Снижение цен на нефть с
мая 2008 года и ограничение заимствований
на внешнем рынке вызвали существенное
ослабление платежного баланса
во втором полугодии 2008 года. Чистый приток частного
капитала в размере 83 млрд. долл. США в
2007 года превратился в его чистый отток
в размере 130 млрд. долл. в 2008 году. В IV квартале
2008 года по сравнению с I кварталом счет
текущих операций сократился в 4,5 раза
— с 37 млрд. долл. США до 8 млрд. долл., а
в целом за год он составил 99 млрд. долл.
США.
В результате в 2008 году валютные
резервы сократились на 45 млрд. долл.
США (а золотовалютные — на
51,7 млрд.) и фактически перестали
выполнять функцию источника
денежного предложения. За 11 месяцев
2008 года объем денежной массы даже снизился
на 0,3%, в то время как в 2007 году за тот же
период он увеличился на 35,2%.
Основным источником денежного
предложения стало пополнение
ликвидности со стороны денежных
властей. Предпринятые шаги позволили
насытить рынок краткосрочной ликвидностью,
однако не смогли компенсировать дефицит
долгосрочных ресурсов.
В условиях нехватки «длинных» денег банки
вынуждены в качестве источника формирования
«длинных» активов использовать «короткие»
обязательства. Дальнейшее наращивание
долгосрочных кредитов за счет краткосрочных
пассивов негативно сказалось на ликвидности
банковской системы.
На динамику банковских кредитов
в 2008 года оказало влияние и
то, что в период кризиса многие организации начали
сворачивать инвестиционные программы,
сокращать текущие расходы. Банки стали
ужесточать требования к финансовому
состоянию граждан в связи с возрастающими
рисками непогашения кредитов (снижение
покупательской способности, увеличение
числа безработных).
Усиление конкуренции на внутреннем
финансовом рынке в 2008 года
привело к повышению ставок
по банковским депозитам. Так,
средневзвешенная ставка по рублевым
депозитам населения в кредитных
организациях сроком до одного
года повысилась с 5,4% годовых в январе
2008 года до 6,2% годовых в октябре, а средневзвешенная
ставка по рублевым депозитам предприятий
сроком до одного года — с 3 до 6,7%.
Кроме депозитов населения и
предприятий в 2008 года основными
источниками формирования ресурсов коммерческих
банков были кредиты, депозиты и прочие
средства, полученные от других кредитных
организаций, а также средства организаций
на расчетных и прочих счетах и облигации.
В 2008 года инфляция снова выросла
вследствие мягкой денежно-кредитной политики в предыдущие
годы. Правительство и Банк России не смогли
сдержать избыточное денежное предложение
из-за высоких цен на нефть и притока капитала.
Это существенно увеличивало совокупный
спрос в экономике и привело к кредитному
буму. Прирост кредитов строительству
составлял на 1 октября 2007 года 85,8%,
а на 1 октября 2008 года — 54%, транспорту
и связи — соответственно 81,5 и 38,2%. Поддержание
таких темпов кредитования в длительном
периоде невозможно, поскольку в результате
возникает кредитный пузырь. Кредитный
бум в среднесрочной перспективе может
натолкнуться на снижение кредитоспособности
заемщиков, а в условиях кризиса неизбежно
приводит к «жесткой посадке» перегретых
отраслей и невозврату кредитов, ухудшению
кредитного портфеля банков. При инерционном
наращивании кредитов заметное снижение
стабильности пассивной базы вызывает
острую нехватку ликвидности.
Ситуацию в реальном секторе
также осложнил рост процентных
ставок. Высокая стоимость ресурсов
для предприятий кроме инфляционного фактора
определяется тем, что рынок сигнализирует
о существенном уровне неопределенности:
вновь произведенные товары и услуги могут
быть невостребованы. В результате кредитами
могут воспользоваться только производства
с высокой доходностью или быстрой отдачей.
Таким
образом, глобальный кризис оказал
огромное влияние на экономику
России. И если бы не тот масштабный
«пакет» мер, которые были и будут предприняты
правительством, на восстановление
экономики, для всех нас это могло закончиться
плачевно…
Для того чтобы дать оценку
антикризисной политике, проведённой
и проводимой Правительством, и выявить
все «плюсы» и «минусы» перечислим меры,
предпринятые в период кризиса (основное
финансирование в 2009 году).
- Банком России было предоставлено кредитным организациям кредитов без обеспечения в четвертом квартале 2008 года в размере 3 млрд. руб., в первом полугодии 2009 года – 2208,9 млрд. руб., за 9 месяцев 2009 года – 3116,1 млрд. руб.
- В целях поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса и государственных предприятий в июле 2008 года акции 426 предприятий, долги которых превышают 120 млрд. руб. были переданы государственной корпорации «Ростехнологии». Ранее госкорпорации передали 11 компаний, вошедших в холдинг «Росавиа», в том числе «Красаэр», «Самара», «Саратовские авиалинии» долги которых превышают более 18 млрд. дол.
- Предприятиям оборонно-промышленного комплекса и ГУПам в 2009 году было выделено государственных гарантий на 300 млрд. рублей для получения в коммерческих банках пятилетних кредитов.
- ВТБ выделил кредитный лимит «Камазу» на 7 млрд. руб., группе «Метчел» 15 млрд. руб., ЧТПЗ и Магнитогорскому металлургическому комбинату около 14 млрд. руб.
- Государственные банки открыли кредитные линии четырем торговым сетям: «Х5» на 7,0 млрд. руб. от ВТБ, «Седьмому континенту» на 2,5 млрд. руб. от ВТБ, «Магниту» на 2,5 млрд. руб. от ВТБ и «Мосмарт» на 1,5 млрд. руб. от Сбербанка.
- Всего на реализацию антикризисных мер в России в 2009 году было затрачено около 2,7 трлн. рублей. Выделяются три основных направления расходования государственных средств. "Более 500 млрд. руб. из этой суммы ушли на создание рабочих мест. Немалая доля госпомощи досталась и банкам - около 1 трлн. руб. было направлено в банки для поддержки их ликвидности. Такая помощь была оказана 30 кредитным организациям. Третье направление расходования госсредств
- "адресное перечисление средств нуждающимся промышленным предприятиям". Например, помощь АвтоВАЗу, которая по итогам годовой ревизии составила 80 млрд. руб.
Выделено на поддержку различных отраслей экономики - 1,213 трлн. руб. Существенная часть средств пошла на бюджетные инвестиции юридическим лицам, субсидии российским компаниям. Так, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предприятиям авиационной промышленности было выделено 376,796 млн. руб. На межбюджетные трансферты (направленные на антикризисные меры) регионам выделено из госбюджета 380,1 млрд. руб. На поддержку малого и среднего предпринимательства пошло 6,2 млрд. руб. – бюджет в этой области был освоен на 100%.
Существенное внимание было уделено социальной направленности принимаемых мер. Было осуществлено повышение размера пенсии, а также введены дополнительные возможности распоряжаться средствами "материнского капитала".
В 81 субъект Российской Федерации в 2009 году были перечислены деньги на региональные субсидии, которые призваны поддержать рынок труда, в объеме свыше 13 млрд. рублей. Правительством РФ принято решение о выделении 75,2 млн. руб. для обеспечения подготовки специалистов в сфере предотвращения и предупреждения трудовых и социальных конфликтов. Их обучение ведется на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
- В 2009 году была создана новая нормативная база для борьбы с коррупцией.
- Были снижены ставки по банковским кредитам с 17,1% в январе 2009 года до 14,1% в октябре того же года.
- Государственной Думой Российской Федерации по предложению Правительства в течение всего кризиса были приняты целые пакеты антикризисных законов. Первый такой пакет был принят 13 октября - 30 декабря 2008 года. Всего в этом пакете содержалось около 17 законов. К, примеру, были приняты законы, касающиеся банковской сферы:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 171-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 46 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)". Банку России предоставлено право выдавать кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 172-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 174 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Изменен срок уплаты НДС в бюджет.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 173-ФЗ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Внешэкономбанк вправе предоставлять организациям кредиты в иностранной валюте для погашения (обслуживания) займов, полученных до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 174-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Увеличен размер возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации.
- В поддержку нефтяных компаний последовательно со снижением цены на нефть снижались и вывозные пошлины на нее, 1 августа 2009 года при цене 121,61 дол за баррель ставка была 63 дол., с 1 октября при цене нефти 90 дол. за баррель 50,99 дол., с 1 ноября при цене 59,15 дол. за баррель 39,4 дол., с 1 декабря при цене 44 дол. за баррель 26,3 дол.
- С 1 января 2010 года были введены новые ввозные таможенные пошлины на автомобили. На автомобили до 3 лет пошлины устанавливаются в 30% от стоимости или от 1,2 до 2,8 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя, от 3 до 5 лет в 35% или от 1,2 до 2,8 евро, старше 5 лет от 2,5 до 5,8 евро.
- Был создан фонд поддержки регионов по выплате пособий по безработице в составе 325 млрд. руб.
- Агентству по ипотечному жилищному кредитованию был выделен кредит госбанков в 200 млрд. руб. на выкуп ипотечных кредитов тех, кто потерял работу или у кого резко упали доходы.
- Центральному банку было предоставлено право направлять своих наблюдателей в коммерческие банки, получающие бюджетные средства.
- В 2009 году были предприняты меры по поддержке малого и среднего бизнеса, а, именно:
- Значительно снижено количество проверок субъектов предпринимательской деятельности. Так, без учета проверок правоохранительных и таможенных органов в 2006 году проведено более 20 млн. проверок, а во втором полугодии 2009 года без учета проверок финансового характера и правоохранительных органов - немногим более 1,2 млн. проверок.
- отменены контрольно-кассовые аппараты для тех, кто платит налог на вмененный доход;
- меры по льготному подключению к электросетям и автоматическому продлению аренды или преимущественному праву выкупа малыми и средними предприятиями помещений, которые они использовали в последние годы;
- введен уведомительный принцип начала деятельности предприятий малого и среднего бизнеса;
- сокращен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, расширение применения декларирования соответствия и т.д.
- Было принято решение о выделении в 2010 году дополнительных средств федерального бюджета в объеме 15,4 млрд. руб. Планируется, что из этой суммы 8,4 млрд. руб. будет направлено в виде субсидий бюджетам субъектов РФ и 7 млрд. руб. - на дополнительную капитализацию ОАО "Российский банк развития" в целях увеличения кредитных продуктов, в том числе направленных на поддержку инновационного предпринимательства.
- Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2010г. (№ 278-р) была создана Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Основной задачей Комиссии является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации, в том числе по вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования, развития нанотехнологий и наноиндустрии, формирования рынка нанопродукции и наноуслуг.
- Принят бюджет на 2010 год, полностью соответствующий и отвечающий сложившейся экономической ситуации. Например, в 2010 году зарезервировано 30 млрд. руб. бюджетных средств на приобретение автотранспорта, 11 млрд. руб. – на программу выкупа и утилизации старых машин, 250 млрд. руб. – на поддержку ипотеки и стимулирование спроса на жилье.
- Правительством Российской Федерации был принят и уже реализуется конкретный план по выведению экономики станы из кризисной фазы - первоочередные меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Меры направлены на поддержание курса рубля, поддержке банковского сектора, финансовой политике Правительства и Центробанка. Выбраны основные приоритеты в направлении выздоровления экономики России.
Конечно же,
это не все меры, предпринятые Правительством
РФ (их гораздо больше), а только самые значимые.
Что же дало свои результаты, а что нет?
Что было эффективным, а что непродуктивным?
Что касается финансовой
сферы. В качестве антикризисной стратегии
было выбрано оказание финансовой
помощи попавшим в затруднение компаниям,
способствуя восстановлению нормального
режима их работы. Также государство
направляло финансовые ресурсы на
поддержание стабильного курса ценных
бумаг и расчетных валют. Однако, как показали
первые месяцы глобального кризиса (2008
года), все эти меры оказались неэффективными.
Они способствовали лишь кратковременной
стабилизации на фондовых рынках, временно
восстанавливали платежный баланс корпораций,
но никак не смягчали последствия кризиса.
Хотя Центробанку России и удалось на
какое-то время стабилизировать рубль,
но из-за снижения ликвидности ситуация
в банковском секторе еще более осложнилась.
Предприятиям стало гораздо сложнее выплачивать
собственные долги, номинированные в иностранной
валюте. Предпринятые меры по спасению
рубля не дали желаемого результата, так
как вместо того, чтобы вводить выделяемые
правительством денежные средства в экономику,
банки поспешили обменять рубли на доллары,
подстегивая падение национальной валюты,
так как для них не было другого способа
заработать денег. Реагируя на такие действия
банков, Центробанк поднял процентные
ставки и перекрыл кредитные линии. В результате
падение рубля было приостановлено, а
экономический рост заблокирован, в то
время как во всем мире центральные банки
снижали процентные ставки и тем самым
облегчали доступ к кредитам.
Сегодня также много проблем
в этом секторе. Глава ЦБ Сергей Игнатьев
признаётся, что объем просроченной задолженности
банков в ближайшие месяцы достигнет пика. «Рост просроченной задолженности
по банковским кредитам нефинансовым
организациям приостановился в сентябре,
однако возобновился в октябре, хотя и
весьма низкими темпами», Другая нерешённая
проблема – рынок кредитования, который
ни жив, ни мертв. «Объем кредитов корпоративным
заемщикам практически не растет», – отмечает
Сергей Игнатьев.
Не оживилось
и кредитование населения, даже после
неоднократного снижения ставки рефинансирования.
Несмотря на то, что ставки по банковским
кредитам снизились (напомним, с17,1% в январе
2009 года до 14,1% в октябре), но остаются по-прежнему
недоступными. «Все
равно ставки остаются высокими», – сказал
Игнатьев. Таким образом, можно признать,
что проведенная Правительством программа
стимулирования банковского сектора не
дала ожидаемого результата. Хотя средства
в банковский сектор были закачаны немалые.
Что касается малого и среднего
бизнеса Меры по поддержке
малого и среднего бизнеса,
принятые правительством РФ в
2009 году, можно оценить как
удовлетворительные.
Начала работать мера по льготному
выкупу и льготной аренде. Были
некоторые нестыковки, вносились изменения
в законодательство, чтобы сделать эту
меру работающей. Сейчас, по данным Росреестра,
количество договоров, которые используют
эту льготную схему выкупа помещений арендатором
малого бизнеса, арендовавшего помещение
в течение двух лет, составляет 6200.
Широкое применение этой меры связано
с тем, что малый бизнес чаще хочет
быть собственником своих помещений, чтобы
вносить улучшения.
Уведомительного принципа начала
деятельности предприятий малого и среднего
бизнеса (самым массовым видам деятельности
- предприятия общественного питания,
услуг, гостиницы) тоже действует. Если
раньше, до того как начинать этот вид
деятельности, нужно было получать разные
справки у разных ведомств, то сейчас можно
отправить уведомление в то или иное ведомство,
что вы начинаете такой вид деятельности
и уже начинать работу. Сейчас такие уведомления
поданы 10000 предприятий. Это не обязательно
новые предприятия, но это обязательно
новый бизнес этих предприятий.
По предварительным итогам, такая
мера как отмена контрольно-кассовых
аппаратов для тех, кто платит
налог на вмененный доход, дает эффект, потому что в этом
году впервые количество кассовых аппаратов,
которые становятся на учет, стало меньше,
чем количество кассовых аппаратов, которые
снимаются с учета. То есть на 60 тыс. аппаратов
предприятия больше сняли с учета, чем
поставили. Это просто перелом в тенденции.
Эту ситуация важна для малого бизнеса,
который занят в самых массовых видах
деятельности.
Продуктивной оказалась и мера
по льготному подключению к
электросетям. Действуют два порядка:
первый для совсем малых потребителей
- до 15 кВт, они платят фиксированную
плату, всего 550 рублей. Те, кто
потребляют от 15 до 100 кВт, платят
в рассрочку. То есть значительно
облегчается бремя их платежей.
С мая по декабрь 2009 года было заключено
23 тысяч договоров.
Таким образом, в 2009 году удалось
оздоровить атмосферу, в которой
живёт и развивается бизнес, и,
прежде всего, за счет существенного снижения количества
всякого рода проверок, а также введения
уведомительного порядка организации
нового дела в самых массовых видах деятельности.
Самое важное сейчас, чтобы чиновники
всех уровней осознали, что запрет на необоснованное
вмешательство в предпринимательскую
деятельность - это не какая-то «кампанейщина»,
не временное «антикризисное» действие
со стороны Правительства, не временное
послабление для бизнеса, а суть политики
государства, рассчитанной на длительную
перспективу, навсегда.
Поговорим о рынке труда. Меры,
принятые для стабилизации на рынке считаются
наиболее успешными из всех антикризисных
мер.
По мнению Председателя Федерации независимых
профсоюзов России М.Шмакова, предпринятые
в сфере занятости меры дали свой эффект.
"Безусловно, это не привело к росту
занятости в стране, потому что много предприятий
испытывали трудности, но есть и позитивные
примеры, когда удалось предотвратить
сокращения", - сказал он. - К сожалению,
есть опасение, что безработица будет
расти в ближайшие полгода, потому что
даже восстанавливающаяся промышленность
должна набрать обороты, чтобы начать
создавать рабочие места".
Среди позитивных
моментов М.Шмаков выделяет сокращение
задолженности по заработной плате
в России. "Долги по заработной
плате в 2009 году не росли, а во многом
и существенно снижены компаниями",
- сказал М.Шмаков.
По мнению Президента РФ Д.Медведева
положительные тенденции на рынке труда
стало результатом слаженной работы государства,
профсоюзов и органов прокуратуры.
Практика прошлого года показала,
что наибольший эффект приносит переобучение
тех, кто потерял работу, и тех, кто находится
под риском потери работы. Потому что после
переобучения до 100% людей находят себе
новое рабочее место. Это наиболее эффективная
форма стабилизации на рынке труда.
По мнению главы Роструда
Ю.Герция принятие региональных программ
по снижению напряженности на рынке труда
в 2009 году позволило значительно повлиять
на общую занятость россиян. Главными
итогами реализации программ Ю.Герций
считает снижение уровня регистрируемой
безработицы, приостановление массовых
увольнений, создание возможности для
безработных организовать собственное
дело.
Принятые меры по стабилизации
ситуации на рынке труда, увеличение охвата
безработных граждан мероприятиями региональных
программ и услугами органов службы занятости
позволили трудоустроить каждого второго
безработного гражданина, обратившегося
в органы службы занятости, что свидетельствует
об эффективности принимаемых мер.
Но, к сожалению, есть
опасения, что этот эффект временный, т.е.
эти меры позволят лишь "временно сгладить
сокращение занятости в конкретных регионах
или городах", но не приведут к значительному
сокращению общего уровня безработицы
ввиду довольно ограниченного объема
этих программ, которые в совокупности
оцениваются на уровне порядка 0,11 % ВВП.
Поэтому, ситуация на рынке
труда в нынешнем году всё равно продолжает
оставаться достаточно сложной.
Динамика показателей социально-экономического
развития страны свидетельствует об успешной в целом реализации
правительством антикризисных мер. Вместе
с тем положительные тенденции в экономике
еще не приобрели устойчивый характер.