Модель малой открытой экономики и ее основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенности денежно-кредитной политики в открытой экономике Республики Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить модель малой открытой экономики и ее основные черты;
- рассмотреть денежно-кредитную политику в условиях фиксированного курса;
- проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и ее взаимодействие с другими макроэкономические показателями.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_ДКП_откр_эконом_86.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

С начала 2000 года Национальный банк Республики Беларусь начал проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики. Перед ним стояли задачи: снизить очень высокую инфляцию с трехзначного уровня (294% в 1999 году) до двухзначного уровня, ликвидировать систему множественного валютного курса, либерализировать валютный рынок. Национальный банк, используя инструменты эмиссии и процентной ставки (темпы эмиссии были поставлены под жесткий контроль, ставка рефинансирования повышена), ужесточил финансовую среду, заставил субъекты экономики «переключиться» на преимущественное использование белорусского рубля на внутреннем рынке. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Умеренно жесткая политика, проводимая в 2000-2004 годах, привела к укреплению национальной валюты, чистые иностранные активы Национального банка выросли с 52 млн. дол. США в 2000 году до 647 млн. дол. США в 2004 году. Денежно-кредитная политика 2000 годов уменьшила высокие темпы инфляции. По мере снижения инфляции, в 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1%. ставка рефинансирования также снижалась со 175%(февраль 2000 года) до 17 % (сентябрь 2004 года) [1, с.17].

Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций. В последующие годы денежно-кредитная политика Республики Беларусь была направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

 

Таблица 3.1 Динамика прироста денежной массы в экономике Республики Беларусь с 2000 по 2011 годы, млн р. [3]

 

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Денежная масса М2

267,7

3408,3

5388,3

8594,9

12415,6

16764,6

20541,7

20737,0

25399,3

Наличные деньги в обороте М0

86,9

926,4

1339,4

2016,4

2818,3

3323,2

3836,2

3647,2

4493,9

Безналичные средства

180,8

2481,9

4048,9

6578,5

9597,3

13441,4

16705,5

17089,8

13662,9

Удельный вес М0 в М2, в процентах

32,5

27,2

24,9

23,5

22,7

19,8

18,7

17,6

17,7


 

Таблица 3.2 Нормативы обязательных резервов банков по привлеченным средствам с 2002 по 2014 годы [13]

Дата начала

действия норм

По привлеченным средствам

в национальной валюте

По привлеченным средствам в иностранной валюте

По средствам физических лиц

По средствам юридических лиц

01.03.2002

14

16

12

01.04.2002

13

16

12

01.05.2002

12

16

12

01.01.2003

10

10

10

01.04.2004

8

10

10

01.08.2004

7

10

10

01.11.2004

6

10

10

01.02.2005

5

10

10

01.04.2004

5

9

9

01.06.2006

5

8

8

01.11.2006

4,5

8

8

01.04.2007

4,5

8

8

01.12.2008

1,5

7

7

01.02.2009

1

6

6

01.03.2009

0

6

6

01.03.2011

0

9

9

01.11.2011

0

7,5

7,5

01.05.2012

0

10.0

10.0

01.09.2012

0

10.0

12.0

01.08.2013

0

10.0

14.0

01.02.2014

0

9.0

13.0


 

Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов. Обеспечен стабильный рост ВВП, повышение доходов населения, уровень безработицы на минимальном уровне 0,7-0,8 % от экономически активного населения, относительно низкая инфляция. В то же время произошедший в Республики Беларусь кризис в 2011 году показал, что во многих сферах экономики отсутствовала макроэкономическая сбалансированность, в частности, растущее отрицательное сальдо платежного баланса за последние 10 лет и фиксированный курс белорусского рубля , привели к негативным последствиям на валютном и финансовом рынке. Это негативно в свою очередь повлияло на инфляционные и девальвационные процессы, которые происходили в республике 2011 году. В целях устранения негативных проблем в экономике, в том числе снижения инфляции и стабилизации валютного курса национальной денежной единицы с 2 полугодия 2011 года проводится более жесткая денежно-кредитная политика Национального банка.

В январе - октябре 2013 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь в составе мер единой государственной экономической политики проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год с учетом складывающейся макроэкономической ситуации.

Используемые Национальным банком денежно-кредитные инструменты были направлены на поддержание ценовой стабильности в экономике и формирование условий для сбалансированного ее развития.

Прирост потребительских цен за 10 месяцев 2013 г. составил 12% (1,1% в среднем за месяц), за 10 месяцев 2012 г. - 18,1% при запланированном Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год приросте в размере 12% к декабрю 2012 г. (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Изменение потребительских цен

Источник – [6, с.3]

 

За январь - октябрь 2013 г. базовая инфляция составила 9,3% (14,8% за январь - октябрь 2012 г.), по оценке Национального банка, удельный вес данного фактора в приросте составил 50,8% против 54,7% годом ранее. Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, обусловили 49,2% прироста сводного индекса потребительских цен (45,3% годом ранее), увеличившись с начала года на 17,1%.

В январе - октябре 2013 г. сохранялись проблемы в экономике, обусловленные, прежде всего, замедлением экономического роста в странах - основных торговых партнерах Республики Беларусь. Существенно замедлился экономический рост в России. Остается на низком уровне экономическая активность в Европейском союзе. Это во многом предопределило снижение объема экспорта товаров и услуг, который за январь - сентябрь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. сократился на 17,7%.

При этом в условиях сокращения внешнего спроса рост внутреннего спроса сохранялся достаточно интенсивным и опережал прогнозную динамику. Так, прирост реальной заработной платы в январе -сентябре 2013 г. по отношению к январю - сентябрю 2012 г. составил 18,7% (при прогнозе на год - 7,1%) и существенно опередил увеличение производительности труда, которое составило 2,3% в январе - сентябре 2013 г. (при прогнозе - 9,3%). Рост инвестиций в основной капитал за январь - сентябрь 2013 г. составил 9,3% (при прогнозе - 6%).

Существенным остается объем складских запасов - на 1 октября они составили 70,6% среднемесячного объема производства и выросли по сравнению с 1 октября 2012 г. на 16,5 процентного пункта (рисунок 2.2).

Рисунок 3.2 – Промышленное производство и складские запасы

Источник – [6, с.3]

 

Увеличение внутреннего спроса позволило поддержать темпы экономического роста. Прирост ВВП по итогам января - сентября 2013 г. составил 1,1% (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Рос ВВП, %

Источник – [6, с.4]

 

Вместе с тем интенсивное увеличение внутреннего спроса, связанное с ростом денежных доходов и кредитной поддержки, способствовало быстрому росту объемов неэнергетического импорта (на 8,8%). Энергетический импорт при этом существенно сократился (на 34,9%). В целом объемы импорта товаров и услуг в январе - сентябре 2013 г. к аналогичному периоду 2012 г. снизились на 7,9%.

В результате опережающего снижения экспорта по сравнению с импортом сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе - сентябре 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года существенно ухудшилось (на 4,3 млрд. долл. США), составив минус 0,4 млрд. долл. США (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 – Сальдо внешней торговли товарами и услугами и темпы роста экспорта и импорта товаров и услуг

Источник – [6, с.4]

 

Прогнозом на 2013 г. предусматривалось достижение положительного сальдо внешней торговли в размере 0,5 млрд. долл. США. При этом в январе -сентябре 2013 г. сложился значительный отрицательный счет текущих операций платежного баланса - минус 4,8 млрд. долл. США (ухудшение на 4,9 млрд. долл. США по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года).

По финансовому счету в январе - сентябре 2013 г. чистый приток капитала составил 4,2 млрд. долл. США, основная часть которого приходится на привлечение средств банками (2,1 млрд. долл. США). Чистый приток прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), исключая сумму реинвестированных доходов, в январе - сентябре 2013 г. составил 0,6 млрд. долл. США и по-прежнему сохраняется на низком уровне.

Информация о работе Модель малой открытой экономики и ее основные черты