Механизм рынка несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и востребованность темы курсовой работы. Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

Изучение возможного поведения ближайших конкурентов представляется, безусловно, необходимым. Если компания не обращает внимания на действия своих конкурентов, она вступает в конкурентную борьбу вслепую. Фирма не может переиграть своих соперников, если не будет отслеживать их действия и не будет иметь возможность предугадать их последующие шаги. Как и в шахматах, знание следующего хода противника — бесценно. Стратегия конкурентов и их вероятные действия в ближайшем будущем оказывают непосредственное влияние на собственные стратегические решения компании: либо необходимо занять оборонительную позицию в ответ на шаги конкурентов, либо использовать агрессию, если действия соперников обеспечивают такую возможность.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции и ее формы

1.1. Понятие несовершенной конкуренции

1.2. Формы несовершенной конкуренции

Глава 2. Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции

2.1. Монополистическая конкуренция

2.2. Сущность олигополии

Глава 3. Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

001В Механизм рынка несовершенной конкуренции.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Стратегическое направление, в котором развивается национальная экономика и его составляющая – конкурентоспособность, нами видится в интеграции с мировыми технологическими цепочками, в участии в международном разделении труда, во вхождении страны в международные экономические институты.

 

Рисунок 6. Структура национальной конкурентоспособности[11]

Множество объектов может быть упорядочено на основе критерия минимума расстояния между результатами функционирования и требованиями среды. Свойства такого упорядочения могут быть различными. Исходя из эмпирических соображений, можно назвать конкурентоспособными любые объекты из упорядоченного множества с номерами от 1 до n, где n - это максимально допустимое в рассматриваемой ситуации количество объектов, которые принимаются в качестве конкурентоспособных. При этом наиболее конкурентоспособным будет, естественно, считаться мажоранта упорядоченного множества. Очевидно, данную проблему можно описать пятеркой:

Р = <S,D,ОС,А,О>[12], (1)

где S - множество объектов, представленных на рынке;

D - множество требований потребителей;

А - множество параметров объектов;

ОС -порядок, заданный на множестве объектов потребителями;

О - порядок, заданный на множестве объектов лицом, принимающим решение (ЛПР).

Очевидно, что рассматриваемая проблема относится к предметной области сложных систем. Очевидно также, что все множества, представленные в выражении (1), включают в себя элементы различной физической природы, сравнение которых затруднено методологически. Следовательно, необходимо учитывать, что результат решения проблемы (1) в значительной степени будет субъективным.

Кроме того, элементный состав этих множеств в общем случае точно определен быть не может в силу различных причин - например, ограниченности ресурсов, отведенных ЛПР на анализ ситуации.

В общем случае все указанные множества следует относить к классу размытых. Охарактеризуем кратко основные компоненты проблемы. Множество S включает в себя как объекты, реально существующие на рынке, так и те объекты, которые, по мнению ЛПР, могут на нем появиться в период, учитываемый в анализе. Поскольку часть элементов этого множества относится к конкурирующим, то есть к противнику в конкурентном конфликте, информация о них у ЛПР ограничена и может быть выражена даже в вероятностных категориях. Множество D является слабоструктурированным. Теоретические основы построения множества D достаточно хорошо разработаны.

Множество А строится на основе уже упоминавшихся микроэкономических методик. Этот раздел экономического анализа в настоящее время весьма популярен в практическом плане. Методические основы формирования множества А в значительной степени относятся к эмпирическим.

Множество ОС, как и множество D, является слабоструктурированным. Фактически оно формируется по принципу группового решения, причем в качестве экспертов выступают потребители. Можно утверждать, что ОС определяется известными аксиомами Эрроу:- универсальностью, т.е. определенностью для всех возможных наборов индивидуальных предпочтений;

- положительной связью, т.е. неизменностью отношения предпочтения в тех случаях, когда увеличивается количество индивидуальных предпочтений некоторой альтернативы;

- независимостью несущественных альтернатив, т.е. совпадением индивидуальных предпочтений и групповых решений, если они не противоречат друг другу;

- суверенностью потребителей, т.е. принципиальной возможностью любого варианта индивидуальных предпочтений;

- отсутствием диктатора, т.е. невозможностью для любого потребителя определять групповое решение.

Потребители могут выдвигать любые требования, однако, в силу закономерностей потребительского поведения с течением времени потребительские предпочтения меняются таким образом, что их можно объединить в несколько групп с совпадающими предпочтениями.

Представляется, что вторая аксиома применительно к рассматриваемой проблеме является бесспорной, чего нельзя сказать о третьей. Мнения по ее поводу разделяются, причем аргументация сторон представляется более или менее убедительной в зависимости от задачи, применительно к которой эта аксиома рассматривается.

Очевидно, что порядок, заданный потребителями или экспертами на множестве ОС, не определяет количественной меры предпочтений между двумя произвольными альтернативами. Однако, возможно развитие порядковой шкалы для ОС до интервальной. При этом в качестве эмпирической системы, лежащей в основе такой шкалы, может быть принята доля рынка, которая приходится на каждый элемент множества ОС.

Множество О формируется на основе множества S в части элементного состава. Упорядочивание его производится на основе принципа экономической целесообразности и с учетом информации о затратах ресурсов, связанных с каждым элементом множества S.

Формирование множества О производится на основе измерения по интервальной шкале, т.е. на порядковой шкале вводится метрика, определяющая расстояние между элементами. Наличие неопределенности информации, имеющейся в распоряжении ЛПР относительно элементов множества О и отношений на нем неизбежно, однако, следует признать, что в распоряжении ЛПР имеются гораздо более развитые средства снижения неопределенности на множестве О, чем на других компонентах рассматриваемой модели. Задача заключается в том, чтобы на основе имеющейся информации выбрать из множества S подмножество R (R S) такое, что суммарное расстояние от его элементов до элементов множества ОС было минимальным и минимальным был бы суммарный ранг этих элементов в упорядоченном множестве О.

Можно утверждать, что для потребителя качество является обязательной характеристикой, но недостаточной для принятия решения о приобретении данного товара. Другими словами, конкурентоспособность определяется не просто отличными характеристиками товара, а его привлекательностью для клиента, нацеленного на покупку. В этом заключается суверенитет потребителя: решающее слово остается за ним даже в тех случаях, когда он объективно не прав. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получившие наивысшие оценки экспертов, оставляли равнодушными потребителей.

Отметим также, что определяемые совокупностью свойств товара его качество и конкурентоспособность проявляются в разных сферах. Качество продукции закладывается в сфере проектирования и производства и обнаруживается в процессе ее использования, т.е. в сфере потребления. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения. Таким образом, у категорий "качество" и "конкурентоспособность" имеют место разные сферы проявления.

Наконец, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках изделия его конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой предприятия.[13]

 


Заключение

 

 

Ключевым понятием предпринимательской организации является кон­курентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его ха­рактеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной литературе используются понятия конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.

Победа в кон­курентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности. Соотношение конкурентоспособности и конкуренции можно охарактеризовать как отношение «потенциал-использование потенциала».

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных па­раметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рын­ке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная ха­рактеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организа­ционных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия обще­ственным потребностям с учетом затрат на их удовлетворе­ние, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе про­изводительного и (или) личного потребления.

Очень важно четко охарактеризовать основные качественные характеристики товара, преимущества его дизайна и даже особенности его упаковки, в которой товар будет продаваться. Всё это имеет огромное значение для товара, предназначенного для продажи на мировом рынке.


Список использованных источников

 

 

Книги (однотомные издания)

 

1.      Агапова, Т. А. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т. А. Агапова. – М.: Дело и сервис, 2001. – 448 с.

2.      Баликоев, В. З. Общая экономическая теория [Текст]: учебное пособие / В. З. Баликоев. - Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2000. - 678 с.

3.      Борисов, А. С. Экономика [Текст]: учебник / А. С. Борисов - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 896с.

4.      Булатов, А. С. Экономика [Текст]: учебник / А. С. Булатов - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 896 с.

5.      Видяпин, В. И. Экономическая теория [Текст]: учебник / В. И. Видяпин, Г. П. Добрынин, Г. П. Журавлева, Л. С. Тарасевич; под. ред. В. И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714 с.

6.      Виноградов, Е.А.. Земельная собственность и проблемы ренты [Текст] / Е. А. Виноградов. – СПб.:Изд-во СПбГУ, 2003. – 290 с.

7.      Дубова, М.Д. Экономика региона [Текст]: учебник /– Волгоград: ИПК Царицын, 2004. – 178с.

8.      Ивашковский, С. Н. Микроэкономика [Текст]: учебник / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 490 с.

9.      Ильдеменов, В. И. Дифференциальная рента и выравнивание экономических условий воспроизводства [Текст] / В. И. Ильдеменов. – М.: Экономика, 1990. – 328 с.

10. Иохин, В. Я. Экономическая теория [Текст]: учебник / В. Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.

11. Канов, В.И. Отношение собственности на природные ресурсы [Текст]: /В. И. Канов. - Томский гос. ун-т, 1993г. – 180 с.

12. Камаев, В. Д. Учебник по основам экономической теории [Текст]: учебное пособие / В. Д. Камаев. - М.: Владос, 2004. – 531 с.

13. Кузин, В.Ф. Рентные отношения и хозрасчет в сельском хозяйстве[Текст] / В. Ф. Кузин. - М.: «Экономика», 1990г. – 320 с.

14. Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 624 с.

15. Райзберг, Б. А. Основы экономики [Текст]: учебное пособие / Б. А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 597 с.

16. Чепурин, М. Н. Курс по экономической теории [Текст]: учебное пособие / М. Н. Чепурин. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 423 с.

17. Экономика. [Текст]: учебник / Под ред. А..С. Булатова – М.: Финансы и статистика, 2001. – 439 с.

18. Экономическая теория [Текст]: учебник / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд. перераб. и доп. - Мн.: БРГУ, 2002. – 611 с.

19. Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. А. И. Добрынина. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 1999. - 544 с.

  1. Юрьева, Т.В. Социальная рыночная экономика [Текст] : учебник для вузов. – М.: Русская Деловая Литература, 2000. – 628 с.

 

28

 



[1] Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. А. И. Добрынина. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 1999. - 544 с.

 

[2] Канов, В.И. Отношение собственности на природные ресурсы [Текст]: /В. И. Канов. - Томский гос. ун-т, 1993г. – 180 с.

[3] Видяпин, В. И. Экономическая теория [Текст]: учебник / В. И. Видяпин, Г. П. Добрынин, Г. П. Журавлева, Л. С. Тарасевич; под. ред. В. И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714 с.

[4] Баликоев, В. З. Общая экономическая теория [Текст]: учебное пособие / В. З. Баликоев. - Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2000. - 678 с.

[5] Баликоев, В. З. Общая экономическая теория [Текст]: учебное пособие / В. З. Баликоев. - Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2000. - 678 с.

[6] Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. А. И. Добрынина. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 1999. - 544 с.

 

[7] Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. А. И. Добрынина. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 1999. - 544 с.

 

[8] Камаев, В. Д. Учебник по основам экономической теории [Текст]: учебное пособие / В. Д. Камаев. - М.: Владос, 2004. – 531 с.

[9] Камаев, В. Д. Учебник по основам экономической теории [Текст]: учебное пособие / В. Д. Камаев. - М.: Владос, 2004. – 531 с.

[10] Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 624 с

[11] Экономическая теория [Текст]: учебник / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд. перераб. и доп. - Мн.: БРГУ, 2002. – 611 с.

[12]  Там же

[13] Юрьева, Т.В. Социальная рыночная экономика [Текст] : учебник для вузов. – М.: Русская Деловая Литература, 2000. – 628 с.


Информация о работе Механизм рынка несовершенной конкуренции