Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что с каждым годом увеличивается количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Их высокая латентность, недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практичность, а также низкая раскрываемость приводят к тому, что не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность. Неисполнение установленной конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы представляют большую опасность для бюджета страны граждан и угрожает экономической безопасности государств, наносит колоссальный ущерб.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», к таможенным сборам относятся таможенные сборы за хранение, таможенное сопровождение и за совершение действий, связанных с выпуском товаров (т.е. таможенные сборы за таможенные операции).
Рис. 3. Виды таможенных платежей
Источник:
схема составлена автором по материалам
статьи 72 Таможенного кодекса
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В соответствии со статьей 71 Таможенного кодекса Таможенного союза ставки таможенных пошлин подразделяются на:
характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
В отличие от других платежей, таможенные пошлины уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, - государственному предприятию связи, которое перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов. Таможенная пошлина, в отличие от налога, не обладает признаком регулярности, так как обязанность уплаты таможенной пошлины возникает лишь при необходимости вступления субъекта в таможенное правоотношение. Как правило, каждое перемещение товара «оплачивается» участником внешней торговли, но такая оплата возможна лишь в силу факта непосредственного ввоза или вывоза, а значит, происходит по мере необходимости. В отличие от налогов таможенные платежи возмездные и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг, носят четко выраженный условный характер. Они ориентированы не только на правоотношения государства и налогоплательщиков, но и непосредственно затрагивает интересы отечественных производителей в стимулируемых отраслях экономики, делая их товары более конкурентоспособными за счет увеличения стоимости иностранных товаров того же вида [7, с.169].
Уклонение от уплаты таможенных платежей (таблица 5) — это совершение деяний, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей, неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей [10].
Таблица 5
Уклонение таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
Вид деяние |
Меры наказания |
194 ч.1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере |
|
| |
| |
| |
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает один миллион рублей, с организации - два миллиона рублей. | |
194 ч.2 То же деяние, совершенное а) группой лиц по предварительному сговору; г) в особо крупном размере
|
|
| |
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает три миллиона рублей, с организации - десять миллионов рублей. |
Источник: таблица составлена автором по материалам статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или
пограничный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от пяти
до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Согласно статье 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Согласно статьи 4 пункта «б» данного кодекса, декларант – это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В число субъектов преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, входят физические лица, руководитель организации налогоплательщика, который в соответствии со ст. 53 ГК РФ как орган юридического лица своими действиями приобретает гражданские права и принимает на организацию гражданские обязанности. К числу субъектов следует отнести и лиц, фактически выполняющих обязанности руководителя (руководителей) данной организации, а также иных лиц, которые в силу закона или учредительных документов юридического лица выступают от его имени вовне, в том числе законные представители организации, действия (бездействие) которых в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются действиями (бездействием) этой организации. В число субъектов данного преступления должны быть включены и лица, которые по своим служебным обязанностям (либо фактически выполнявшим таковые) имели отношение к подготовке и выполнению действий, связанных с оформлением в таможенном отношении товара либо были каким-либо образом связаны с внешнеэкономической деятельностью указанной организации [14].
Фактически иностранные лица имеют право ввозить товар на территорию Российской Федерации, но не имеют права самостоятельно декларировать товар. Кроме того, из круга российских лиц исключены юридические лица, местонахождение которых не находится на территории Российской Федерации, а также граждане России, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Таможенные платежи обязан уплачивать непосредственно декларант. Следовательно, иностранное лицо, ввозящее товар, не обязано платить таможенные платежи. Исходя из вышеуказанных положений, платежи с иностранных лиц не взимаются, таковая обязанность ТК ТС на них не возлагается. А без обязанности нет ответственности. Таким образом, они не могут привлекаться к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей [10].
Умысел при уклонении от уплаты таможенных платежей может быть только определенным - лицо ставит перед собой конкретную задачу - уклониться от уплаты таможенных платежей определенным способом по определенному товару на определенную сумму. Преступник представляет те преступные последствия, которые наступят в результате его преступного поведения, и именно на достижение таковых и направлено его деятельность. И именно за наступление таковых последствий преступник и будет нести уголовную ответственность [3, с. 163].
Мотив и цель содеянного для квалификации не играют никакой роли. Как правило, цель при уклонении от уплаты таможенных платежей одна – «экономия» собственных средств (либо средств организации), которые должны быть внесены в государственный бюджет в виде налогов - таможенных платежей. Тем не менее, диспозиция ст. 194 УК РФ не содержит упоминания цели совершенного преступления как обязательного признака состава преступления. Следовательно, цель, которую ставит перед собой преступник, на квалификацию исследуемого деяния не влияет. То же самое можно сказать и о мотиве совершенного преступления, который может быть различным. Например, при уклонении от уплаты таможенных платежей, подлежащих уплаты организации, это может быть как непосредственно корыстный мотив, так и карьеристские побуждения, желание «обойти» конкурентов либо таким путем способствовать дальнейшему развитию организации.
Для ответственности по ст.194 УК не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось лицо. Важно, однако, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера. Если же эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов платежей охватывалась единым умыслом виновного.
С
учетом сложившейся к
Данный перечень способов совершения уклонений от уплаты таможенных платежей не является исчерпывающим [9].
Момент окончания рассматриваемого преступления обусловлен характером деяния, направленного на уклонение от уплаты таможенных платежей, и способом его осуществления. В зависимости от этого преступление признается оконченным в одном из нескольких случаев:
Субъект уплаты таможенных платежей, как это происходит и с налоговыми платежами, нередко стремится к законной минимизации таможенных и налоговых платежей. Возможно, при этом он неверно оценивает юридическую природу совершенных им сделок, режим перемещаемого имущества, свои обязанности в отношении декларирования товаров и т.п. Это подтверждается большим количеством дел о спорах между юридическими лицами и таможенными органами, которые рассматриваются в арбитражных судах, причем значительная часть исков налогоплательщиков, в том числе плательщиков таможенных платежей, арбитражными судами удовлетворяется. Поэтому в таких случаях не стоит оказывать ненужное воздействие на хозяйствующих субъектов, чтобы не расходовать понапрасну ресурс правоохранительных органов, их силы и средства.
В этом смысле было бы правильно разграничивать действия по уклонению от уплаты таможенных платежей, способные образовать при наличии указанных условий состав данного преступления, и действия, которые, будучи, возможно, неправомерными, образуют предмет спора, решаемого в судебном порядке. Это трудная проблема, и можно лишь посоветовать шире использовать помощь специалистов в области таможенного дела, которые смогут дать объективную правовую оценку положения [7, с. 68].
Таким образом такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности. В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом.