Налоговые системы зарубежных стран и их сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение деятельности налоговых органов зарубежных стран, проблем, возникающих в результате их деятельности, способов их разрешения, и возможности применения накопленного опыта зарубежных стран в налоговой системе Российской Федерации.
Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть структуру, функции, принципы и механизмы работы налоговых органов зарубежных стран, способов их взаимодействия между собой и с налогоплательщиками, этапы становления структуры налоговой системы зарубежных стран;
- рассмотреть наиболее важные проблемы, которые возникают в результате деятельности налоговой системы, это минимизации и ухода от налогообложения налогоплательщиками, несоответствия доходов физических лиц и их расходов;
- рассмотреть возможность применения опыта зарубежных стран на наиболее важных направлениях для Российской Федерации.

Содержание

Введение с.3
Глава I Налоги как важнейший составной элемент налоговой
системы 5
1.1.Понятие и определение налога 5
1.2.Эволюция налоговых систем развитых стран мира 8
1.3.Уровень налогообложения в мировой экономике 14
Глава II Особенности налоговых систем развитых государств и их сравнительный анализ 17
2.1.Особенности налоговых систем развитых государств 17
2.2.Сравнительный анализ налоговых систем 21
2.3.Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран 28
Глава III Проблема уклонения от налогообложения. Применение опыта зарубежных стран для РФ 32
3.1.Некоторые схемы уклонения от налогов в РФ 32
3.2.Практика налогового контроля в зарубежных странах 38
Заключение 49
Список литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.20 Кб (Скачать файл)

В целом, развитие теоретических принципов оптимального налогообложения на сегодняшний день и в ближайшее время будет иметь тенденции к быстрой интеграции мировой экономики и приближению налоговых систем европейских стран друг к другу; радикальных изменений технологии налогообложения, компьютеризации налогового процесса; социально-экономических изменений состава плательщиков в связи с ростом количества пенсионеров; многоканальных источников поступлений доходов. Происходит беспрестанное создание налоговых систем в направлении прагматичного компромисса между поощрением частной хозяйственной инициативы и достаточным финансовым обеспечением государственной деятельности.

Наличие общих подходов относительно формирования налогообложения подтверждает, что разные страны сталкиваются с общими налоговыми проблемами. В частности:

- современные налоговые  системы сложны для понимания  налогоплательщиков и эффективного  управления со стороны налоговых  органов. В свою очередь это  влечет появление все новых  способов уклонения от уплаты  налогов;

- налог на прибыль физических  лиц характеризуется несправедливостью  распределения налогового груза, которое заключается в том, что  нередко одинаковый уровень доходов  сопровождается неодинаковым уровнем  налогообложения;

- налогообложение компаний  стимулирует их инвестиции и  перестройку не из экономических, а из налоговых причин. Это  негативно отражается на качестве  капиталовложений и распределении  ограниченных ресурсов10.

В целом зарубежные специалисты считают основными изъянами налоговых систем их сложность, неустроенность и избыточность налоговых ставок.

Ввиду того, что эффективность налогообложения в значительной мере зависит от уровня контроля над уплатой налогов, следует сразу отметить, что в отдельных странах налоговая служба существенно отличается как организационной структурой, так и уровнем административной ответственности.

В США, в 1988г., был принят специальный "Билль о правах плательщика", который направлен в первую очередь на защиту интересов тех налогоплательщиков, которые в связи с непомерными требованиями со стороны налоговых органов находятся перед необходимостью продажи своего жилья или семейного бизнеса. Правила, предусмотренные этим документом, не освобождают налогоплательщика от необходимости доказывать свою невиновность, однако они дают время, в течение которого плательщик может обжаловать действия местных налоговых органов или погасить свою задолженность. Новые правила предусматривают также во время ревизии возможность замены плательщика налога в случае его отсутствия доверенным лицом или бухгалтером, и проведение видео- или звукозаписи всей процедуры ревизии.

Во Франции принятая Хартия прав и обязанностей плательщика налога, которая предоставляет каждому плательщику существенно расширенный перечень гарантий, обеспечивающихся законодательными и нормативными актами при проверке их налоговыми органами. Интересно отметить, если в большинстве стран есть лишь одна — через суд — возможность обжаловать предъявленную к уплате налоговую сумму, то во Франции предусмотрена еще и дополнительная — претензия налоговым органам в случае необоснованного, по мнению плательщика, определения размера платежа, которую он может подать вышестоящей инстанции к началу срока уплаты платежа. Есть два преимущества такого порядка. С одной стороны, в случае доказанной необоснованности действий налоговых органов есть возможность оперативно решить вопрос, не обращаясь в суд, с другой стороны — в случае объективных действий налоговиков повышается возможность ускоренного и квалифицированного рассмотрения дела в суде. Именно этим порядком объясняется незначительное количество кассационных жалоб в судебных органах Франции. Важной функцией налоговых органов является разъяснение гражданам законодательства в сфере налогообложения и порядка действий налоговой системы. Во многих странах широко используются разные формы разъяснительной работы, растет количество приемных и консультационных пунктов в налоговых центрах и других службах налоговых органов, действует разветвленная сеть телефонных справочных служб, образуются консультационные и информационные пункты в мэриях, общественных организациях, большими тиражами выходят брошюры, справочники, обзоры налогового законодательства11.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, какое большое значение имеют в зарубежных странах проблемы урегулирования взаимоотношений плательщика налога с налоговыми органами, что, является главным фактором эффективности всей системы налогообложения.

Таким образом, подытоживая результаты анализа формирования налоговых систем в разных странах и определяя их значение для России, можно прийти к основному выводу, что проблема совершенствования налоговых систем появилась не только перед странами с переходной экономикой, но и перед развитыми государствами. Она объективна и определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и изменения тенденций экономического развития.

То, что налоговые системы разных стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, объясняет их несовершенство. Это, в свою очередь, предопределяет то обстоятельство, что в разных странах ведется постоянный поиск оптимальных вариантов в системе налогообложения.

Поэтому основным направлением повышения эффективности налоговых систем как основы для их совершенствования может быть более активное воплощение фундаментальных принципов налогообложения, которые являются приобретением многих поколений ученых и практиков. На сегодня в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система действительно должна влиять на стабилизацию экономического цикла, стимулирования экономического роста, ограничения инфляции и безработицы.

Для страны с переходной экономикой, в том числе и для России, реализация фундаментальных принципов при построении налоговой системы — чрезвычайно сложное задание. Трудно воплощать даже те знания, которые появились на начальных этапах перехода к рыночным условиям ведения хозяйства — устранение фискального уклона, предоставления целевой функции каждому из налогов и связанной с этим формы контроля плательщика над использованием уплачиваемого им налога12. И в настоящее время практические мероприятия в сфере налогообложения — это, в основном, средства моментального усложнения ситуации. Теоретическая концепция сознательного регулирования экономических процессов, важным инструментом которой являются налоги, в значительной мере работа будущего. И все же благодаря достижению временных компромиссов перспективным направлением развития налогообложения в странах с переходной экономикой следует считать направленность в построении национальной налоговой системы с соблюдением основных принципов. Они должны использоваться и как основные критерии для оценки эффективности налоговой системы.

Основное противоречие при формировании налоговых систем заключается в несогласованности потребностей в налоговых поступлениях с возможностями их получения.

1.3.Уровень налогообложения в мировой экономике.

В специальной литературе указывают, что понятие уровня налогообложения, налогового бремени (налоговой нагрузки) в общеупотребительном смысле исторически появляется одновременно с самыми ранними упоминаниями о налогах.

Однако его реальные количественные оценки относят к периоду окончания 1-й мировой войны, когда расчеты по межсоюзнической задолженности (США, Великобритании и Франции) и репарационные требования (к Германии и Австрии) сделали необходимым практическое сопоставление уровня обложения в разных странах.

 Выделяют три области  применения показателя налогового  бремени:

1. сопоставление налогового  бремени разных стран или для одной страны во времени; урегулирование финансовых взаимоотношений между членами союзных и федеративных государств;

2. проведение финансовых  и налоговых реформ при определении  высоты возможного обложения.

 Налоговую нагрузку  рассчитывают:

1. для всего населения  и отдельных групп 

2. для предприятий и отраслей

3. для отдельных территорий 

4. экономики в целом.

 Доля налогов (без социальных  платежей) в ВВП у разных стран  различна и составила : в Дании- 49,7%, Швеции – 38,1, Канаде – 31,0, Италии-27,4, Франции – 24,9, США – 22,7, Японии – 18,2%. В России этот показатель равнялся 22,2%13.

При сравнительно невысоком общем уровне налогового бремени отдельные категории налогоплательщиков могут испытывать разную нагрузку в зависимости от проведения определенной налоговой политики и использования налоговых льгот. В целом не существует прямой зависимости между показателем налогового бремени и экономическим развитием страны. Очевидно, вопрос о том, какой уровень налогообложения в наибольшей степени отвечает условиям той или иной страны связан:

1. с исторически складывающейся  ролью государства в обществе 

2. формами налогообложения 

3. направлениями расходования  налоговых доходов.

 Данные вопросы составляют  основу налоговой политики государства, которая в том числе зависит  и от применяемой экономической  модели.

Однако, нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в Российской Федерации с показателями налогового бремени в развитых странах. Действительно, в развитых странах значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика. Российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в Российской Федерации находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства.

После 2-й мировой войны повсеместно проводились налоговые реформы, которые, независимо от провозглашаемых целей, сопровождались его увеличением. Налоговые доходы центрального и местных бюджетов с 1950 по 1970 гг. возросли в США в 3,5 раза, во Франции - более чем в 6 раз, в ФРГ - в 8 раз. Этот период характеризовался высокими темпами экономического роста и стремительным наращиванием государственных расходов. Переход к неоконсервативной концепции экономического регулирования способствовал ограничению роли бюджета как инструмента перераспределения национального дохода, следствием чего стало замедление темпов роста налоговых поступлений. В начале 80-х гг. развитые страны достигли верхних пределов налогообложения. Таким образом, наращивание налогового бремени стало либо невозможным с социально-политической точки зрения, либо неэффективным из-за роста масштабов теневой экономики.

Глава II Особенности налоговых систем развитых государств и их сравнительный анализ

2.1.Особенности налоговых систем развитых государств

Налоговая система – это результат развития налоговых отношений. В научном плане налоговая система появилась в обществе только на определенном этапе: в начале XX века. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом. В тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Кратко охарактеризуем основные тенденции в развитии налоговых систем. Так, например, либерализация системы прямого налогообложения выразилась в снижении ставки налогов физических и юридических лиц при одновременном расширении базы налогообложения за счет уменьшения числа льгот. С другой стороны, некоторое уменьшение доли прямых налогов обусловило повышение значимости косвенных налогов, особенно НДС. Современная экологическая обстановка все более настоятельно требует введения экологических налогов, которые построены по принципу «платит загрязнитель». В некоторых странах совершенно справедливо введены налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ, на бытовые и промышленные отходы. В реформе системы таможенного регулирования среди мер нетарифного регулирования все большее значение приобретает введение налогов, прежде всего с протекционисткими целями. С другой стороны, происходит возрастание роли налогов в международных отношениях. Действительно, в условиях экономической интеграции все более ощутимы такие процессы как гармонизация и унификация налоговых систем.

Особенно нагляден в этом отношении пример стран-участниц ЕС в вопросах применения НДС. Зачастую именно вопросы налогообложения решают выбор страны и место расположения главного офиса компании. Такая ситуация обусловлена следующей тенденцией в развитии налоговых систем: налоговой конкуренцией, под которой понимают создание наиболее благоприятных налоговых режимов в той или иной стране. В качестве общей черты в развитии налоговых систем нужно обязательно указать солидарные усилия многих государств по борьбе с уклонением от налогов. Многие государства прореагировали на активизацию «теневого капитала» прежде всего через наделение правоохранительных органов соответствующими полномочиями по борьбе с налоговыми правонарушениями. Можно привести пример создания такой организации стран «Большой семерки» как «Международные силы по борьбе с финансовыми преступлениями». Наконец, сравнительно недавно появилась новая тенденция в развитии налоговых систем, которую известный ученый, В.А.Кашин характеризует как универсализация всего комплекса фискальных отношений граждан с государством и его органами. Речь идет, прежде всего, о процессе реорганизации всей системы финансовых, социальных, экономических, и других взаимоотношений населения с государством.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран и их сравнительный анализ