Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:43, реферат

Краткое описание

Для того чтобы понять процессы, характеризующие нашу сегодняшнюю действительность и постараться её улучшить, необходимо ответить на основные вопросы, касающиеся кризиса, такие как: «В чём сущность и причины глобального кризиса?», «Какие меры уже предприняты, и что необходимо сделать для преодоления последствий кризиса?» ну и, конечно же «Какие уроки для себя можно извлечь?» и «Что нас ожидает в будущем?». Ответы на эти и другие, интересующие нас вопросы, мы постараемся дать в этой работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….1
1.Сущность и причины мирового финансово-экономического кризиса………………………………………………………………………2
2.Динамика развития мирового финансово-экономического кризиса и её отличительные особенности…………………………………………..12
3.Воздействие мирового финансово-экономического кризиса на экономику России. Антикризисные меры, предпринятые Правительством РФ. Их сильные и слабые стороны…………………...25
4.Тенденции выхода России из сложившейся экономической ситуации…………………………………………………………………....42
Заключение………………………………………………………………...50
Литература, интернет-ресурсы …………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

      Директор Всемирного банка (ВБ) в России Клаус Роланд считает  антикризисные меры российского  правительства, направленные на оздоровление финансовой системы и стабилизацию положения в реальном секторе, эффективными и не уступающими мерам западных стран. России удалось сохранить золотовалютный резерв, и «теперь бюджет России выглядит значительно лучше, чем во многих других странах», — отмечает глава представительства ВБ.

     Но  есть и негативные стороны  антикризисной политики. По мнению  главы Совета Федерации  С.Миронова «существуют и минусы, которые замедлили процесс восстановления национальной экономики». По его мнению, не был использован «тот момент, когда рухнули цены на углеводороды, и когда можно было сделать так, чтобы, стало наконец-то, заниматься инновациями». «Момент был упущен, сегодня цены снова растут». Кроме того, спикер Совета Федерации полагает, что можно было по-другому решить вопрос с трудовой занятостью. Государство, на его взгляд, напрасно давало деньги частным компаниям, оказавшимся в трудной ситуации в кризис, без условий. «Нужно было ставить условия, в том числе социального плана. Например, хочешь денежку - будь добр перевести все свои активы из-за рубежа, из оффшоров, в российскую экономику, сделаешь это - мы дадим денег, не сделаешь - не дадим», - говорит С.Миронов. Он отметил, что многим деньги дали без таких условий и «они зачастую были использованы бездарно». Один  из классических примеров - АвтоВАЗ.    Глава верхней палаты парламента обращает внимание и на «неповоротливость, окостенелость всей российской финансовой системы, в том числе финансовых структур, и, конечно же, на неповоротливость бюрократической машины». «Даже когда деньги выделялись по уму, они шли очень медленно или не доходили до своего адресата», - говорит С.Миронов.

      По мнению главного экономиста  Всемирного банка по России Желько Богетич меры по поддержанию реального сектора были не достаточно эффективными: «Что касается реального сектора экономики и социальной сферы, здесь, по-моему, была возможность поддержать более эффективные меры структурных преобразований. Например, значительная часть мер стимулирования реального сектора была сосредоточена на сокращении налогов. С точки зрения стимулирования спроса эти меры не были достаточно эффективными, так как в условиях значительного спада спроса на мировых товарных рынках сокращение налога на прибыль не привело к увеличению притока инвестиций. Вместе с тем эти меры привели к еще большему ухудшению бюджетной ситуации в стране». «Однако сейчас экономика находится на пороге постепенного восстановления», - полагает Богетич.   

      Несмотря на все ошибки, а в этой ситуации без них, просто, не обойтись, правительству удалось добиться социальной стабильности, и в целом преодолеть состояние рецессии, не допустив краха Российской экономики. 

 
4. Тенденции   выхода России из сложившейся экономической ситуации

 

 

«Мы должны, в конечном счете, выйти из этого кризиса победителями и создать современную   архитектуру международных финансово-экономических отношений».

                                      В.В.  Путин


Те положительные тенденции, которые наметились в последнее время в финансово-экономическом секторе, дают полное право утверждать о частичном «выздоровлении» экономики России. То есть экономика страны вышла из состояния рецессии (поднялась со «дна») и потихоньку начинает «расти». На основании этих положительных тенденций можно сделать некоторые прогнозы дальнейшего развития экономики в России.

 Сравнительно  благоприятная для российской  экономики внешнеэкономическая  конъюнктура и эффективная реализация  антикризисных мер Правительством Российской Федерации обусловит в 2010 году закрепление положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей.

 В 2010 году  возобновится рост инвестиций  в основной капитал, которые  вырастут на 2,9 %. Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Во второй половине года ожидается существенное облегчение условий кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте (включая трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство) и связи.

Рост инвестиционного  и внешнего спроса будет опорой для  восстановления индекса промышленного производства, который вырастет в 2010 году на 2,8 %. Значимый вклад в рост промышленности внесет рост на 3,5% обрабатывающих производств.

Будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010 года инфляция будет оставаться достаточно низкой (6-7% в годовом выражении) в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. Сдерживающее влияние также окажет снижение цен на зерно урожая 2009 года. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться. В целом за год инфляция может составить 6,5-7,5 %. На фоне 8% в 2009 году это – положительная тенденция.

 В связи  с замедлением темпов роста  инфляции в 2010-2012 годах и более  сильным ростом экономики реальная заработная плата в целом за 2010-2012 годы вырастет на 6,5%. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличении реальных располагаемых денежных доходов населения - в 2010 году они вырастут на 3 процента. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 году численность безработных, которая сократится в среднем за год до 6,3 млн. человек (8,6% от экономически активного населения) - 6,4 млн. чел. в 2009 году.

 В 2010 году  начнет восстанавливаться и потребительский спрос, в первую очередь за счет проводимых мероприятий по опережающей индексации социальных пособий и выплат, повышению денежных доходов пенсионеров, а также восстановления докризисного уровня заработной платы в организациях коммерческого сектора на основе роста объемов производства и снижения инфляции. В целом за год потребительский спрос вырастет на 3,3 процента. В последующие годы рост спроса будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита.

 Прогнозируется снижение ставки по ипотечным кредитам до 7%. Причем, уже  в 2010 году она упадет уже до 10-11%. Для этого в 2010 году через Внешэкономбанк будет выделено около 250 млрд. руб.

 Таким образом,  при сохранении сложившихся внешнеэкономических  тенденций в 2010 году темп прироста ВВП составит около 3,1 %. В то же время, при эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, решении краткосрочных проблем экономики (преодолении стагнации банковского кредита, улучшении конкурентоспособности значительной части продукции в условиях укрепляющегося курса рубля и ряд других) в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6 %.

   Ниже  приведена таблица, в которой  наглядно продемонстрированы основные  макроэкономические показатели, прогнозируемые  Минэкономразвитием России на ближайшие три года. В случае эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, улучшения внешнеэкономической конъюнктуры показатели, отмеченные  * могут  составить 3,5% и выше.

 

 

 

Основные  макроэкономические показатели

 

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Индекс  потребительских цен, на конец года, %

108,8-109

106,5-107,5 

106-107 

105-106,5 

Валовой внутренний продукт, темп роста, %

91,5

103,1*

103,4

104,2 

Промышленность, %

88,5

102,8*

102,9 

104,3 

Инвестиции  в основной капитал, %

82,4

102,9

107,9 

110,3 

Объем платных услуг населению, %

95,5

102,9 

103,8 

103,8 

Реальные  располагаемые доходы населения, %

100,7

103,0

103,3

103,7 

Реальная  заработная плата, %

96,6

100,9

102,4

103,0 

Оборот  розничной торговли, %

94,3

103,3 

104,1 

104,1


 

    

      Как  видно из этих цифр, синдромы  оздоровления экономики - налицо. Но это лишь платформа для  экономического рывка, а не  конечный результат.

Для достижения же конечных целей правительству следует менять приоритеты своей работы, а именно - стремиться создавать новый, инновационный промышленный потенциал и формировать инновационную экономику.

       Такого же мнения придерживается  и Всемирный Банк. Вице-президент ВБ Филип Ле Уеру (Philippe Le Houerou) утверждает, что все положительные прогнозы сбудутся лишь при условии, что российскому правительству удастся реализовать стратегию диверсификации и модернизации экономики. "Если Россия выйдет на ту модель роста, которая реализовывалась до начала кризиса, то тогда темпы роста могут составить порядка 3-4% ежегодно. Однако, если удастся реализовать стратегию диверсификации и модернизации, а это предполагает повышение производительности труда, то эти цифры, достаточно смело можно удваивать", - отмечает  Ле Уеру.

     Требование  модернизировать экономику и  начать перерабатывать сырье  внутри страны, а не продавать  его за границу предъявляет  и президент России. «Без перехода  к модернизации у нашей экономики  нет будущего. Нельзя все время  проедать природные богатства. Мы продаем много нефти и газа, это не плохо, но гораздо лучше, если мы будем перерабатывать сырье внутри страны. Начинать модернизацию надо было вчера», - заявляет Дмитрий Медведев.

    Проблема  модернизации  является сейчас критической  потому, что в условиях депрессивной экономики и ограниченного финансирования, а также замедленного экономического роста повышение конкурентоспособности — это необходимое условие выживания отраслей экономики. Чем быстрее пройдет модернизация этих отраслей, тем скорее они смогут привлечь капитал и адаптировать свое производство к реальным нормам и структуре спроса.  
     Не секрет, что сейчас российская экономика фактически состоит из двух крупных комплексов — военно-промышленного и нефтегазового, которые вполне конкурентоспособны. Однако в экономике помимо них нет других крупных отраслей промышленности, которые необходимы для нормального развития любой страны. Так, в России нет крупных отраслей по производству потребительских товаров, начиная от продуктов питания до различных бытовых вещей. Эта крайне важная часть экономики довольно слаба и неконкурентоспособна. Экономическая политика государства должна быть направлена на оказание значительной поддержки развитию данных отраслей.

     Таким образом,  Россия выиграет в том случае, если  возьмет курс на модернизацию экономики и стимулирование инноваций.

Среди основных модернизационных мер инновационного развития  названы: помощь в "офсетных" сделках с зарубежными компаниями, предполагающих поэтапную локализацию  выпуска высокотехнологичной продукции, открытие в России центров по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров, постановку на баланс объектов интеллектуальной собственности с учетом понесенных затрат на НИОКР, предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности.

Но «модернизационная  составляющая антикризисных действий» - это лишь третья составляющая основных направлений антикризисных действий, принятых на 2010 год.

 Первое, и наиболее важное направление, это - безусловная поддержка социальной стабильности, обеспечение социальной защиты населения. И самая большая проблема, которая возникает в социальной сфере – безработица. В феврале 2010 года, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 6,4 млн. чел., или 8,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,3 млн. чел., в том числе 2,0 млн. чел. получали пособие по безработице.

      На встрече главы государства  с главой Федерации независимых  профсоюзов России Михаилом Шмаковым, которая состоялась 13 января 2010 года,  Дмитрий Медведев заявил: «Проблема безработицы останется в 2010 году самой сложной проблемой, которая существует в социальной сфере страны. Мы должны и далее совместно прилагать усилия, чтобы напряженность, которая на рынке труда существует, и выросла в конце прошлого года, путем согласованных действий снимать».

      Основными мерами в этом направлении  являются: в долгосрочных перспективах -  создание новых эффективных рабочих мест на предприятиях; привлечение населения к общественным работам; переобучение и переквалификация трудовой части населения; организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения; организация общественных работ, временного трудоустройства и стажировок; адресная поддержка гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест; мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости;  в краткосрочных перспективах -  выплаты пособий по безработице в увеличенном объёме.

Объем израсходованных  средств на реализацию этих мер в 2009 году составил 33,4 млрд. руб. В целях  поддержания занятости населения  и социальной поддержки безработных  граждан Правительство совместно  с субъектами Российской Федерации  продолжит в 2010 году реализацию дополнительных программных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 36,3 млрд. руб.

Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России