Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:17, курсовая работа
Временное Правительство признавало допустимые изъятия недвижимого имущества, но при соблюдении сложной процедуры и надлежащем вознаграждении владельцев. Совершаемые государственной властью отчуждение или ограничение прав производилось или в пользу казны, например, для устройства полигона, или же чаще всего в пользу каких-либо общеполезных предприятий, например, в пользу общества железных дорог. Практически присутствием ничего не было сделано [3].
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ ………………………………………….
ПОНЯТИЕ «СОБСТВЕННОСТЬ» ……………………………………………
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ …………………………………………...
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ …………………………………...
ПОЛНАЯ, НЕОГРАНИЧЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ……………………...
РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОМОЧИЙ ………………………………………………
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ …………...
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ……………………………...
СОБСТВЕННОСТЬ И РЫНОК ……………………………………………….
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
(УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ) ………………………………………….. …
ЛИЧНОСТЬ – СОБСТВЕННИК ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ……...
КОЛЛЕКТИВ – СОБСТВЕННИК УСЛОВИЙ ………………………………
ТОВАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ …………………………..
МНОГООБРАЗИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ………….
СВОБОДА УЧРЕДИТЕЛЯ ……………………………………………………
ПРАВО ВЫХОДА ………………………………………………………….....
РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ………….………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
лисполкомы могли принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или общественных надобностей из земель предприя-тий, учреждений, организаций всех министерств иведомств, совнархозов, предприятий, учреждений и организаций местного подчинения, совхозов, подсобных хозяйств - общей площадью до 50 га, а из земель колхозов - до 25 га, государственного лесного фонда (в зависимости от лесистости райо-на до 50 или 24 гектаров), совхозов, подсобных хозяйств предприятий и учреждений всех министерств и ведомств общей площадью не свыше 50 гектаров [15].
Выбор участка, определение его размеров, местоположения остава-лось за организацией, заявившей просьбу об изъятии. Практика свободно и во многих случаях весьма произвольно оперировала понятием «государ-ственная и общественная надобность», игнорируя зачастую то обстоятель-ство, что и прежний пользователь земли использует земельный участок также для определенных государственных или общественных надобно-стей. В литературе некоторые авторы подчеркивали: «Если то или иное промышленное предприятие, стройка, организация транспорта обращают-ся с просьбой об изъятии земли у каких-либо пользователей и предостав-лении им данного участка, то их заявка об этом и сама потребность в по-добном изъятии рассматриваются как «государственная или общественная надобность» [16].
во государственной собственности на землю не подлежало прекращению ни по каким основаниям. Так, в соответствии со ст. 14,15 Основ право пользования юридических лиц и граждан могло быть принудительно пре-кращено в случаях: возникновения необходимости изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд (п.4) и неосвоения в течение двух лет подряд предоставленного земельного участка (п.5).
Право землепользования могло быть также прекращено в случае ис-пользования земельного участка не в соответствии с той целью, для кото-рой он предоставлен.
При этом необходимо отметить, что Основы не регламентировали по-рядок прекращения права землепользования, земельные кодексы большин-ства союзных республик решали данный вопрос частично.
Полномочиями по изъятию земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд наделялись Совет Министров союзной республики или Советы Министров автономной республики, либо исполнительные комитеты соответствующего Совета депутатов трудящих-
ся (ст.16).
Изъятие участков из земель, находящихся в пользовании колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, из земель, имеющих культурное либо научное значение, до-пускалось лишь в случаях особой необходимости. При этом следует заме-тить, что данные случаи не регламентировались.
Особый порядок изъятия земельных участков был регламентирован для земель, находящихся в пользовании колхозов – только с согласия об-щих собраний членов колхозов или собраний уполномоченных (в случае периода уборки урожая, страды, когда нельзя провести общее собрание).
При изъятии, так же как и в Положении 1929 года, предприятия, орга-низации и учреждения, которым отводились изымаемые земельные участ-ки, возмещали землепользователям убытки, причиненные изъятием земель (ст.18 Основ).
Также ст.50 Основ, предусматривая применение ответственности зем-
лепользователей за нарушение земельного законодательства вследствие противозаконных сделок с землей (так как купля-продажа, залог, завеща-ние, дарение, аренда, самовольный обмен земельными участками и другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, - недействительны), закрепляла перечень земель-ных правонарушений.
Очередной вехой в развитии земельного права в России, было приня-тие Земельного кодекса РСФСР 1970 года [18]. Закрепляя перечень осно-ваний прекращения прав на землю и учитывая то, что такое основание прекращения прав на землю, как изъятие земельного участка для государ-
ственных и общественных нужд (а не надобностей, как ранее), существен-но затрагивало права и законные интересы землепользователей вышена-званный кодекс данному основанию посвятил отдельную главу VI. Данная глава, в частности, определяла органы, которые имели право принимать решения об изъятии земельных участков, а также устанавливала условия и порядок изъятия земельных участков для государственных и обществен-ных нужд.
стематическое нарушение правил пользования землей производилось по постановлению (решению) органов, предоставивших земельные участки.
Ситуация кардинально изменилась с 1990 г., когда началась земельная реформа, направленная на разгосударствление земельной собственности.
Многообразие форм собственности было возведено в ранг конституционного принципа (ст.9 Конституции РФ 1993 г.). Ст.36 Конституции РФ зафиксирова-
ла право частной собственности граждан на землю с передачей полномочий владения, пользования, распоряжения, как единолично, так и сообща с други-ми субъектами земельного права, что и предопределило необходимость
введения Основами законодательства СССР и союзных республик о земле 28 февраля 1990 года[19] (далее по тексту – Основы 1990 года) расширен-ного перечня оснований прекращения прав на землю.
Основы 1990 года добавили такие основания как систематическое не-
внесение платы за землю и нерациональное использование земельного участка. Также в Основах были перечислены способы использования зе-
мельного участка, которые служили основанием для прекращения прав на землю, что являлось, несомненно, положительным моментом с точки зре-ния охраны земель.
Вскоре после принятия Основ законодательства СССР и союзных рес-публик о земле, 23 ноября 1990 года был принят Закон РСФСР «О земель-ной реформе» [20], который впервые в истории советской России разре-
шил предоставлять гражданам и юридическим лицам земельные участки на праве собственности. Однако данный нормативный акт не предусмотрел оснований прекращения права собственности на землю. Спустя месяц по-сле принятия Закона РСФСР «О земельной реформе» 24 декабря 1990 года был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» [21].
Так, в соответствии со ст.7 данного закона принудительное прекраще-ние права собственности на землю допускалось в случаях:
При этом Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» содержал ряд пробелов. Так, он не предусматривал оснований прекращения права соб-ственности на землю, связанных с ненадлежащим использованием земель-ного участка, изъятием земельного участка для государственных или му-ниципальных нужд, а предусматривал принудительное прекращение права собственности на земельный участок в случае, если земельный участок не может принадлежать данному собственнику в силу закона; реквизицию и конфискацию земельного участка.
Таким образом, земельные участки, предоставленные на праве соб-ственности, практически выпадали из сферы государственного регулиро-
вания. Однако такое положение не могло сохраняться долгое время, в свя-зи с этим уже 25 апреля 1991 года был принят новый Земельный кодекс РСФСР[22], который предусмотрел в свою очередь, что право собственно-
сти граждан на земельный участок могло принудительно прекратиться в случае (ст.40):
Статьи 24,25 закрепляли исключительные случаи изъятия земель при-городных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, сельско-хозяйственных угодий, связанные с выполнением международных обяза-тельств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, стро-ительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможно-го размещения этих объектов.
Таким образом, ЗК РСФСР 1991 года впервые объединил изъятие зе-мельного участка для государственных и муниципальных нужд и реквизи-цию в одно основание прекращения права собственности на землю, указав,
что реквизиция является разновидностью изъятия земельного участка для государственных нужд. Одним из достоинств ЗК РСФСР 1991 года являет-ся то, что он впервые в истории назвал основания изъятия земельного участка, которые ранее в законодательстве были в общем перечне основа-
ний прекращения прав на земельный участок и регламентировал порядок прекращения прав на землю.
Однако признание недействующим ряда статей ЗК РСФСР от 25 апре-ля 1991 года в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Фе-дерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» [23]привела к появлению пробелов в правовом регулировании и данной сферы общественных отношений, в первую очередь в части неопределен-ности оснований и порядка прекращения прав на земельный участок.
В значительной степени пробел в регулировании, вызванный этим ре-шением, восполнял ГК РФ 1995 г., который закрепил в качестве оснований принудительного прекращения права собственности: обращение взыскания на объект права, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу, реквизицию, конфискацию. Кроме того, в си-лу того, что земельное законодательство относится к предмету совместно-го ведения РФ и ее субъектов, субъекты стали активно восполнять воз-никший пробел собственным нормативным регулированием.
Так, статья 28 Закона Краснодарского края от 8 августа 1995 года № 13-КЗ «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» [24] предусматривала, что глава местного самоуправления, в ведении которого находятся земельные участки, принимает соответствующее решение о пре-кращении права на земельный участок при непринятии мер землепользо-вателем по ликвидации выявленных нарушений. К нарушениям законода-тель в частности относил:
Информация о работе Многообразие форм собственности в условиях рыночной экономики