Место и роль рисков во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе существующих методов управления рисками для предприятий – участников внешнеэкономической деятельности и выборе наилучших решений в условиях риска и существующих альтернатив на примере компании ООО «ДЕЛКОМ». Организация ООО «ДЕЛКОМ», рисковый спектр которой является объектом исследования данной работы, – занимается поставками и продажами копировальной техники марки Ricoh на российском рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Место и роль рисков во внешнеэкономической деятельности……………5
1.Понятие риска………………………………………………………….………..5
2.Классификация рисков внешнеэкономической деятельности……………….7
3.Общие принципы управления рисками………………………………………..15
Глава 2. Выявление риско во внешнеэкономической деятельности организации ООО «ДЕЛКОМ»……………………………………………………………………….21
2.1. Общая характеристика организации ООО «ДЕЛКОМ»………………………...21
2.2 Выявление наиболее вероятных рисков компании………………………………22
Глава 3. Пути минимизации рисков для организации ООО «ДЕЛКОМ»…………..28
3.1. Анализ дебиторской задолженности……………………………………………...28
3.2. Управление риском коммерческого кредита……………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 128.33 Кб (Скачать файл)

Риски предприятия – участника  внешнеэкономической деятельности классифицируются

  • по среде возникновения: экономические (инфляционные, инвестиционные, валютные,   коньюктурные, коммерческие, транспортные, научно-технические, производственные), организационные, политические, социальные, экологические, смешанные;
  • по территории возникновения: за рубежом, на границе, на национальном рынке;
  • по возможности передвижения и контроля: полностью предсказуемые и контролируемые предприятием, частично контролируемые, непредсказуемые и неконтролируемые;
  • По сфере проявления: внутренние и внешние.

Основные методы управления рисками  предприятия – участника внешнеэкономической  деятельности:

  • предвидение: страхование, хеджирование рисков, использование различных методов расчетно-кредитных отношений, анализ и прогнозирование коньюктуры;
  • анализ воздействия возможного ущерба;
  • планирование реагирования: распределение рисков, диверсификация по ассортиментному, отраслевому, географическому признаку;
  • регулирование реакции.

Применение экономико-математических методов позволяет провести качественный и количественный анализ экономических  явлений, дать количественную оценку значения риска и рыночной неопределенности и выбрать наиболее эффектное (оптимальное  решение). Математические методы и модели позволяют имитировать различные  хозяйственные ситуации и оценивать последствия при выборе решений, обходясь без дорогостоящих экспериментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Выявление рисков во внешнеэкономической деятельности компании ООО «ДЕЛКОМ».

2.1 Общая характеристика  компании ООО «ДЕЛКОМ»

 

Основными видами деятельности компании ООО «ДЕЛКОМ» являются продвижение продуктов марки Ricoh («Рико») на рынках стран СНГ, продажа копировальной техники, оригинальных запасных частей и расходных материалов марки Ricoh.

Сегодня конкуренция на рынке такова, что технические характеристики моделей различных производителей практически идентичны. Поэтому  комплексный подход к решению  проблем документооборота заказчика (сканирование, копирование и печать офисных документов, распространение  по локально-вычислительным сетям и  через Интернет) является визитной карточкой компании. На российском рынке техника марки Ricoh известна давно и успела зарекомендовать  себя только с лучшей стороны. Преимущества современного оборудования Ricoh, будь то многофункциональные офисные центры или цветные принтеры, были высоко оценены российскими пользователями. Ricoh прочно входит в тройку лидеров  на российском рынке копировально-множительных систем.

Главная задача фирмы - продажа офисного оборудования, а также всех необходимых  расходных материалов и запасных частей со складов, имеющих широкий  ассортимент и расположенных  во Владивостоке, что значительно  сокращает период поставки конечному  пользователю.

В настоящее время работа в компании по ее основному направлению организована следующим образом.

Как уже отмечалось выше, основная деятельность фирмы заключается  в продаже офисного оборудования, расходных материалов и запасных частей.

Заказы, размещенные клиентами, вносятся в программу 1С для обработки  сотрудниками отдела продаж. По позициям, имеющимся на складе, формируются счета, и товар может быть отгружен с нашего склада в  удобное для нашего партнера время. Оплата по этим счетам контролируется менеджерами по продажам. В основном, используется метод предоплаты, но для ключевых партнеров допускается и отсрочка платежа, сроком до двух месяцев. По товарам, которых в данный момент на складах нет, регулярно формируются заказы в центральный офис компании-поставщика.

Товар доставляется автотранспортом. Компания ООО «ДЕЛКОМ» имеем контракты с несколькими организациями-перевозчиками, которые также организуют конвойное сопровождение и занимаются экспортным оформлением документов. Также услуги этих компаний требуются при организации доставок оборудования клиентам внутри страны. Таможенное оформление производится таможенным брокером.

 

2.2 Выявление наиболее  вероятных рисков компании

 

Для того чтобы предупредить, локализовать или уменьшить риски, необходимо четко и глубоко понять их систему, с которой имеет дело предприятие. Иначе говоря, нужно  выявить рисковый ландшафт фирмы  в контексте принятия решений. Выявление, актуализация, систематизация и анализ рисков фирмы необходимы для разработки комплекса мер по управлению ими.

На основании информации о профиле деятельности компании, описания процессов организации  работы составим ее рисковый спектр.

Возможные операционные риски:

Так как миссия компании заключается в продвижении и  продаже на российском рынке офисной  техники, одной из основных задач  является обеспечение непрерывности  и своевременности поставок оборудования, его комплектующих и расходных  материалов. Таким образом, необходима серьезная проработка управления логистическими рисками: доставка товара, организация экспортного и импортного таможенного оформления, размещение товаров на складах, организация отгрузок клиентам.

Также к достаточно серьезным  сбоям в деятельности компании могут  привести неполадки в работе компьютерных сетей.  В соответствии с реалиями современного бизнеса все участки фирмы должны пользоваться базами данных, электронной почтой и множеством других видов электронной обработки документов.

Риск  ослабления активов:

Сокращение продаж, а также резкие скачки в поступлениях от продаж являются тревожными симптомами для развития компании.

В целях создания привлекательных  условий работы основным своим клиентам мы предоставляем коммерческие кредиты. Вопрос управления риском коммерческого кредита на данный момент, в нашей фирме является не решенным.

Также отсрочка платежа в 120 дней по контракту с компанией-поставщиком  вызывает возникновение валютного риска.

Конкурентные  риски:

Несмотря на то, что продукция, предлагаемая компанией,  является высокотехнологичной, несмотря на то, что постоянно обновляются линейки  продуктов в соответствии с внедрением самых передовых технологических  новшеств, конкуренция в сфере  деятельности очень высока. Наряду с компанией ООО «ДЕЛКОМ»   за свою долю на российском рынке борятся такие известные марки копировальной техники как, Xerox, Canon, Sharp, Toshiba, Konica Minolta и многие другие. При этом в основном, технические характеристики и функциональные возможности предлагаемых всеми предприятиями продуктов мало отличаются друг от друга.

Исходя из этого, важно  проводить постоянный мониторинг рынка, отслеживать появления новых  продуктов эффективных конкурентов, потребности целевых потребителей.

Исходя из специфики бизнеса, очевидно, что неблагоприятные публикации в прессе могут нанести быстрый и серьезный вред, особенно если они не справедливы. Необходимо в обязательном порядке устранить вскрытые недостатки и сделать этот факт известным целевой публике. В случае если публикации несправедливы, следует определить инициаторов публикации, постараться поместить опровержение.

Переход заметной части потребителей к конкуренту должен быть своевременно замечен и парирован. Это не только прямые потери в объеме продаж, но и возможный признак системных проблем качества продукции компании и услуг.

Риски внешней среды:

Перемены в организациях могут происходить по причинам как  коренящимся внутри, так и исходящим  от объектов и факторов вне компании.

Предприятие также находится  под влиянием рисков внешней среды, таких как политические риски  и риски, связанные с изменением внутреннего законодательства, налогового, таможенного и др.

Внешняя среда постоянно  меняется, производя для организации  новые возможности и угрозы. Для  анализа рисков внешней среды  ее удобно разделить на макросреду и отраслевую среду. Макросреда состоит  из политических, законодательных, экономических, технологических, информационных и  законодательных систем, которые  способны повлиять на судьбу организации. Отраслевой средой для фирмы будет  являться более узкий круг влияния  – компании конкуренты, партнеры, поставщики, компании, оказывающие нам транспортные услуги, услуги по таможенному оформлению, сертификации. Риски, исходящие именно из этой среды, особенно быстры и сильны.

Для классификации и систематизации возможных рисков фирмы «ДЕЛКОМ» выделим четыре категории рисков: финансовые, стратегические, операционные риски и риски стихийных бедствий и опасных случайностей.

Особое внимание рекомендуется  уделять категории рисков -Операционных рисков и рисков стихийных бедствий и опасных случайностей.

После классификации рисков предприятия можно сделать расстановку  приоритетов с помощью схемы, отражающей соотношение вероятности  и последствий, для сравнения  чувствительности компании к воздействию  конкретных сбоев (рис. 4). Любому предприятию  довольно сложно оценить вероятность  и последствия отдельного сбоя, такая  же схема позволит  выявить относительную  уязвимость в соответствии с этими  двумя параметрами, а значит, организация  может сосредоточить свои усилия в первую очередь на работу с рисками, по отношению к которым ее уязвимость максимальна.

Рис. 4. Расположение рисков компании в пространстве вероятность-последствия

На этом рисунке (рис. 4) вертикальная ось представляет вероятность деструктивного события, а горизонтальная масштабы последствий. Риск максимален, когда  вероятность события высока, а  последствия серьезны.  И наоборот, если последствия событий незначительны  и вероятность их не высока, то и  приоритет риска для нас низок, такие риски разумнее всего принять.

Очень важно тщательно  проработать зоны умеренной уязвимости. Это квадранты с координатами низкой вероятности и тяжелых  последствий, либо высокой вероятности  с незначительными последствиями. Несмотря на то, что они имеют  одинаковую степень уязвимости, подход к управлению рисками, расположенными в этих квадрантах – имеет мало общего.

Риски из зоны умеренной  уязвимости с высокой вероятностью событий, в основном являются операционными  или финансовыми рисками. Они  должны решаться менеджерами в рамках повседневной работы. Обычно в таких  случаях предпочтительны методы принятия риска либо переноса. Риски  из зоны низкой вероятности и серьезных  последствий, в основном, являются стратегическими  или связанными с внешней средой или опасными случайностями. И, следовательно, решения по их минимизации должны приниматься  с особой серьезностью. В таких ситуациях трезвый  и квалифицированный риск-менеджер выбирает стратегии предотвращения риска, ухода от риска.

Рассмотрим риски, расположенные  в этом квадранте. Ситуации с наиболее разрушительными последствиями: возникновение  пожаров, политические риски, неэффективное  планирование, потеря ключевого персонала. Очевидно, что для компании необходимо обеспечить комплекс противопожарных  мероприятий. Что касается политических рисков, в нашем случае они не велики, так как наши иностранные  контрагенты находятся в странах  со стабильными политическими системами. Неэффективное планирование и потеря ключевого персонала – это  внутренние стратегические риски фирмы. Комплексные решения по ним должны приниматься высшим руководством компании. Важно уделять внимание квалификации персонала, принимающего решения по финансовым вопросам, проводить обучающие курсы, тренинги, мотивировать ключевой персонал на эффективную работу, проводить мероприятия по созданию и поддержанию корпоративного духа, корпоративного патриотизма.

Можно сделать вывод, что  эти факторы риска, имеющие самые  серьезные последствия по нашей  карте рисков, первоначально в  нашей компании уже были учтены и  уже предприняты меры по защите от них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути минимизации  рисков для организации ООО «ДЕЛКОМ»

        1. Анализ дебиторской задолженности

Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения  дел, предложение кредитных услуг  является орудием конкуренции при привлечении клиентов. ООО «ДЕЛКОМ» также предоставляет своим наиболее важным партнерам возможность отгрузки техники в кредит.

Коммерческий кредит организация  предоставляет, начиная с 1 октября 2010г. На данный момент компания обладает совсем небольшими статистическими  материалами, но тем не менее уже  можно и нужно провести их анализ и выбрать оптимальную кредитную  политику.

Из-за этой тенденции к  увеличению покупки в кредит все  более острой становится дилемма  твердой или свободной кредитной  политики. Излишне твердые условия  могут отпугнуть покупателей, а  очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку  капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача предприятия в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

Организация должна постоянно  пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная  политика состоит из общих направлений  принятия решений по выбору надежного  заемщика, объема и срока кредита. Применение коммерческого кредита  требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

По мере того как организация  растет, проблема организации денежных потоков становится все более  насущной. И в настоящее время  требуется инструмент, с помощью  которого можно этими потоками эффективно управлять. Инструментом является кредитная  политика, а первым шагом к ее созданию - анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности.

Информация о работе Место и роль рисков во внешнеэкономической деятельности