Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:11, курсовая работа
Актуальность и востребованность темы курсовой работы. Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.
Изучение возможного поведения ближайших конкурентов представляется, безусловно, необходимым. Если компания не обращает внимания на действия своих конкурентов, она вступает в конкурентную борьбу вслепую. Фирма не может переиграть своих соперников, если не будет отслеживать их действия и не будет иметь возможность предугадать их последующие шаги. Как и в шахматах, знание следующего хода противника — бесценно. Стратегия конкурентов и их вероятные действия в ближайшем будущем оказывают непосредственное влияние на собственные стратегические решения компании: либо необходимо занять оборонительную позицию в ответ на шаги конкурентов, либо использовать агрессию, если действия соперников обеспечивают такую возможность.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты несовершенной конкуренции и ее формы
1.1. Понятие несовершенной конкуренции
1.2. Формы несовершенной конкуренции
Глава 2. Монополистическая конкуренция и олигополия как вид несовершенной конкуренции
2.1. Монополистическая конкуренция
2.2. Сущность олигополии
Глава 3. Конкурентоспособность как экономическая составляющая национальной экономики
Заключение
Список использованных источников
Последний вариант чаще всего реализуется в форме ценовой войны — постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может проходить в несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет источник экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении, естественно, остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений с учетом возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит8 себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция. Процесс принятия подобных решений рассматривается на примере взаимоотношений двух фирм в модели дуополии, впервые предложенной французским экономистом А. О. Курно в 1838г.[5]
Модель Курно. Предположим, что обе фирмы (А и Б) производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса на него. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают решения одновременно и независимо друг от друга. При принятии решений каждая из двух фирм исходит из того, что ее конкурент тоже принимает решения относительно объема производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм. Условием модели является также предположение о постоянном объеме производства конкурента, на основе чего принимается собственное решение об объеме выпуска.
Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим решение об объеме производства, принимаемое фирмой А. Допустим, фирма А считает, что фирма Б ничего производить не будет. Тогда ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса (D1(O)). При этом предельный доход изображен на кривой МR1(0) (рисунок 3).
Рисунок 3. Оптимизация объема производства фирмы А в зависимости от объема производства фирмы Б
Как видно из графика, фирма А максимизирует прибыль при объеме 50 единиц, так как именно в этом случае предельный доход MR1(0) сравняется с предельными издержками МС1. Следовательно, если фирма Б ничего не производит, фирма А будет выпускать 50 единиц товара.
Если фирма А считает, что фирма Б выпускает 50 единиц, то кривая спроса фирмы А представляет собой кривую рыночного спроса, смещенную влево на 50 единиц.
Предположим, фирма А рассчитывает, что фирма Б будет производить 75 единиц. Тогда новая кривая спроса фирмы А будет D1(75) . Теперь максимизирующий прибыль объем производства фирмы А равен 12,5 (точка, где MR1(75) = МС1. Наконец, пусть фирма А полагает, что фирма Б производит 100 единиц. Тогда кривые спроса и предельного дохода фирмы А (не показанные на графике) пересекут кривую ее предельных издержек на вертикальной оси. Если фирма А предполагает, что фирма Б будет производить 100 единиц, то фирма А не будет выпускать продукцию.
Таким образом, максимизирующий прибыль объем производства фирмы А изменяется в зависимости от изменения объема производства фирмы Б.
На рисунке 4 изображена реакция фирмы А на изменение выпуска фирмой Б. Кривая реакции фирмы А — QA(QB). Осуществив аналогичный анализ для фирмы Б, мы получим кривую реакции фирмы Б — QБ(QА).
Рисунок 4. Равновесие Курно
Пересечение кривых реакции этих двух фирм (точка Е) выражает равновесие Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, а в зависимости от этого может максимизировать прибыль.[6]
"Дилемма заключенного". Это модель олигополистического поведения, иллюстрирующая, как рациональное решение на микроуровне дает очевидно нерациональный результат на макроуровне. Она является одним из сценариев теории игр, получившей в настоящее время широкое применение в анализе индивидуальных рациональных решений, принимаемых в условиях недостаточной информации относительно их результатов. Современная теория игр была впервые изложена в работе фон Неймана и Монгерштерна "Теория игр и экономическое поведение" (1944). Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами. Теория исследует взаимодействие игроков при некоторых допущениях, касающихся принятия решений в условиях риска, кооперативного или некооперативного поведения, направленного на достижение определенной целевой (платежной) функции. С точки зрения суммы платежа игры делятся на две группы — с нулевой и ненулевой суммой.
Если выигрыш одного индивида равен проигрышу другого, то говорят, что это игра с нулевой суммой. Игра с ненулевой суммой — когда каждый из индивидов может выиграть от решения одного из них.
Рассмотренная выше модель Курно — пример некооперативной игры с нулевой суммой. "Дилемма заключенного" — пример игры с ненулевой суммой. Теория кооперативных игр, допускающая сотрудничество между индивидами, используется при анализе образования картелей и исследовании сговора на рынках товаров и труда.[7]
Игра "дилемма заключенного" рассматривает процесс принятия решения арестованными преступниками, которые содержатся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Перед каждым преступником стоит дилемма — сознаться или молчать. Каждый знает, что если никто из них не сознается и не проинформирует следствие об участии других в преступлении, то он будет освобожден или получит в худшем случае умеренное наказание (в нашем примере — по одному году, как показано на рис. 10, 4-й сектор). Однако если один из участников сознается, а другой нет, то сознавшийся будет освобожден, а его напарник будет сурово наказан (2-й и 3-й сектора матрицы: сознавшийся будет освобожден, а его соучастник получит 15 лет лишения свободы). Если оба сознаются, то будут осуждены, но каждый получит меньший срок, чем в том случае, когда сознается один (в 1-м секторе матрицы показано, что каждый получит по 3 года лишения свободы).
Рисунок 5. Расчетная матрица для "дилеммы заключенного"
Для рационального агента, заинтересованного в собственной судьбе, существует побудительный мотив к тому, чтобы сознаться. В противном случае он рискует, что этой возможностью воспользуется его бывший сообщник и благодаря признанию выиграет, а он потеряет преимущество. Следовательно, вероятнее всего, признаются оба заключенных и сядут в тюрьму на 3 года. Этот вариант решения для каждого будет хуже, чем мог бы быть, если бы они могли договориться не сознаваться.
Фирмы, действующие на олигополистическом рынке, часто оказываются в положении заключенных из этого примера. Они должны решить, следует ли им агрессивно конкурировать, пытаясь захватить большую долю рынка за счет конкурента, или сотрудничать и конкурировать более пассивно, сосуществуя со своим конкурентом и довольствуясь имеющейся долей, а может быть даже тайно сговариваясь с ним. Если фирмы пассивно конкурируют, устанавливая высокие цены и ограничивая объемы производства, они получат более высокие прибыли, чем при агрессивной конкуренции. Но фирмы стоят перед "дилеммой заключенного", когда ни одна из них не может ни доверять другой, ни ожидать, что ее конкурент назначит более высокую цену. В результате, как уже отмечалось, рациональное поведение каждой из них приводит к очевидно нерациональному результату для обеих.
Картель. Когда олигополистические фирмы идут друг другу навстречу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска, то они образуют картель. Картели возникли в прошлом веке и существовали во многих отраслях на законном основании до конца 30-х гг. XX в. Однако в большинстве стран современного мира картельный сговор считается незаконным, и в случае его обнаружения руководители корпораций наказываются по всей строгости закона. Из современных легальных картелей наиболее известным является ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти. ОПЕК была образована в 1960 г., но начала активно действовать только в 1983 г. Ее опыт показывает, что принятие согласованных мер, главным образом по поддержанию монопольной цены на нефть, является нелегкой задачей для ее участников. Дело в том, что страны — члены ОПЕК не единственные в мире производители нефти. Нефть добывают США, Россия, Мексика, Великобритания, Норвегия и ряд других стран. В этих условиях сохранять монопольные цены за счет манипулирования объемами выпуска крайне трудно, а иногда и невыгодно, особенно самому крупному участнику ОПЕК — Саудовской Аравии.[8]
Картель — классический пример кооперативной игры, основанной на сотрудничестве участников, число которых может быть равно 2, 3, ..., п. Обязательным условием картельного соглашения является получение каждым его участником результата не меньшего, чем тот, на который он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. В противном случае картель не имеет смысла. Это иногда проявляется в рамках ОПЕК. Саудовская Аравия как основной участник организации вынуждена ради поддержания мировой цены идти на сильные ограничения собственного производства, что противоречит ее национальным интересам.
Поскольку, как уже отмечалось, прямые картельные соглашения между корпорациями в настоящее время в основном запрещены, так как ведут к образованию чистой (абсолютной) монополии, олигополисты идут на молчаливый, тайный сговор.
Тайный сговор — это негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которая позволяет фирмам максимизировать прибыль.
Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах. Лидерство в ценах — это олигополистическая ситуация, в которой существует доминирующая фирма (ценовой лидер), проявляющая инициативу в изменении цен, а другие фирмы следуют ее примеру. Такая форма становится необходимой, так как фирмам бывает трудно договориться о том, какой будет цена.
Лидерство доминирующей фирмы возможно при нескольких условиях:
1. Ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи или по технической оснащенности (как это было с "Дженерал моторе" — традиционным лидером в автомобильной отрасли США на протяжении многих лет);
2. Он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его (Р > МС);
3. Обеспечение достаточных объемов сбыта продукции остальных фирм с помощью цен.
Ценовой лидер должен постоянно "оглядываться назад", чтобы "корабль не сел на мель". В противном случае другие фирмы могут наложить вето на изменение цены и даже выбрать другого лидера.
Корректное, гибкое лидерство в ценах способно обеспечить эффект картеля, а значит, позволяет добиться результата, описанного в модели чистой монополии.
Когда ценовой лидер меняется, складывается ситуация барометрического лидерства.
Когда же несколько фирм занимают примерно одинаковые доли рынка и незначительно отличаются по объемам производства и издержкам друг от друга, на олнгополистическом рынке может иметь место лидерство в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных и их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах.
Одной из форм несовершенной конкуренции является монополия, осуществляющая ценовую дискриминацию. Под термином "дискриминация" понимается разное отношение к партнерам, тем самым искажающее условия конкуренции между ними. Продажа товара или услуги одного качества и при одинаковых затратах по различным ценам различным покупателям называется ценовой дискриминацией. Примеры ценовой дискриминации разнообразны: врач получает различные гонорары в зависимости от уровня доходов его пациентов; места в театре в партере стоят дороже, чем на балконе; различные тарифы для промышленного и домашнего пользования электричеством и т. д.
Цель дискриминации — использовать все возможности для назначения максимальной цены за каждую единицу продаваемого товара.[9]
Чтобы фирма могла использовать ценовую дискриминацию покупателей, необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, продажу одного и того же товара по разным ценам можно вести, если продавец защищен от конкуренции (т. е. является монополистом). Это значит, что фирма должна добиться, чтобы возможные конкуренты не могли продать товар дешевле там, где она хочет продать его дороже. Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать то, что продается дешевле.
Однако этих условий еще недостаточно, чтобы понять главное: почему вообще существуют разные цены на один и тот же товар, если нет различий в затратах"?
Дело в том, что цены зависят не только от интересов продавцов-монополистов, но и от оценки товара покупателями. Как известно, в глазах разных покупателей одно и то же благо имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить, разные.
Поскольку существуют разные группы покупателей — очень богатые, со средними доходами, малоимущие, постольку монополист выделяет эти группы и учитывает их готовность платить разные цены за одинаковый товар. Главная причина такой готовности — различные эластичности спроса: у богатых — более жесткий спрос, у менее обеспеченных — более эластичный. В итоге каждая группа покупателей приносит фирме, использующей дискриминацию, максимально возможные прибыли.[10]
Товар, куда входят как изделия, так и услуги - всего лишь пассивный компонент рынка, на котором присутствуют также и активные компоненты - субъекты хозяйствования, которые, очевидно, могут быть опосредованными носителями свойства конкурентоспособности (через свои товары и услуги).
Здесь следует принимать во внимание параметры, определенные в микроэкономических методиках, используемых в сфере управления предприятиями. Можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. В случае активных экономических объектов - предприятий и организаций, представленных на рынке - конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне.
При такой постановке в терминах системного анализа рыночная конкуренция может быть описана следующим образом. Имеется экономическая система, включающая в себя ряд функционально однородных объектов, и окружающая эти объекты среда, роль которой сводится - применительно к данной проблеме - к формированию требований к результатам функционирования указанных объектов. Структура понятия конкурентоспособности национальной экономики может быть представлена в виде рисунок 6.
Информация о работе Механизм рынка несовершенной конкуренции