Место и роль рисков во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе существующих методов управления рисками для предприятий – участников внешнеэкономической деятельности и выборе наилучших решений в условиях риска и существующих альтернатив на примере компании ООО «ДЕЛКОМ». Организация ООО «ДЕЛКОМ», рисковый спектр которой является объектом исследования данной работы, – занимается поставками и продажами копировальной техники марки Ricoh на российском рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Место и роль рисков во внешнеэкономической деятельности……………5
1.Понятие риска………………………………………………………….………..5
2.Классификация рисков внешнеэкономической деятельности……………….7
3.Общие принципы управления рисками………………………………………..15
Глава 2. Выявление риско во внешнеэкономической деятельности организации ООО «ДЕЛКОМ»……………………………………………………………………….21
2.1. Общая характеристика организации ООО «ДЕЛКОМ»………………………...21
2.2 Выявление наиболее вероятных рисков компании………………………………22
Глава 3. Пути минимизации рисков для организации ООО «ДЕЛКОМ»…………..28
3.1. Анализ дебиторской задолженности……………………………………………...28
3.2. Управление риском коммерческого кредита……………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 128.33 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что банковский кредит все чаще используется для  покрытия дефицита оборотных средств, по-прежнему широко распространен и  коммерческий кредит (отсрочка платежа  контрагенту). Это объясняется как  минимум двумя причинами. Во-первых, трудностями, с которыми сталкиваются небольшие компании при получении  банковского кредита. Во-вторых, маркетинговой  природой коммерческого кредита, которая  заключается в том, что предоставление отсрочки платежа является дополнительным конкурентным преимуществом.

Сегодня практически все  компании вынуждены кредитовать  своих покупателей, вследствие чего большинство функционирует за счет перекредитования. Поэтому крайне важно, чтобы организации выбирали оптимальные  для себя способы кредитования покупателей, тем самым, поддерживая всю цепочку  прямо или косвенно взаимозависимых  компаний. А начать следует с анализа  дебиторской задолженности, к образованию  которой приводит выданный коммерческий кредит. Затем результаты анализа  будут положены в основу кредитной  политики компании, которая должна стать инструментом управления дебиторской  задолженностью.

Основная задача анализа - определить оптимальный срок кредитования покупателей. Это важно для того, чтобы впоследствии своевременно погашать обязательства  перед кредиторами. В анализе  дебиторской задолженности используется коэффициентный метод.

Рассчитаем оборачиваемость дебиторской  задолженности (Receivables turnover) и оборачиваемость  дебиторской задолженности в  днях 
(Average collection period).

    (3.1)

(3.2)

Расчеты с покупателями по основному  виду деятельности отражаются на счете 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками" и вся дебиторская  задолженность является краткосрочной. Нас интересует средняя за период дебиторская задолженность. Обычно она определяется как суммарное  дебетовое сальдо по счету 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками" на начало и конец периода, деленное пополам. Средние данные необходимы для того, чтобы нивелировать изменения  деловой активности в течение  рассматриваемого периода.

Выручка от продаж по основному виду деятельности отражается по кредиту  счета 90 "Продажи". Тогда для  расчета нужно взять кредитовый оборот счета 90, причем только ту его  часть, которая появилась в результате продажи товаров в кредит. Поэтому, сформируем в бухгалтерской программе 1С отчет, содержащий только контрагентов, которым предоставляется возможность  отгрузок в кредит по условиям договора. Этот отчет представлен в таблице 1.

Намеренно была взята выручку-брутто (со всеми налогами и сборами), чтобы  она была сопоставима со средней  за период дебиторской задолженностью.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Долги контрагентов с 01.10.10 по 28.02.11

Контрагент

Вал.

Нач. долг клиента

Увеличение долга

Уменьшение долга

Долг клиента  на конец периода

ДэЛЗ/ТехкомплектИнвест  Энерго

Руб.

0,00

56 241 389,10

55 194 290,42

620 176,81

ЮНИТ-КОПИР

Руб.

0,00

10 434 171,84

6 020 446,07

4 388 197,01

Юмакс

Руб.

0,00

11 065 428,62

8 338 257,35

2 720 429,27

КМ

Руб.

0,00

14 689 686,39

12 435 506,88

2 217 140,69

САН СПб ООО

Руб.

0,00

6 286 121,76

5 444 203,91

841 917,85

Копия  Экселент (Техника)

Руб.

3 014 474,81

18 060 116,49

14 881 689,07

6 192 902,23

РЕМПРОМСЕРВИС

Руб.

0,00

18 510,55

10 500,18

8 010,37

Сандартинвест

Руб.

0,00

901 322,71

704 055,50

197 267,21

ИТГО

 

3 014 474,81

117 696 747,46

103 028 949,38

17 186 041,44


По формулам 3.1 и 3.2 рассчитываем показатели оборачиваемости по каждому из контрагентов. Результаты расчета представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ оборачиваемости  активов по контрагентам

Контрагент

Вал.

Средняя за период дебиторская задолженность

Среднедневная выручка  от продаж в кредит

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности в  днях

ДэЛЗ/ТехкомплектИнвестЭнерго

Руб.

310 088,41

365 525,10

178,00

0,85

ЮНИТ-КОПИР

Руб.

2 194 098,51

39 870,50

2,74

55,03

Юмакс

Руб.

1 360 214,64

55 220,25

6,13

24,63

КМ

Руб.

1 108 570,35

82 354,35

11,22

13,46

САН СПб ООО

Руб.

420 958,93

36 054,33

12,93

11,68

Копия  Экселент (Техника)

Руб.

1 589 213,71

98 554,23

9,36

16,13

РЕМПРОМСЕРВИС

Руб.

4 005,19

69,54

2,62

57,60

Сандартинвест

Руб.

98 633,61

4 662,62

7,14

21,15


 

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, насколько эффективно организация собирает долги покупателей за свою продукцию. Ее используют для того, чтобы отследить динамику развития и сравнить показатели по каждому контрагенту. Аналогичный показатель в днях показывает, на какой срок, в среднем, организация кредитует покупателей. Чем выше первый показатель и соответственно меньше второй, тем эффективнее управление дебиторской задолженностью. Однако надо быть осторожными и, пытаясь улучшить показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, не навредить объемам продаж.

Ухудшение показателей не всегда свидетельствует о снижении эффективности управления. Это может быть следствием осуществления более мягкой политики кредитования покупателей. Такое решение может быть принято в качестве стимулирования продаж или как ответный шаг на действия конкурентов.

Для оценки результаты анализа обычно сравниваются со среднеотраслевыми  или собственными показателями за предыдущие периоды. Первое не всегда доступно, а  если и доступно, то может быть недостоверно, поэтому лучше полагаться на аналогичные  показатели этой же компании за предыдущие периоды. К сожалению, имеются только  данные за последние полгода. Поэтому  отправной точкой для текущего и  последующих анализов становятся коэффициенты, рассчитанные сейчас. Однако даже они  скажут многое, так как отражают те условия, в которых фактически работает организация. Эти условия  можно сравнить с теми, в которых  она должна функционировать, в соответствии с действующими договорами. Для такого сравнения лучше всего подойдет показатель оборачиваемости дебиторской  задолженности в днях.

Прежде всего, посмотрим, насколько  оборачиваемость в днях соответствует  срокам кредитования, установленным  в договорах с покупателями. ООО «ДЕЛКОМ» отпускает товары в кредит со сроком оплаты 60 дней, для ключевых клиентов. Все они перечислены в табл. 15, 16. Итак, оборачиваемость в днях не превышает сроков коммерческих кредитов, предоставляемых нашим партнерам. Но все же из табл. 16 видно, что оборачиваемость в днях очень велика. К тому же и анализ бухгалтерской отчетности за предыдущий год показывает что оборачиваемость дебиторской задолженности в днях имеет тревожную тенденцию резкого роста с 7, 354 до 17, 086 дней, т.е. в течение прошлого года оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась  на 9,73 дня.

Вычислим, какие потери данное изменение  приносит компании. Для этого нам  нужно вычислить среднедневную  выручку от продаж в кредит.

        (3.3)

 руб.

Таким образом, если полученную среднедневную  выручку умножим на количество дней, на которые замедлилась оборачиваемость, получается, что дополнительно привлечено в оборот 6 638 876 рублей. Если принять во внимание большие значения оборачиваемость в днях, то можно прийти к выводу, что именно введение коммерческого кредита в практику продаж компании стало причиной таких негативных изменений. Экономический же эффект в результате ускорения оборачиваемости будет выражаться в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли.

Поэтому необходимо найти решения  по оптимизации процедуры предоставления коммерческого кредита и минимизации  рисков связанных с ним.

Для этого дадим оценку методом  математической статистики каждому  дебитору на основе статистических данных имеющихся на данный момент. Среднеквадратическое отклонение характеризует отклонение от среднего  срока оплаты, коэффициент вариации – однородность статистических данных. Сводные данные приведены в табл. 3. Как видно из таблицы оплата отгруженного в кредит товара производится крайне неравномерно, наблюдается очень большой разброс в сроках оплаты. Также видно крайне недисциплинированные клиенты, нарушающие сроки оплаты по договору.

Таблица 3

Статистическая оценка сроков погашения  задолженностей по коммерческому кредиту.

Контрагент

Средний срок оплаты Хср

Дисперсия

Среднеквадратическое отклонение

Коэффициент вариации

ДэЛЗ/ТехкомплектИнвестЭнерго

21,11

128,67

11,34

53,73

ЮНИТ-КОПИР

17,54

85,82

9,26

52,81

Юмакс

34,70

147,14

12,14

34,99

КМ

16,08

86,53

9,3

57,85

САН СПб ООО

21,48

150,44

12,27

57,13

Копия  Экселент (Техника)

30,38

24,65

4,9

16,13

РЕМПРОМСЕРВИС

93,00

5 168,85

71,98

77,40

Стандартинвест

82,50

4 275,56

65,39

79,26


 

Таким образом, очевидно, что  по контрагентам «Ремпромсервис» и  «Стандартинвест» необходимо принять  срочные меры по предотвращению задержек с оплатой товара. Одним из решений  может стать ужесточение условий  договора, применение штрафных санкций  или процентов, не менее банковской ставки, за неоплаченные в срок счета.

 Так же необходимо  разработать систему контроля  оплаты товара, отгруженного в  кредит, для отдела продаж. Как  только корпорация начинает предоставлять  кредит своему клиенту, менеджер, ответственный за данную сделку, обязан тщательно контролировать  итоги дебиторской задолженности.  Система должна быть развита  так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям корпорации.

Важным элементом всей системы мероприятий по коммерческому  кредитованию является процедура получения денег по счетам, подлежащим оплате. Специалисты в этой области советуют не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков, подлежащих оплате.

Если остаток остается неоплаченным в срок, то полезно  связаться или лично встретиться  с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения. Как можно  скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с  поставкой товара (качество, ассортимент  и т.д.), спорными вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента.

В то же время нужно иметь  в виду, что важно избежать испорченных  отношений с клиентами. Тем не менее, для того, чтобы предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю уровень несобранных средств с последующим списанием со счетов безнадежных долгов, менеджеру по продажам необходима твердость в принятии решений.

 

3.2 Управление  риском коммерческого кредита.

 

Рассмотрим также варианты различных способов минимизации  риска коммерческого кредита. В  настоящее время в российской практике широко используются такие  способы минимизации рисков коммерческого  кредитования как банковская гарантия, факторинг, страхование, поручительство третьих лиц.

Тарифные условия представлены в таблицах 4, 5 и 6. Условия, которым удовлетворяет наша организация выделены жирным шрифтом.

 

Таблица 4

Комиссия за выданные поручительства, %

Максимальный размер установленного лимита поручительства на дебитора, USD

Число постоянных покупателей

<10

10 - 30

30 - 60

60 - 100

100- 200

> 200

<10 000

1,25

1,1

1

0,9

0,75

0,6

10 001-50 000

1,35

1,25

1,1

1

0,85

0,65

50 001-150 000

1,55

1,45

1,35

1,25

1,1

1

150 001- 500 000

1,75

1,65

1,5

1,4

1,25

1,15

> 500 000

1,85

1,75

1,65

1,55

1,45

1,35

Информация о работе Место и роль рисков во внешнеэкономической деятельности