Налоговые системы зарубежных стран и их сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение деятельности налоговых органов зарубежных стран, проблем, возникающих в результате их деятельности, способов их разрешения, и возможности применения накопленного опыта зарубежных стран в налоговой системе Российской Федерации.
Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть структуру, функции, принципы и механизмы работы налоговых органов зарубежных стран, способов их взаимодействия между собой и с налогоплательщиками, этапы становления структуры налоговой системы зарубежных стран;
- рассмотреть наиболее важные проблемы, которые возникают в результате деятельности налоговой системы, это минимизации и ухода от налогообложения налогоплательщиками, несоответствия доходов физических лиц и их расходов;
- рассмотреть возможность применения опыта зарубежных стран на наиболее важных направлениях для Российской Федерации.

Содержание

Введение с.3
Глава I Налоги как важнейший составной элемент налоговой
системы 5
1.1.Понятие и определение налога 5
1.2.Эволюция налоговых систем развитых стран мира 8
1.3.Уровень налогообложения в мировой экономике 14
Глава II Особенности налоговых систем развитых государств и их сравнительный анализ 17
2.1.Особенности налоговых систем развитых государств 17
2.2.Сравнительный анализ налоговых систем 21
2.3.Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран 28
Глава III Проблема уклонения от налогообложения. Применение опыта зарубежных стран для РФ 32
3.1.Некоторые схемы уклонения от налогов в РФ 32
3.2.Практика налогового контроля в зарубежных странах 38
Заключение 49
Список литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.20 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление:

Введение                                                                                                    с.3

Глава I Налоги как важнейший составной элемент налоговой

 системы                                                                                                      5

          1.1.Понятие и определение налога                                                   5

          1.2.Эволюция налоговых систем  развитых стран мира                 8

          1.3.Уровень налогообложения в  мировой экономике                   14

Глава II Особенности налоговых систем развитых государств и их сравнительный анализ                                                                            17

          2.1.Особенности налоговых систем  развитых государств           17

          2.2.Сравнительный анализ налоговых  систем                              21

          2.3.Сравнительная характеристика  налоговых систем России и  развитых зарубежных стран                                                                      28

Глава III Проблема уклонения от налогообложения. Применение опыта зарубежных стран для РФ                                                         32

          3.1.Некоторые схемы уклонения  от налогов в РФ                        32

          3.2.Практика налогового контроля  в зарубежных странах         38

Заключение                                                                                               49

Список литературы                                                                                 54

 

Введение

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Они обеспечивают не только финансовую базу для государственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Эффективное построение налоговой системы входит в число наиболее сложных задач, от обоснованного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние государства.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский (1226-1274) определил налоги как дозволенную форму грабежа. Шарль Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у поданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги, для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы1. В настоящее время налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики.

Налоговые системы в ведущих странах Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру.

Налоговые органы практически всех стран вооружились мощными компьютерами и содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщиков представляют высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов.

На той и другой стороне трудятся сотни тысяч специалистов и экспертов, которые занимаются только налогами. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.

Актуальной проблемой социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение эффективного налогового контроля. А одним из наиболее действенных средств в сфере контроля над пополнением бюджета выступают контролирующие налоговые органы.

Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

В условиях глобализации мировой экономики проведение налоговой политики перестало быть внутренним делом отдельной страны. Налоговая конкуренция между странами за привлечение транснациональных инвесторов фактически выступает одной из глобальных современных проблем международного уровня. Поэтому изучение налоговых систем зарубежных стран приобретает особую актуальность.

Целью данной работы является изучение деятельности налоговых органов зарубежных стран, проблем, возникающих в результате их деятельности, способов их разрешения, и возможности применения накопленного опыта зарубежных стран в налоговой системе Российской Федерации.

Данная цель определила следующие задачи:

- рассмотреть структуру, функции, принципы и механизмы  работы налоговых органов зарубежных  стран, способов их взаимодействия  между собой и с налогоплательщиками, этапы становления структуры  налоговой системы зарубежных  стран;

- рассмотреть наиболее  важные проблемы, которые возникают  в результате деятельности налоговой  системы, это минимизации и ухода  от налогообложения налогоплательщиками, несоответствия доходов физических  лиц и их расходов;

- рассмотреть возможность  применения опыта зарубежных  стран на наиболее важных направлениях  для Российской Федерации.

Глава I Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы

1.1.Понятие и определение налога

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность (с объективной стороны); во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя на практике органичное единство, тем не менее их следует различать между собой. Налоги как объективная категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Исходная, основная категория – это обобщенное абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории2. Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяются именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам3. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития4. Таким образом, можно сказать, что налоги будучи институтом, одновременно являются коллективным благом для общества, несмотря на тот очевидный убыток, который терпит каждый налогоплательщик, отдавая часть своего дохода государству. Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»5. В российское понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога – односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода6.

1.2 Эволюция налоговых систем развитых стран мира.

Характеризуя эволюцию налоговых систем развитых стран мира, следует отметить, что в течение последних 38 лет имеется тенденция к увеличению поступлений в бюджет за счет подоходного налога. Одной из причин такого положения является рост доходов граждан, благодаря чему они приобщаются к высшим группам шкалы налогообложения.

В 70-х — в начале 80-х годов XX века, почти все развитые страны стали на путь широкомасштабных и многосторонних налоговых реформ, характерной чертой которых было снижение общего уровня налогов и изменение их структуры. Реформы осуществлялись с целью создания налоговых систем, которые бы стимулировали экономический рост и создавали условия, адекватные новому этапу НТР. Предусматривались универсализация и упрощение налоговых систем, ощутимое уменьшение количества налоговых льгот.

Налоговые реформы характеризовались уменьшением налогов на потребление, то есть непрямых налогов. Самыми быстрыми темпами уменьшалось количество акцизов. К похожему выводу можно прийти и относительно налога на прибыль организация. Ставки на акцизы уменьшаются, отменяются льготы, пересматриваются условия налогообложения и тому подобное. Однако ставки налога на прибыль организаций остаются достаточно высокими. Так, в Германии она составляет 50%, Италии — 46, Канаде — 44, США — 30. Франции — 39, Великобритании — 35%, в Российской Федерации – 18%7.

В целом, развитию налоговых систем присущи такие черты, как:

-расширения налогообложения  личных доходов,

-модернизация налогов  на потребление;

-уменьшение влияния налогов  на прибыль организаций;

-непрестанный рост отчислений  на социальное страхование.

В западной научной доктрине относительно построения налоговых систем господствует истина, что для осуществления налоговых реформ необходимым условием являются определенные демократические принципы, такие как свобода политического выбора, наличие выбора вероятного свободного экономического поведения, которое основывается на частной собственности. В европейских странах налоговая политика формируется как результат сложного процесса взаимодействия интересов экономического, социального и культурного характера. Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что налоговая политика в европейских странах является составляющей общей социальной политики общественного благосостояния8.

Основными характеристиками оптимального налогообложения является учет, кроме фискального, побочных экономических и социальных факторов. Конечную цель оптимального налогообложения можно истолковать так, что при заданных бюджетных доходах нужно минимизировать негативный эффект от налогов, а позитивный — максимизировать9. Нужно отметить, что идеалы оптимального налогообложения воплощаются в реформирование налоговых систем большинства европейских государств.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран и их сравнительный анализ