- Финансовая солидарность
Европейский фонд сельскохозяйственной
ориентации и гарантии.
Все страны-члены ЕС вместе несут
солидарную ответственность по ведению
единой сельскохозяйственной политики
(но и все сборы поступают в единый фонд).
- Совместная ответственность
Фермеры тоже отвечают за негативные
последствия проводимой политики (если
произвели больше, чем надо, у
них не закупается продукция).
4. Механизмы регулирования рынка
Главные инструменты
- Единые цены
Гарантированный уровень единых закупочных
цен поддерживается в отношении
основных товаров (более 70% всей производимой
сельскохозяйственной продукции ЕС)
Жесткая система регулирования
цен
Цены бывают:
- Базисные (контрольные, ориентировочные)
- «Цены вмешательства»
Минимальные закупочные цены, поддерживаемые
и гарантируемые ЕС.
Цены колеблются между базисной
и ценой вмешательства
- Минимальные импортные цены
Еще 25% продукции – менее жесткая
система цен
Еще 2,5% продукции – продукция, цена
на которую регулируются международными
соглашениями.
- Система «вмешательства» (интервенций)
- Импортные компенсационные сборы
- Экспортные субсидии
Df. Сельскохозяйственная продукция
– продукты земледелия, животноводства
и рыболовства, а также продукты первоначально
переработки этих видов продукции (но
только первоначальной!)
5. Некоторые итоги проведения
ЕСП
Большинство целей было достигнуто
(но: одни полностью, другие – нет).
Единый АПК: 10 млн. хозяйств
Цель №1 (повышение
продуктивности). Рост продуктивности
4-5% в год – выше роста ВВП. ЕС стал производить
в 2-3 раза больше продукции при 2-3 раза
меньшем с/х населении и 2-3 раза меньших
сельскохозяйственных угодьях.
Цель №3 (стабилизация
сельскохозяйственного рынка). Колебания
цен невелики, но темпы роста значительны.
Цель №4 (обеспечение
снабжения продовольствием). Обеспечение
более чем на 120% (до создания ЕС – 80%).
Цель №2 (гарантирование уровня жизни
фермерам). Доходы фермеров периодически
снижались.
Цель №5 (умеренные цены на продовольствие).
Высокие розничные цены.
6. Проблемы ЕСП
Внутренние проблемы
- Высокие цены (намного выше мировых, т.к. устанавливались по уровню издержек в самой дорогой стране).
- Появление «излишков».
«Горы» говядины и зерновых
- Финансовые расходы (субсидирование)
На проведение единой политики
расходовалось 70% бюджета группировки
(1980е гг.) Сейчас – 40-50%
95% средств идет на поддержание
цен (закупки)
- Экологические проблемы
Интенсификация производства (удобрения)
ЕС – нетто-экпортер сельскохозяйственной
продукции (причина – сельскохозяйственная
политика), обошел даже США. Крупнейший
производитель сельскохозяйственной
продукции в ЕС – Франция.
Международные проблемы
- ЕС обвиняют в использовании протекционизма для поддержки фермеров
- ЕС обвиняют в дестабилизации мирового сельскохозяйственного рынка.
Соглашение по с/х продукции (Уругвайский
раунд ВТО)
- Сведение всех импортных ограничений к обычным тарифам к 2000 г.
- Снижение тарифов на 1/3 для развитых стран и на ¼ для развивающихся стран
- Сокращение экспортных субсидий
- Снижение внутренней поддержки фермерам на 20% для развитых стран и на 13,3% для развивающихся стран
7. Вопросы реформы ЕСП
1980-90е гг. – меры по ограничению
излишков (сначала – добровольные, потом
– принудительные)
С 1983 г. стал применяться гарантированный
порог производства (для некоторых
товаров). Излишки снизились, но принципиально
проблемы не решились.
Реформы 1992 г. и 1998 г.
- Долгосрочная цель – возврат к более
«рыночным» методам и мировым ценам
- Повышение безопасности и качества
- Переориентация с поддержки цен на поддержание доходов фермеров => повышение конкурентоспособности.
Снижение излишков, стали меньше
применяться удобрения.
2003 г. – новая реформа единой сельскохозяйственной
политики (работает с 2005 года по настоящее
время). С 2013 года планируется новая реформа
- Сельское хозяйство как часть культуры
- Новые методы поддержки фермеров
«Единая сельхозвыплата» - фермерам вне
зависимости от объема производства
- Усиление политики «сельскохозяйственного развития»
- Сокращение прямых выплат крупными хозяйствами
- Механизм финансовой дисциплины
Вывод: Несмотря на важные
изменения в механизмах, основные принципы
ЕСП остались. Постепенная замена системы
поддержки цен прямыми компенсациями
фермерам.
Лекция 6. Североамериканская интеграция
23 марта 2010 г.
- Предпосылки
- Цели
- Особенности
- Основные положения соглашения НАФТА
- Институциональная структура
- Эффекты интеграции
Соглашение о создании НАФТА.
Защита интересов в условиях глобализации
1. Предпосылки:
- Географическая близость
- Развитие договорно-правовой базы экономической интеграции задолго до подписания Соглашения НАФТА
- Рост взаимозависимости
- Развитие интеграционных процессов
в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе,
растущая конкуренция со стороны Японии
для сохранения уровня конкурентоспособности
американской продукции перед США встала
задача развития интеграции
Развитие договорно-правовой
базы:
- Первая попытка создания зоны свободной
торговли между США и Канадой в 1854 г., но
договоренность была расторгнута в 1866
г. вследствие Гражданской войны в США
1861-1865 гг.
- В последующие годы канадско-американские торговые отношения регулировались различными специальными соглашениями. Правительство США далеко не всегда поощряло экспорт
канадских товаров (введение в 1930 г. исключительно
высоких американских протекционистских
тарифов закрыло рынок США для многих
канадских производителей)
- Официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в СА, стало принятие плана Эббота
(открытие канадской экономики для притока
иностранного, прежде всего американского,
капитала в ведущие отрасли)
- Отдельные соглашения, направленные
на либерализацию торговли
- Соглашение 1959 г., касающееся совместного американо-канадского военного производства
- В 1965 г. США и Канада заключили соглашение о либерализации продукции автомобилестроения (Автопакт) - способствовали расширению сотрудничества
Волна протекционизма (70-е гг.), особенно
в Канаде
- Причины: Влияние кризиса 70-х гг. в международной
валютной сфере, в сфере энергетики, ухудшение
условий сбыта, замедление экономического
роста
- В результате: экономический национализм Канады
и политика «канадизации» ведущих отраслей
промышленности, направленная на ограничение
притока американского капитала.
С конца 70-х гг. США активно проводили
курс на торгово-политическое объединение с
Канадой и Мексикой
- 1988 г. подписание американо-канадского соглашения о свободной торговле
- отмена тарифных и многих нетарифных отграничений в течение 10 лет
- Либерализация контроля над иностранными
инвестициями
Противники:
- не решив старых проблем, соглашение поставит Канаду перед новыми испытаниями
- сокращение рабочих мест, многие предприятия переведены на Юг США, где рабочая сила дешевле
- усиление распродажи природных энергетических
ресурсов Канады
Сторонники:
- расширение производства
- высокие темпы роста
- производительность
- конкурентоспособность
- высокий уровень жизни
Страна разбилась на 2 лагеря даже
после ратификации соглашения
- Многие Канадские компании перевели на юг США
- Массовые увольнения рабочих – 25
тыс.
- Расширение в других отраслях (печатное
дело, производство мебели - проиграли)
сталелитейная, медная - выиграли
Активно США проводили курс на присоединение
к ней Мексики
- В 80-е гг. была создана двусторонняя
Комиссия по перспективам американо-мексиканских
отношений
- 1985 г. американо-мексиканское соглашение о правилах субсидирования
экспорта
- 1987 г. - торговое соглашение, позволившее расширить вывоз в США мексиканских текстильных и др. (сталь, пиво, вино)
2. Цели стран
США
- Стратегический план по укреплению
роли в Западном полушарии путем создания
в Перспективе единой зоны свободной торговли
от Аляски до Огненной земли
- Трамплин для более глубокого проникновения
в экономику латиноамериканских стран
на качественно новых условиях, например,
партнера, а не эксплуататора
- обеспечение приращения не только экономической, но и геополитической мощи
- Свободное движение американских товаров и услуг
- Свободный доступ для американских
инвестиций
- Защита прав интеллектуальной собственности
- Рост конкурентоспособности
- Использование новых региональных сравнительных преимуществ
за счет объединения высоких технологий
и инвестиций США с дешевой рабочей силой
Мексики и дешевыми природными ресурсами
обеих стран-соседей
Результат: давление на торговых партнеров
в Азии и Европе в направлении их большей
готовности к компромиссам на переговорах
Уругвайского раунда ГАТТ
Мексика
- повышение эффективности экономики
- сократить период реформирования своей экономики с 50 до 10-15 лет и приблизиться к уровню промышленно
развитых стран
- ускорения темпов экономического развития из-за увеличения притока иностранных инвестиций и либерализации торговли (снижение влияния нефти)
- преимущественно экономические мотивы включения Мексики в североамериканскую интеграцию
- гарантированный доступ на американский
рынок, поглощающий до 80% всего мексиканского
экспорта
- новые рабочие места
- новый экспортный рынок – Канада
- экономические выгоды от увеличения инвестиций и возможности получить доступ к новым технологиям - коренная модернизация
- обеспечение надежного инвестиционного климата должно было соответствовать притоку инвестиций из 3-х стран
НО: в с/х сложно выделить конкуренцию
со стороны своих партнеров по интеграции
в результате открытия мексиканского
рынка. Разорение мексиканских крестьян.
Выгоды намного перевешивали потери
- решение проблем охраны окружающей среды
- наркобизнеса
- пограничных споров
- нелегальной иммиграции
Канада
Политические
- возможность создать противовес с США, объединяясь с Мексикой, а в перспективе и другими латиноамериканскими
странами
- вынужденное участие в НАФТА
- угроза лишить Канаду односторонних привилегий по договору CUSFTA по льготному доступу на американский рынок
- США могли заключить двустороннее соглашение с Мексикой, тогда выгоды
только США
Возможность сохранения преимуществ,
полученных от:
- расширение доступа на американский рынок
- усовершенствование механизмов решения споров, с США
- совершенствование положений соглашения по субсидиям, демпингу, чтобы их нельзя было использовать в целях дискриминации канадских
товаров
- обеспечение повышения конкурентоспособности, доступ на быстро растущий мексиканский рынок, заинтересованность банков Канада в открытии рынков Латинской Америки.
3. Особенности:
- Асимметричность: слабое взаимодействие
Канады и Мексики, доминирующее положение
США
Начало 90-х гг.: 1,3% и 3%
7% вывоза капитала в Канаду
из Мексики, 2% - канадский капитал
в Мексике
- Слабое интеграционное взаимодействие
Мексики и Канады
конкуренты на американском рынке
интеграция с США
гораздо больше:
- 1/5 внешнеторгового оборота США направлена на Канаду
- 75-80% экспорта Мексики направлялось в США
- С вывозом капитала все то же.
- США - главный зарубежный инвестор Канады
- Взаимозависимость экономических
отношений
- 2/3 мексиканского экспорта приходилось на США
- Доля США в интеграционной группировке (2000 е гг.)
88 % США в совокупном ВВП
76% экспорта
64% импорта
Приток иностранных инвестиций в
США в 6 раз больше Мексики и Канады вместе
взятый.
Вывоз - в 9 раз
- Асимметричность экономической взаимозависимости
США, Канады и Мексики
Участники находятся на разных стартовых
условиях
- Присоединение Мексики осуществлялось
без предоставления особого статуса
- Интеграционные процессы начались
без создания наднациональных структур