экспортерам
(требование ГАТТ)
1997 – соглашение об инспекции
продовольствия для сокращения
торговых издержек (дело в том,
что Австралия и Новая Зеландия
являются крупными экспортерами
мяса, продукцию проверяют и в
стране экспортера, и в стране импортера,
поэтому для них эта отмена имела стратегически
важное значение)
1998 – протокол о торговле
услугами
1999 Единый кодекс стандартов
на продовольствие
В итоге увеличивается объем
торговли с 3-ми странами.
Дезинтегрирующие факторы:
- различная территориальная протяженность
(о-ва Индонезии развиты далеко не все)
- неодинаковая природно-ресурсная обеспеченность
- различия в численности населения
- языковая дифференциация (Сингапур – не считая англ. яз, другие национальные языки, китайский, хинди, томильский)
- монокультурность экономик
- различия политических систем
Африка
В Африке существует 6 наиболее крупных
интеграционных объединений
- 1964 г. был создан общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) на базе зоны свободной торговли РТА - Ангола, Бурунди, Заир, Коморские о-ва, Джибути,
Эфиопия, Кения, Танзания, Замбия, Зимбабве.
Цели –
- либерализация торговли, создание таможенного союза
- создание платежного союза КФА – международная расчетная единица (регулировался на основе французского франка, был обеспечен золотом, которое хранилось
в банке Франции и только в 1999 с введением
евро создали единый ЦБ)
- развитие промышленности и сх торговли
- свобода перемещения рабочей силы
- привлечение иностранных инвестиций
- В 1975 г. было создано Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС).
Входило 16 стран, теперь 15 стран (Буркино
Фасо, Гвинея, Гамбия, Гана и др). Цели:
- создание общего рынка, экономического и валютного союза – КФА (другая КФА, с к2002 г. прикреплены к евро)
- гармонизация национального инвестиционного законодательства (единая
система налогообложения, чтобы не было
перелива инвестиций)
- совместное производство
- 7 стран (Бенин, Кот д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Дога..).
1994 г. создания. Африканский экономический
и валютный союз. Цели:
- координация национальной политики
- гармонизация законодательства
- 1992 г. - Южноафриканское сообщество развития
(CADK) 11 стран (Ангола, Ботсвана, Замбия,
Зимбабве, Мозамбик, Намибия – более бедные
страны, некоторые хотели присоединиться
к соц. лагерю). Цели:
- ликвидация препятствий для свободного движения
капитала, товаров, услуг, рабочей силы
- Согласование политической и социально-экономической стратегии
- Содействие передаче технологий
- Привлечение иностранных инвестиций
- В 1966 г. был создан таможенный и эк. союз Центральной Африки
(Габон, Камерун, Конго, ЦАР, ЧАД, Экваториальная
Гвинея). Задачи: поэтапное формирование
общего рынка, укрепление действующего
таможенного союза.
- В 1963 г. создана Организация африканского единства ОАЕ – 53 страны. Цели:
- координация сотрудничества в области экономики, науки и техники
1991 подписан договор о создании
Африканского экономического сообщества
на 34 года. Цель – проведение согласованной
скоординированной политики африканских
стран, в области экономики, согласование
действий по отношению к странам неафриканского
континента, так как созданный межафриканский
банк развития (Кот д’Ивуар), 70% капитала
– африканские страны, 30% - Япония, США,
Западная Европа. Этот договор о независимости.
Литература: МЭО Ливенцева, «Международная
эк интеграция» Харламова.
Лекция №8. Проблемы регулирования
МЭО в рамках совещаний «восьмерки»
6 апреля 2010 г.
1. Причины возникновения «семерки»
(G7)
Экономические отношения развивались
в рамках Бреттон-Вудской системы.
На высший уровень выносились только политические
вопросы, а не экономические.
Причины разделения экономики и
политики:
- относительная стабильность развития мировой экономики
- «холодная война» между системами, главная проблема стран – безопасность
- доминирование США, после войны экономическая
мощь США была несравнима ни с какой другой
страной, с США по экономическим вопросам
никто особо не спорил
С 70-х гг. наблюдается «экономизация»
политики, экономические проблемы решались
на высшем уровне.
Причины возникновения «семерки»:
- ослабление лидерства и конкурентоспособности США в связи с появлением других экономически мощных игроков
- кризис Бреттон-Вудской системы, регулирования мирового хозяйства
- требования со стороны развивающихся стран участия в управлении МЭО
- экономические проблемы в самих США
- усиление интернационализации мировой экономики
- усиление региональной интеграции
- политические + прекращение холодной войны – изменение отношения к американскому лидерству, Европа меньше хотела подчиняться США
Главная причина - нужно было придумать
новую форму регулирования МЭО,
так как существующие были слишком
бюрократизированы, неэффективны. Появилась
идея неформальных встреч – после
неформальных небюрократических эксклюзивных
встреч Ж. Дестена и Г. Шмидта
(министры финансов Франции и Германии,
после президенты).
Толчком стал международный энергетический
кризис. 1974 г. – рецессия в развитых
странах, инфляция, безработица. Нужно
было совместно решать вопросы, совместно
вырабатывать политику в отношении
ОПЕК.