Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенности денежно-кредитной политики в открытой экономике Республики Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить модель малой открытой экономики и ее основные черты;
- рассмотреть денежно-кредитную политику в условиях фиксированного курса;
- проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и ее взаимодействие с другими макроэкономические показателями.
Отмечается снижение валютной выручки предприятий, рост внешней дебиторской задолженности, в том числе просроченной.
За январь - сентябрь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. она снизилась на 16,2%. Ухудшилось сальдо поступлений по экспорту и выплат по импорту товаров и услуг, доходам и трансфертам, составив 253,1 млн. долл. США против 3 400,9 млн. долл. США в январе – сентябре 2012 г. При этом в феврале, мае, августе и сентябре 2013 г. отмечалось превышение выплат над поступлениями.
Внешняя дебиторская задолженность субъектов хозяйствования Республики Беларусь на 1 сентября 2013 г. составила 50,8 трлн. руб., или 5,7 млрд. долл. США в эквиваленте, и увеличилась за январь -август 2013 г. на 0,4 млрд. долл. США.
Просроченная внешняя дебиторская задолженность по состоянию на 1 сентября 2013 г. составила 3,2 трлн. руб., или 358 млн. долл. США в эквиваленте, увеличившись с начала года на 120 млн. долл. США (размер просроченной внешней дебиторской задолженности на начало года составлял 238 млн. долл. США).
В данном вопросе важна активная работа банков с предприятиями, прежде всего через проведение работы с экспортерами, имеющими задолженность по кредитам, по сокращению внешней дебиторской задолженности и обеспечению поступления экспортной выручки.
Во взаимосвязи с тенденциями развития внешней торговли и платежного баланса на внутреннем валютном рынке на протяжении первого полугодия 2013 г. субъекты хозяйствования - резиденты выступали преимущественно продавцами валюты. С мая 2013 г. в результате сокращения поступления валютной выручки и роста запасов готовой продукции на складах и, как следствие, снижения предложения иностранной валюты они выступают чистыми покупателями иностранной валюты. В целом за период январь - октябрь 2013 г. сложилось чистое предложение иностранной валюты в размере 396,6 млн. долл. США (за аналогичный период 2012 г. - 1409 млн. долл. США).
Одновременно наблюдается рост валютных кредитов банков предприятиям и постепенное сокращение валютных депозитов юридических лиц, что еще раз сигнализирует об уменьшении поступающей валютной выручки и наличии потребности у предприятий выходить на валютный рынок с целью приобретения валюты для погашения кредитов, расчетов за приобретенное оборудование и материалы.
Значительный объем иностранной валюты, купленной субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке в январе - октябре 2013 г., направлялся именно на погашение кредитов (6,2 млрд. долл. США, или 33,5% от общего объема покупки валюты).
Что касается населения, то с июня 2013 г. оно выступает покупателем иностранной валюты. Данная тенденция сохранялась на протяжении июня - августа 2013 г. Рост спроса на валюту со стороны населения был обусловлен сезоном отпусков и увеличением девальвационных ожиданий на фоне снижения в номинальном выражении процентных ставок на рынке депозитов, а также ускоренного роста заработной платы в экономике. На фоне сохранения ожиданий населения и ухудшения ситуации во внешнем секторе в сентябре и октябре сохраняется спрос на иностранную валюту со стороны населения и отток рублевых сбережений граждан. В целом чистая покупка населением валюты за январь - октябрь составила 1,7 млрд. долл. США.
Динамика золотовалютных резервов формировалась с учетом состояния внешней торговли, платежного баланса, погашения внутренних и внешних валютных обязательств Правительства и Национального банка, состояния внутреннего валютного рынка, а также ситуации на мировом финансовом рынке.
Международные резервные активы Республики Беларусь уменьшились с начала 2013 г. на 1,3 млрд. долл. США и на 1 ноября 2013 г. составили 6,8 млрд. долл. США. Снижение объема золотовалютных резервов в основном обусловлено погашением Национальным банком и Правительством внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте (3,5 млрд. долл. США), которые в текущем году исполняются в полном объеме, а также снижением цены на золото на международном рынке драгоценных металлов.
Правительством Республики Беларусь и Национальным банком принимались меры по наращиванию золотовалютных резервов посредством привлечения траншей стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС на сумму 0,9 млрд. долл. США и размещения на внутреннем рынке государственных облигаций в объеме 0,9 млрд. долл. США.
Динамика обменного курса белорусского рубля также формировалась под влиянием ситуации во внешней торговле, на внутреннем валютном рынке и с учетом ситуации на мировом финансовом рынке.
За январь - октябрь 2013 г. курс белорусского рубля снизился по отношению к евро на 11,6% (до 12 660 рублей за 1 евро), к доллару США - на 7,5% (до 9210 рублей за 1 доллар США) и к российскому рублю - на 2% (до 287,5 рубля за 1 российский рубль).
В результате превышения уровня инфляции в Республике Беларусь над инфляцией в странах -основных торговых партнерах было отмечено укрепление реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2013 г. по отношению к декабрю 2012 г. на 3,2% (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 – Обменный курс белорусского рубля
Источник – [6, с.5]
Вместе с тем во второй половине года происходит постепенное снижение реального курса белорусского рубля. Так, если в июле 2013 г. укрепление реального эффективного курса к декабрю 2012 г. составляло 6,1%, то в октябре 2013 г. - 3,2%. Данная тенденция положительно сказывается на ценовой конкурентоспособности белорусской продукции.
При этом уровень реального курса, рассчитанного по индексу цен производителей промышленной продукции, который в большей степени отражает динамику ценовой конкурентоспособности, в настоящее время находится примерно на уровне декабря 2012 г., то есть его влияние для ценовой конкурентоспособности белорусских производителей в текущем году нейтральное.
В истекшем периоде 2013 г. проведение процентной и эмиссионной политики было направлено на поддержание стабильной ситуации в денежно-кредитной сфере.
В январе - июне 2013 г. Национальный банк осуществлял постепенное снижение ставки рефинансирования с учетом замедления инфляционных процессов и сохранения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами, а также относительно устойчивой ситуации на внутреннем валютном и депозитном рынках. С начала 2013 г. она была снижена на 6,5 процентного пункта и на 1 июля 2013 г. составила 23,5% годовых.
Вместе с тем, учитывая развитие ситуации на кредитно-депозитном и валютном рынках и динамику инфляционных процессов, с июля 2013 г. Национальный банк не изменял уровень ставки рефинансирования. Значение ставки рефинансирования находится на положительном уровне в реальном выражении. Дальнейшая ее динамика будет зависеть от ситуации на финансовом рынке и ожидаемой инфляции.
В июле и сентябре 2013 г. были повышены ставки по операциям регулирования ликвидности: по постоянно доступным операциям предоставления ликвидности - с 35 до 40% годовых с 22 июля и до 45% годовых с 6 сентября 2013 г., по двусторонним операциям предоставления ликвидности - с 29 до 40% и до 45% годовых соответственно.
С учетом складывающейся ситуации в экономике с 13 ноября 2013 г. ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям предоставления ликвидности снижены до 40% годовых.
Национальный банк рекомендует банкам при заключении сделок на рублевом межбанковском рынке ориентироваться на ставку верхней границы коридора процентных ставок, который задают ставки по постоянно доступным операциям поддержки Национальным банком ликвидности банков.
Динамика ставок по инструментам регулирования ликвидности, а также ситуация с банковской ликвидностью в основном определяли динамику ставок межбанковского и депозитно-кредитного рынков. Среднемесячная ставка однодневного межбанковского рынка увеличилась с 27,6% годовых в декабре 2012 г. до 42,7% годовых в октябре 2013 г.
Во втором полугодии 2013 г. в целях повышения привлекательности формирования сбережений в национальной валюте, предотвращения оттока рублевых вкладов населения банками увеличивались процентные ставки по вновь привлекаемым срочным депозитам населения. Если в августе процентная
ставка по вновь привлекаемым депозитам физических лиц составляла 34,3%, в сентябре - 40,4%, то по итогам октября - 45,4% годовых.
Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях в октябре 2013 г. составила 41,9% годовых, увеличившись относительно сентябрьского уровня на 6,2 процентного пункта, с начала года - на 2,5 процентного пункта (рисунок 3.6).
Рисунок 3.6 – Динамика процентных ставок в национальной валюте в 2013 г.
Источник – [6, с.6]
В то же время, несмотря на высокий уровень процентных ставок, не наблюдается роста срочных рублевых вкладов населения (без учета наращенных процентов в сентябре и октябре 2013 г. наблюдается чистый отток). В октябре 2013 г. вследствие роста ставок по срочным рублевым депозитам произошло некоторое уменьшение оттока.
Одновременно происходило увеличение валютных депозитов населения в период с июля по октябрь 2013 г. В целом срочные депозиты населения в иностранной валюте за январь - октябрь 2013 г. увеличились на 16,2%, или на 947 млн. долл. США (рисунок 3.7).
Рисунок 3.7 – Прирост срочных депозитов населения в январе октябре 2013 г. (к предыдущему месяцу)
Источник – [6, с.6]
В январе - октябре 2013 г. наблюдалось активное кредитование банковской системой экономики, превышающее прогнозный показатель по приросту требований банков к экономике в 2013 г. и способствующее росту внутреннего спроса. Требования банков и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" (далее - Банк развития) к экономике за 10 месяцев 2013 г. увеличились на 28,4% (2,5% в среднем за месяц), в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год - 17-20%, или 1,3-1,5% в среднем за месяц (рисунок 3.8).
Рисунок 3.8 – Помесячный прирост требований банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» к экономике в январе-октябре 2013 г.
Источник – [6, с.7]
Рост кредитования экономики происходил преимущественно за счет увеличения объема кредитов в иностранной валюте, которые за данный период увеличились в долларовом эквиваленте на 26,8%, или на 3,1 млрд. долл. США. В национальной валюте требования в отчетном периоде увеличились на 22,1%, или на 27,6 трлн. рублей.
В октябре 2013 г. требования банков и Банка развития к экономике увеличились на 2,1% (на 1,4% по курсу на 01.10.2013 при прогнозном значении 1% в месяц), в том числе в рублях - на 0,5%, в иностранной валюте - на 2,6% .
Высокие темпы кредитования экономики на фоне оттока рублевых вкладов населения и повышенного спроса на иностранную валюту при отсутствии соответствующего роста ресурсной базы привели к образованию дефицита ликвидности в банковском секторе. Проблемы с рублевой ликвидностью испытывают преимущественно государственные банки, активно кредитующие экономику в рамках государственных программ. Поддержка ликвидности Национальным банком носит ограниченный характер и осуществляется по высокой цене.
Более подробно целесообразно остановиться на вопросах интенсивности кредитования и его структуры. Быстрый рост кредита оказывал значимую поддержку деловой активности. Так, рост средних требований банков к экономике в реальном выражении за январь - сентябрь 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. (122,3%) существенно опережает рост реального ВВП за аналогичный период (101,1%).
Вместе с тем интенсивное кредитование, как уже отмечалось, наряду с другими факторами воздействовало на увеличение импорта.
Это во многом связано с тем, что распределение кредита в экономике осуществляется недостаточно оптимально и в значительной степени обусловлено масштабным участием банков в кредитовании государственных программ и мероприятий.
Ряд исследований на основании данных Республики Беларусь свидетельствует о том, что директивное кредитование приводит к приоритетному финансированию, как правило, недостаточно эффективных проектов, что ведет к негативному воздействию на производительность и на темпы экономического роста. Невысокая эффективность квазибюджетного кредитования во многом подтверждается также отраслевым анализом динамики кредитования и добавленной стоимости.
Все это говорит о наличии значимых резервов для экономического развития в области улучшения распределения кредитных потоков на рыночных принципах и повышения эффективности кредитования, а не в наращивании его объемов.
Соответственно, в складывающихся условиях в целях поддержания сбалансированности экономики и повышения ее конкурентоспособности, создания условий для экономического роста принципиально важным является принятие первоочередных мер по оптимизации кредитования и повышению эффективности использования кредитных ресурсов. В связи с этим актуальным видится реализация мероприятий по следующим направлениям.
1. Обеспечение взаимоувязки
объемов и источников
В рамках данного направления принято постановление Совета Министров и Национального банка от 31 октября 2013 г. "О финансировании государственных программ и мероприятий в IV квартале 2013 г.".
Ведется работа по определению объемов и источников финансирования в 2014 г. государственных программ и мероприятий, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики.
2. Придание Банку развития
функций координатора по
3. Совершенствование порядка
выдачи гарантий Правительства
и местных органов управления
в качестве обеспечения
4. Расширение перечня банков, уполномоченных обслуживать государственные программы и мероприятия.
5. Совершенствование порядка разработки, учета и реализации государственных программ.
Информация о работе Модель малой открытой экономики и ее основные черты