Механизм рынка несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и востребованность темы курсовой работы. Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

Изучение возможного поведения ближайших конкурентов представляется, безусловно, необходимым. Если компания не обращает внимания на действия своих конкурентов, она вступает в конкурентную борьбу вслепую. Фирма не может переиграть своих соперников, если не будет отслеживать их действия и не будет иметь возможность предугадать их последующие шаги. Как и в шахматах, знание следующего хода противника — бесценно. Стратегия конкурентов и их вероятные действия в ближайшем будущем оказывают непосредственное влияние на собственные стратегические решения компании: либо необходимо занять оборонительную позицию в ответ на шаги конкурентов, либо использовать агрессию, если действия соперников обеспечивают такую возможность.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции и ее формы

1.1. Понятие несовершенной конкуренции

1.2. Формы несовершенной конкуренции

Глава 2. Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции

2.1. Монополистическая конкуренция

2.2. Сущность олигополии

Глава 3. Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

001В Механизм рынка несовершенной конкуренции.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции и ее формы

1.1. Понятие несовершенной конкуренции

1.2. Формы несовершенной конкуренции

Глава 2. Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции

2.1. Монополистическая конкуренция

2.2. Сущность олигополии

Глава 3. Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

 

Актуальность и востребованность темы курсовой работы. Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

Изучение возможного поведения ближайших конкурентов представля­ется, безусловно, необходимым. Если компания не обращает внимания на дей­ствия своих конкурентов, она вступает в конкурентную борьбу вслепую. Фирма не может переиграть своих соперников, если не будет отслеживать их действия и не будет иметь возможность предугадать их последующие шаги. Как и в шахматах, знание следующего хода противника — бесценно. Страте­гия конкурентов и их вероятные действия в ближайшем будущем оказывают непосредственное влияние на собственные стратегические решения компа­нии: либо необходимо занять оборонительную позицию в ответ на шаги кон­курентов, либо использовать агрессию, если действия соперников обеспечи­вают такую возможность.

Определение стратегии конкурентов. Самое общее представление об основных конкурентах может быть получено достаточно быстро на основе изучения данных об их положении в отрасли, о стратегических целях (на ос­нове данных об их действиях в недавнем прошлом), а также об их основных подходах к ведению конкурентной борьбы. Для определения намерений конкурентов обычно бывает доста­точно использовать данную схему наряду с картой стратегических групп.[1]

Иногда фирмы, долгое время сохранявшие лидирующее положение на рынке, быстро его теряют; другим фирмам вообще не удается сохранить ли­дерство на сколько-нибудь продолжительный срок. Сегодняшние лидеры от­расли не обязательно окажутся таковыми завтра.

При решении вопроса о том, благоприятную или неблагоприятную по­зицию занимает конкурент для завоевания рынка, необходимо сконцентри­ровать внимание на оценке его потенциальных возможностей действовать лучше или хуже, чем другие фирмы. Обычно насколько надежно фирма удерживает свою долю рынка в настоящее время, зависит от устойчивости компании при давлении конкурентов, от того, имеет ли она конкурентное преимущество или проигрывает в конкурентной борьбе, а также от вероятно­сти того, что именно данная компания станет объектом конкурентных напа­док со стороны других фирм отрасли.

              В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Степень научной разработанности темы курсовой работы. В экономической литературе широко отражены вопросы функционирования рынка несовершенной конкуренции. Данной проблеме посвящены работы Завьянова Л., Ивашковского С.Н., Робинсона Дж. В. и т.д.

Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение механизма рынка несовершенной конкуренции.

Исходя из цели работы, поставим и решим следующие задачи:

- изучить понятие несовершенной конкуренции и рассмотреть ее формы;

- исследовать монополистическую конкуренцию как вид несовершенной конкуренции;

- дать понятие олигополии.

Структура работы. Курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.

Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.

В главе 1 «Понятие несовершенной конкуренции и ее формы.

В главе 2 «Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции».

В главе 3 «Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики».

В заключении обобщены итоги исследования.

 


Глава 1. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции и ее формы

 

1.1. Понятие несовершенной конкуренции

 

 

Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Конкуренция: (позднелатинское concurrentia, от латинского concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь), свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме - борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли.

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в эконо­мике появляются другие типы рыночных структур — рынки несовершен­ной конкуренции. Это такие рынки, на которых не действует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Вместе с тем на них не скла­дывается и другая крайняя ситуация — чистая монополия. Поэтому все они находятся в промежуточном положении между этими противоположно­стями. Разновидностями таких рынков, в частности, являются монополи­стическая конкуренция и олигополия.

Остановимся на характеристике этих двух основных форм несовер­шенной конкуренции, которые занимают промежуточное положение меж­ду полярными рыночными структурами.[2]

1.2. Формы несовершенной конкуренции

 

 

Монополистическая конкуренция. Считается, что отрасль рабо­тает в условиях монополистической конкуренции) если она состоит из большого числа фирм, производящих сходную, но не одинаковую про­дукцию. Фирмы получают монопольную власть за счет дифференциа­ции товара, поэтому такая рыночная структура получила еще название монополии по дифференциации товара. Дифференциация товара подра­зумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар. При этом вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду, но каждое из них имеет свои отличительные черты, так что фактически они являются разными товарами.

 

Рисунок 1. Формы рыночных структур[3]

Монополистическая конкуренция широко распространена в производ­стве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (вы­пуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, моющих средств (шампуней) и парфюмерии, меховых изделий и обуви и т. д.). Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях или качестве, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобные расположение и время работы магазина, внимание и вежливость обслуживающего персонала и многое другое. Каждый индивид постоянно ощущает на себе влияние подобных факторов, посещая парикмахерские, кафе, рестораны, рынки, туристические фирмы, театры, мастерские по ре­монту автомобилей, бензозаправочные станции и т. д.

В условиях дифференциации товаров важное значение в деятельности фирмы приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, особые качества, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Покупатель имеет возможность выбрать ту фирму, которая ему больше подходит.

Следует также отметить, что монополистическая конкуренция не воз­двигает высоких барьеров для вступления в отрасль. Поскольку фирмы производят дифференцированные товары, эффект масштаба не имеет су­щественного значения, и для начала дела не нужен большой капитал.

Монополистическая конкуренция впервые была исследована американ­ским экономистом Эдвардом Чемберлином и англичанкой Джоан Робин­сон. Независимо друг от друга они пришли к сходным выводам об усло­виях возникновения и о природе этого типа несовершенства рынка.

 


Глава 2. Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции

 

2.1. Монополистическая конкуренция

 

 

Объем производства и цена в условиях монополистической конку­ренции находятся под влиянием, с одной стороны, конкуренции на рын­ке, а с другой — степени монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Монопольная власть предполагает, что для каждой фирмы кривая спро­са имеет отрицательный наклон, несмотря на то, что фирма может быть столь же маленькой, как и в условиях совершенной конкуренции. Однако угол наклона кривой меньше, чем у абсолютно монопольной фирмы. Он зависит как от числа конкурентов, так и от степени дифференциации това­ра. Чем меньше конкурентов и чем сильнее дифференцирован товар, тем менее эластичней будет кривая спроса, и наоборот.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что фирма может вли­ять на цену. Незначительное изменение цены на продукцию какой-либо фирмы может привлечь или оттолкнуть лишь незначительное число поку­пателей. Но по мере дальнейшего изменения цены фирма может оказывать все большее влияние на выбор покупателей между ее продукцией и това­рами конкурирующих с ней фирм.

Равновесие фирмы предполагает, что выполняется известное условие равенства предельных издержек и предельного дохода (МС = MR). Б те­чение краткосрочного периода фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Но возможность долгосрочного получения сверхприбыли ис­ключается, поскольку входные барьеры в отрасль практически отсутству­ют: фирмы невелики, для организации производства требуется относи­тельно небольшой капитал, который легко мобилизовать для выпуска не совсем идентичной, но схожей с той, которая уже имеется на рынке, про­дукции. В результате свободы входа и выхода из отрасли прибыли, и убыт­ки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции.

Долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции показано на рисунке 2.

Рисунок 2. Монополистическая конкуренция

Если предположить, что все фирмы имеют одинаковые средние из­держки, представленные на кривой АС, то продавец, кривая спроса кото­рого (D'm) находится выше кривой средних издержек, будет получать сверхприбыль. Это будет привлекать на рынок новых конкурентов, в результате чего кривая спроса D'm будет сдвигаться влево до тех пор, пока не исчезнет положительная прибыль. Это будет достигнуто тогда, когда кривая спроса примет положение касательной к кривой средних издер­жек (точка А), В этой точке цена (Рт) равна средним издержкам, а при­быль — нулю.[4]

Издержки монополистической конкуренции. Несмотря на то что в точке А прибыли фирмы равны нулю, эта точка не соответствует эффек­тивному использованию ресурсов, поскольку нет равенства цены предель­ным издержкам, которое достигается в условиях совершенной конку­ренции (точка В). Как показано на графике, производство при монополи­стической конкуренции осуществляется на наклоненном вниз участке кри­вой АС. Это означает, что фирма в условиях монополистической конку­ренции производит желаемый объем продукции (QM) с издержками, пре­вышающими минимальные. Поэтому, как подчеркивал Э. Чемберлин, фирма при монополистической конкуренции всегда будет менее эффек­тивна, чем при совершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточ­ные мощности.

Эти избыточные мощности и являются платой за монопольную власть, полученную фирмой на основе дифференциации товара. Как уже отмеча­лось, чем более дифференцирован товар, тем выше угол наклона кривой спроса, а значит, все дальше влево от оптимального размера, который воз­можен в точке минимальных средних издержек (Qc), сдвигается объем производства. С другой стороны, чем сильнее дифференциация экономиче­ских благ, тем в большей мере рынок способен удовлетворять многообраз­ные потребности и вкусы потребителей. В таком случае есть основание утверждать, что с точки зрения общества в целом конкурентная структура обладает и некоторым преимуществом.

 

2.2. Сущность олигополии

 

 

Олигополия — это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих про­дажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предла­гаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.

Существуют два вида олигополии. Первый вид предполагает, что не­сколько фирм производят одинаковые товары. Второй — когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако и в том и в другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельно­сти. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверня­ка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что по крайней мере некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и, принимая то или иное решение, обязана считаться с этим обстоятельством.

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничест­во между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу "всех против всех". В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться не­которых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же — как другая крайность — бороться друг с другом вплоть до полного унич­тожения.

Информация о работе Механизм рынка несовершенной конкуренции