Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенности денежно-кредитной политики в открытой экономике Республики Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить модель малой открытой экономики и ее основные черты;
- рассмотреть денежно-кредитную политику в условиях фиксированного курса;
- проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и ее взаимодействие с другими макроэкономические показателями.
При режиме фиксированного курса может иметь место реальная девальвация, которая протекает при высокой инфляции в данной стране и при низкой инфляции в той стране, к валюте которой котируется национальная валюта.
Ревальвация есть законодательное повышение курса национальной валюты по отношению к международным валютным денежным единицам.
Модель Манделла - Флеминга позволяет определить денежную политику как более эффективный инструмент для достижения внешнего равновесия, а бюджетную политику — в качестве более эффективного инструмента достижения внутреннего баланса. Модель позволяет построить последовательность применения основных экономических инструментов для ситуаций, характеризующих возможные конкретные случаи сочетания внутреннего и внешнего дисбаланса. Диагностика параметров внешнего и внутреннего состояния по означенным секторам совпадает с диагностикой в модели Свона (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Диагностика внешнего и внутреннего равновесия в модели Манделла-Флеминга
Квадрант |
Макроэкономические характеристики | |
| Торговый баланс |
Внутренний баланс |
I II III IV |
Положительный Положительный Отрицательный Отрицательный |
Безработица Инфляция Инфляция Безработица |
С помощью модели Манделла - Флеминга дается ответ на вопрос эффективного выбора инструментов для достижения целей внутреннего и внешнего регулирования. Эта закономерность получила известность под названием «правило распределения ролей», или «правило Манделла». Иногда его называют также принципом достижения эффективной рыночной классификации, который выражается в следующем: каждый инструмент экономической политики должен быть максимально задействован в решении тех задач экономической политики, где его использование наиболее эффективно. Соответственно кредитно-денежная политика выступает эффективным средством регулирования внешнего баланса, а налогово-бюджетная — внутреннего равновесия.
Допустим, экономика находится в точке А, которая характеризуется отрицательным сальдо платежного баланса и наличием инфляции в стране. Монетарные власти, перед которыми стоит задача обеспечения внешнего баланса, ужесточая монетарную политику, повышают процентную ставку с целью обеспечения притока капитала. Экономика оказывается в точке В.
Несмотря на огромное значение рассмотренной модели для определения эффективности макроэкономического регулирования в открытой экономике, ее применение для оценки результатов макроэкономического регулирования в современных условиях ограничено. Модель описывает ситуацию фиксированных валютных курсов. В большинстве стран функционируют плавающие валютные курсы, поэтому на протяжении дальнейшего изложения темы будет использована уже известная макроэкономическая модель открытой экономики — модель IS—LM—BP. Она позволяет сопоставлять результаты макроэкономической политики в условиях как фиксированных, так и валютных курсов, а также учитывать различные условия мобильности капитала.
В открытой экономике, таким образом, варианты макроэкономической политики рассматриваются исходя из сочетания важнейших факторов, влияющих на результативность макроэкономической политики. Для большей наглядности представим это в форме таблицы 2.2.
Таблица 2.1 Варианты сочетаний факторов, влияющих на макроэкономическую политику в открытой экономике
Мобильность капитала |
Валютный курс | |
| фиксированный |
плавающий |
Высокая |
I |
III |
Низкая |
II |
IV |
Таким образом, необходимо рассмотреть применение инструментов макроэкономической корректировки в четырех ситуациях.
Рассмотрим влияние денежной экспансии в ситуации абсолютной мобильности капитала и фиксированного валютного курса.
Предположим, что центральный банк осуществляет стимулирующую денежно-кредитную политику, например, в виде операций на открытом рынке по покупке государственных облигаций. Это увеличивает количество денег в обращении MS, что вызывает сдвиг кривой LM вправо. Теперь экономические субъекты при исходной процентной ставке i имеют слишком много национальных денег и слишком мало облигаций. Это избыточное предложение денег означает, что центральный банк для поддержания фиксированного валютного курса будет вынужден вмешаться и провести интервенцию на валютном рынке: продать иностранную валюту и тем самым изъять из обращения лишнюю национальную валюту. Это приведет к сокращению предложения денежной массы MS¯, что вернет LM назад, равновесие также вернется на товарном и денежном рынках в первоначальное состояние:
∆M Þ RER¯ Þ продажа НБ иностранной валюты Þ ∆M¯ Þ RER
Имеются отрицательные последствия: денежная масса будет снижаться, центральный банк — терять свои резервы из-за продажи части иностранной валюты субъектам.
В конечном итоге ни предложение денег, ни совокупный спрос, ни цены, ни процентная ставка не изменятся. Таким образом, денежно-кредитная политика неэффективна, так как не влияет на рост уровня национального производства при фиксированном обменном курсе и абсолютной мобильности капитала. В то же время центральный банк теряет международные валютные резервы, а домашние хозяйства приобретают иностранные активы.
Необходимо отметить одну особенность, связанную с фиксированным обменным курсом. Если рассматривать две страны, то курс, по которому валюта одной страны обменивается на валюту другой, является одним и тем же для обеих стран. Следовательно, достаточно того, чтобы только один из центральных банков двух стран проводил интервенцию, поддерживая фиксированный курс, в то время как другой может проводить избранную им денежную политику.
Рассмотрим результаты стимулирующей денежно-кредитной политики (политики «дешевых денег») в случае низкой мобильности капитала (рис. 2.3). Денежно-кредитная политика, увеличивая предложение денег MS, сдвигает тем самым кривую LM вправо. Процентная ставка снижается i¯, стимулируя таким образом рост инвестиций и национального продукта Y. При этом выросший ВВП означает и рост доходов, что вызывает рост спроса на импорт М, и, следовательно, возрастает дефицит текущего счета NX¯. Одновременно происходит отток капитала (утечка иностранной валюты) из страны в результате снижения процентной ставки, т. е. возникает дефицит счета капитала.
Одновременно происходит отток капитала (утечка иностранной валюты) из страны в результате снижения процентной ставки, т. е. возникает дефицит счета капитала KA¯.
Рис. 2.3. Политика «дешевых» денег в условиях фиксированного валютного курса и низкой мобильности капитала в рамках модели IS-LM-BP
Источник – [9, с.314]
Рост дефицитов обоих счетов платежного баланса приводит к еще более значительному суммарному дефициту. Как известно из предыдущих примеров, если страна сталкивается с дефицитом платежного баланса и при этом стремится поддерживать фиксированный валютный курс, то она, проводя интервенции на валютном рынке, с течением времени истощает свои запасы иностранной валюты. Так как валютные резервы ограничены, центральный банк не может себе позволить длительное время поддерживать денежную массу на соответствующем уровне.
В результате мер центрального банка по поддержанию фиксированного курса денежная масса сокращается МS¯, кривая LM сдвигается назад. По мере уменьшения объема денежной массы процентная ставка повышается, что сокращает инвестиции и, следовательно, национальный продукт Y¯. По мере сокращения уровня ВВП и повышения процентной ставки состояние платежного баланса улучшается. Возникает тенденция к положительному сальдо как текущего счета (сокращается импорт), так и счета капитала (уменьшается отток капитала). Данный процесс продолжается до тех пор, пока сальдо общего платежного баланса не будет равно нулю. Через некоторое время экономика оказывается в исходной ситуации:
Таким образом, эффект стимулирующей денежно-кредитной политики тот же, что и в случае абсолютной мобильности капитала: увеличение денежной массы «ушло» через платежный баланс, не оказав влияния на уровень национального продукта (темпы экономического роста).
Белорусская экономика представляет собой малую открытую экономику, с низкой мобильностью притока и высокой мобильностью оттока капитала. Политика применения различных режимов валютного курса в Республике Беларусь оправдана историческими условиями, сложившимися в экономике:
с 1993 по 1995- свободно плавающий валютный курс
с 1995 по 1996- жестко фиксированный валютный курс
с 1996 по 2000- управляемое плавание
с 2000 по 2011- фиксированный валютный курс в форме ползучей привязки (фиксации) к российскому рублю
с 2011 по настоящее время плавающий валютный курс.
Для экономики Беларуси характерно отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса, в 2005 году достигнуто положительное сальдо торгового баланса лишь за счет того, что положительное сальдо услуг оказалось выше отрицательного сальдо счета товаров.
Слабая обеспеченность страны собственными энергетическими ресурсами, высокая энерго- материалоемкость производства обусловливает высокие объемы закупки энергоносителей, материально- сырьевых ресурсов и комплектующих за рубежом. В результате, как правило, более 70% общего отрицательного сальдо по торговле товарами складывается именно за счет импорта данных видов продукции. В то же время устойчивое положительное сальдо по торговле услугами в определенной мере компенсирует отрицательное значение результатов внешнеторгового обмена товарами.
Поэтому при проведении денежно- кредитной политики в Республики Беларусь особое значение приобретает правильный выбор режима валютного курса национальной денежной единицы, от которого в свою очередь, зависит эффективность проводимой денежно-кредитной политики, что и в конечном итоге позволит достичь поставленных макроэкономических целей (экономический рост, полная занятость, отсутствие инфляции).
Вывод: Главное, что следует из проведенного анализа, это то, что в условиях открытой экономики результаты макроэкономической политики в значительной степени зависят от режима валютного курса и степени международной мобильности капитала.
Эффективность денежно-кредитной политики в решающей степени зависит от режима валютного курса. При фиксированном валютном курсе независимо от степени мобильности капитала Центральный банк практически лишен возможности проводить самостоятельную политику по регулированию величины денежной массы. Любые попытки изменить количество денег в обращении меняют уровень процентной ставки, что приводит к изменению потоков капитала и нарушению равновесия платежного баланса. Для восстановления внешнего равновесия Центральный банк вынужден воздействовать на величину денежной массы в обратном направлении. Если же страна отказывается от поддержания фиксированного валютного курса, то денежно-кредитная политика становится эффективным средством макроэкономического регулирования, причем ее воздействие на изменение общего объема дохода тем сильнее, чем выше степень мобильности капитала. Это связано с тем, что расширение денежной массы, кроме снижения ставки процента, порождает дополнительный стимулирующий эффект в виде снижения курса национальной валюты.
Таким образом, мы приходим к выводу, что решение задачи повышения эффективности государственной экономической политики требует соответствующего согласования инструментов политики. Выбирая режим валютного курса и степень либерализации движения капиталов, страна одновременно предопределяет и выбор средств осуществления внутреннего макроэкономического регулирования. И наоборот, определяя приоритетные цели внутриэкономической политики (экономический рост, борьба с инфляцией, усиление мер социальной защиты и т.д.), необходимо помнить, что не всякая внешнеэкономическая политика может способствовать достижению этих целей.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.
Информация о работе Модель малой открытой экономики и ее основные черты