Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:11, курсовая работа
Актуальность и востребованность темы курсовой работы. Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.
Изучение возможного поведения ближайших конкурентов представляется, безусловно, необходимым. Если компания не обращает внимания на действия своих конкурентов, она вступает в конкурентную борьбу вслепую. Фирма не может переиграть своих соперников, если не будет отслеживать их действия и не будет иметь возможность предугадать их последующие шаги. Как и в шахматах, знание следующего хода противника — бесценно. Стратегия конкурентов и их вероятные действия в ближайшем будущем оказывают непосредственное влияние на собственные стратегические решения компании: либо необходимо занять оборонительную позицию в ответ на шаги конкурентов, либо использовать агрессию, если действия соперников обеспечивают такую возможность.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции и ее формы
1.1. Понятие несовершенной конкуренции
1.2. Формы несовершенной конкуренции
Глава 2. Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции
2.1. Монополистическая конкуренция
2.2. Сущность олигополии
Глава 3. Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики
Заключение
Список использованных источников
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции и ее формы
1.1. Понятие несовершенной конкуренции
1.2. Формы несовершенной конкуренции
Глава 2. Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции
2.1. Монополистическая конкуренция
2.2. Сущность олигополии
Глава 3. Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики
Заключение
Список использованных источников
Актуальность и востребованность темы курсовой работы. Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.
Изучение возможного поведения ближайших конкурентов представляется, безусловно, необходимым. Если компания не обращает внимания на действия своих конкурентов, она вступает в конкурентную борьбу вслепую. Фирма не может переиграть своих соперников, если не будет отслеживать их действия и не будет иметь возможность предугадать их последующие шаги. Как и в шахматах, знание следующего хода противника — бесценно. Стратегия конкурентов и их вероятные действия в ближайшем будущем оказывают непосредственное влияние на собственные стратегические решения компании: либо необходимо занять оборонительную позицию в ответ на шаги конкурентов, либо использовать агрессию, если действия соперников обеспечивают такую возможность.
Определение стратегии конкурентов. Самое общее представление об основных конкурентах может быть получено достаточно быстро на основе изучения данных об их положении в отрасли, о стратегических целях (на основе данных об их действиях в недавнем прошлом), а также об их основных подходах к ведению конкурентной борьбы. Для определения намерений конкурентов обычно бывает достаточно использовать данную схему наряду с картой стратегических групп.[1]
Иногда фирмы, долгое время сохранявшие лидирующее положение на рынке, быстро его теряют; другим фирмам вообще не удается сохранить лидерство на сколько-нибудь продолжительный срок. Сегодняшние лидеры отрасли не обязательно окажутся таковыми завтра.
При решении вопроса о том, благоприятную или неблагоприятную позицию занимает конкурент для завоевания рынка, необходимо сконцентрировать внимание на оценке его потенциальных возможностей действовать лучше или хуже, чем другие фирмы. Обычно насколько надежно фирма удерживает свою долю рынка в настоящее время, зависит от устойчивости компании при давлении конкурентов, от того, имеет ли она конкурентное преимущество или проигрывает в конкурентной борьбе, а также от вероятности того, что именно данная компания станет объектом конкурентных нападок со стороны других фирм отрасли.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Степень научной разработанности темы курсовой работы. В экономической литературе широко отражены вопросы функционирования рынка несовершенной конкуренции. Данной проблеме посвящены работы Завьянова Л., Ивашковского С.Н., Робинсона Дж. В. и т.д.
Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение механизма рынка несовершенной конкуренции.
Исходя из цели работы, поставим и решим следующие задачи:
- изучить понятие несовершенной конкуренции и рассмотреть ее формы;
- исследовать монополистическую конкуренцию как вид несовершенной конкуренции;
- дать понятие олигополии.
Структура работы. Курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.
Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.
В главе 1 «Понятие несовершенной конкуренции и ее формы.
В главе 2 «Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции».
В главе 3 «Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики».
В заключении обобщены итоги исследования.
Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Конкуренция: (позднелатинское concurrentia, от латинского concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь), свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме - борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли.
Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в экономике появляются другие типы рыночных структур — рынки несовершенной конкуренции. Это такие рынки, на которых не действует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Вместе с тем на них не складывается и другая крайняя ситуация — чистая монополия. Поэтому все они находятся в промежуточном положении между этими противоположностями. Разновидностями таких рынков, в частности, являются монополистическая конкуренция и олигополия.
Остановимся на характеристике этих двух основных форм несовершенной конкуренции, которые занимают промежуточное положение между полярными рыночными структурами.[2]
Монополистическая конкуренция. Считается, что отрасль работает в условиях монополистической конкуренции) если она состоит из большого числа фирм, производящих сходную, но не одинаковую продукцию. Фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара, поэтому такая рыночная структура получила еще название монополии по дифференциации товара. Дифференциация товара подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар. При этом вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду, но каждое из них имеет свои отличительные черты, так что фактически они являются разными товарами.
Рисунок 1. Формы рыночных структур[3]
Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, моющих средств (шампуней) и парфюмерии, меховых изделий и обуви и т. д.). Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях или качестве, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобные расположение и время работы магазина, внимание и вежливость обслуживающего персонала и многое другое. Каждый индивид постоянно ощущает на себе влияние подобных факторов, посещая парикмахерские, кафе, рестораны, рынки, туристические фирмы, театры, мастерские по ремонту автомобилей, бензозаправочные станции и т. д.
В условиях дифференциации товаров важное значение в деятельности фирмы приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, особые качества, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Покупатель имеет возможность выбрать ту фирму, которая ему больше подходит.
Следует также отметить, что монополистическая конкуренция не воздвигает высоких барьеров для вступления в отрасль. Поскольку фирмы производят дифференцированные товары, эффект масштаба не имеет существенного значения, и для начала дела не нужен большой капитал.
Монополистическая конкуренция впервые была исследована американским экономистом Эдвардом Чемберлином и англичанкой Джоан Робинсон. Независимо друг от друга они пришли к сходным выводам об условиях возникновения и о природе этого типа несовершенства рынка.
Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции находятся под влиянием, с одной стороны, конкуренции на рынке, а с другой — степени монопольной власти, которой обладает каждая фирма.
Монопольная власть предполагает, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то, что фирма может быть столь же маленькой, как и в условиях совершенной конкуренции. Однако угол наклона кривой меньше, чем у абсолютно монопольной фирмы. Он зависит как от числа конкурентов, так и от степени дифференциации товара. Чем меньше конкурентов и чем сильнее дифференцирован товар, тем менее эластичней будет кривая спроса, и наоборот.
Отрицательный наклон кривой спроса означает, что фирма может влиять на цену. Незначительное изменение цены на продукцию какой-либо фирмы может привлечь или оттолкнуть лишь незначительное число покупателей. Но по мере дальнейшего изменения цены фирма может оказывать все большее влияние на выбор покупателей между ее продукцией и товарами конкурирующих с ней фирм.
Равновесие фирмы предполагает, что выполняется известное условие равенства предельных издержек и предельного дохода (МС = MR). Б течение краткосрочного периода фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Но возможность долгосрочного получения сверхприбыли исключается, поскольку входные барьеры в отрасль практически отсутствуют: фирмы невелики, для организации производства требуется относительно небольшой капитал, который легко мобилизовать для выпуска не совсем идентичной, но схожей с той, которая уже имеется на рынке, продукции. В результате свободы входа и выхода из отрасли прибыли, и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции.
Долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции показано на рисунке 2.
Рисунок 2. Монополистическая конкуренция
Если предположить, что все фирмы имеют одинаковые средние издержки, представленные на кривой АС, то продавец, кривая спроса которого (D'm) находится выше кривой средних издержек, будет получать сверхприбыль. Это будет привлекать на рынок новых конкурентов, в результате чего кривая спроса D'm будет сдвигаться влево до тех пор, пока не исчезнет положительная прибыль. Это будет достигнуто тогда, когда кривая спроса примет положение касательной к кривой средних издержек (точка А), В этой точке цена (Рт) равна средним издержкам, а прибыль — нулю.[4]
Издержки монополистической конкуренции. Несмотря на то что в точке А прибыли фирмы равны нулю, эта точка не соответствует эффективному использованию ресурсов, поскольку нет равенства цены предельным издержкам, которое достигается в условиях совершенной конкуренции (точка В). Как показано на графике, производство при монополистической конкуренции осуществляется на наклоненном вниз участке кривой АС. Это означает, что фирма в условиях монополистической конкуренции производит желаемый объем продукции (QM) с издержками, превышающими минимальные. Поэтому, как подчеркивал Э. Чемберлин, фирма при монополистической конкуренции всегда будет менее эффективна, чем при совершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточные мощности.
Эти избыточные мощности и являются платой за монопольную власть, полученную фирмой на основе дифференциации товара. Как уже отмечалось, чем более дифференцирован товар, тем выше угол наклона кривой спроса, а значит, все дальше влево от оптимального размера, который возможен в точке минимальных средних издержек (Qc), сдвигается объем производства. С другой стороны, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере рынок способен удовлетворять многообразные потребности и вкусы потребителей. В таком случае есть основание утверждать, что с точки зрения общества в целом конкурентная структура обладает и некоторым преимуществом.
Олигополия — это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существуют два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары. Второй — когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
Однако и в том и в другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что по крайней мере некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и, принимая то или иное решение, обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу "всех против всех". В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же — как другая крайность — бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.
Информация о работе Механизм рынка несовершенной конкуренции