Определенную специфику имеют
схемы получения необоснованной налоговой
выгоды организациями, занимающимися
лицензированными видами деятельности,
в частности производством алкогольной
и спиртосодержащей продукции.
Специфика данных схем связана
с рядом технологических особенностей
производства алкогольной продукции (водки).
Согласно действующим положениям нормативных
правовых актов в ее производстве может
участвовать как этиловый спирт, так и
спиртосодержащая продукция - бражные
дистилляты, настои спиртованные и т.п.
В случае производства алкогольной продукции
(водки) из этилового спирта налоговая
нагрузка по акцизу существенно выше,
чем при производстве той же продукции
из бражных дистиллятов, настоев спиртованных
или иной спиртосодержащей продукции.
Данный факт связан с разницей в сумме
акциза, подлежащей вычету производителем
по приобретенной продукции.
При применении схемы одна или
ряд организаций, находящихся в цепочке
поставщиков спиртосодержащей продукции,
не исполняют свои налоговые обязательства.
Существенным признаком применения
схемы незаконного возмещения сумм акциза
из бюджета является отсутствие реальных
хозяйственных операций по приобретению
налогоплательщиком спиртосодержащей
продукции, использованной согласно представленным
организацией документам, в качестве основообразующего
сырья при производстве алкогольной продукции.
При этом поставки спиртосодержащей
продукции отражаются только в формально
оформленных товаросопроводительных
документах.
Свидетельством применения
схемы также является отсутствие у поставщика
(производителя) спиртосодержащей продукции
технической базы для производства отраженного
в учете объема реализованной продукции
(отсутствует необходимое технологическое
оборудование, коммуникации, квалифицированный
персонал, сырье для производства продукции).
Денежные потоки в подобных случаях, как
правило, не соответствуют предусмотренным
договорами хозяйственным операциям (в
частности, оплата производится на счета
третьих лиц, не имеющих отношения к поставке
или производству спиртосодержащей продукции).
Показатели отчетности участников схемы
не соответствуют реальным показателям
финансово-хозяйственной деятельности.
Так же активно используются
схемы получения необоснованной налоговой
выгоды с использованием инвалидов.
Организация, формально соответствующая
требованиям, предъявляемым для освобождения
от уплаты НДС, как организация, в состав
которой входят инвалиды, занимается производством
продукции силами персонала, привлеченного
по договорам аутсорсинга. Находящиеся
в штате сотрудники не в состоянии (по
причине состояния здоровья и (или) квалификации)
обеспечить производство реализуемой
продукции. При этом льгота по НДС применяется
в отношении всего объема производимой
налогоплательщиком продукции.
Налогоплательщик искусственно
создает условия для применения вышеуказанной
льготы по продукции, произведенной с
привлечением персонала третьих лиц, так
как привлеченный персонал не учитывается
при определении средней численности
работников предприятия и фонда оплаты
труда.
3.2. Практика налогового
контроля в зарубежных странах.
Проблема повышения эффективности
налогового контроля и совершенствования
контрольной работы налоговых органов
для России всегда актуальна. Улучшение
качества налогового контроля возможно
как за счет повышения стабильности и
определенности правового регулирования,
так и за счет использования международного
опыта. Зарубежная практика налогового
контроля применяет различные способы
его осуществления. Несомненно, внедрение
международных наработок в этой области
должно происходить с учетом экономической
и политической ситуации, менталитета,
а также отличий национального законодательства
о налогах и сборах. В результате разумное
использование и совершенствование зарубежных
методик налогового контроля в российской
действительности должно привести к повышению
эффективности контрольной деятельности.
При анализе системы налогового
контроля в зарубежных странах в первую
очередь необходимо отметить особое внимание,
уделяемое теоретико-идеологическим вопросам,
в том числе концепции налогового контроля
и налоговой дисциплины.
Говоря о концепции налогового
контроля, необходимо выделить несколько
ее составляющих базовых принципов, закрепляемых
государством в основах налоговой системы.
В числе таковых:
1. Построение отношений
между налогоплательщиком и налоговыми
органами на принципах равноправия
и баланса прав и обязанностей
сторон.
2. Соответствие средств
поставленным целям (принцип экономической
эффективности). В случае назначения
налоговой проверки отбор объектов
осуществляется с позиции высокой
вероятности обнаружения нарушений
и, следовательно, увеличения объема
доначислений.
3. Неотвратимость наказания.
Любые попытки обмана государства
со стороны налогоплательщика
будут выявлены и приведут
к неблагоприятным последствиям.
4. Презумпция невиновности
налогоплательщика.
Разработчиком многих современных
стандартов взаимодействия налогоплательщика
и налоговых органов стал Комитет налоговых
дел Организации экономического сотрудничества
и развития. Так, в 2003 г. указанным органом
были предложены варианты описания прав
и обязанностей сторон налоговых правоотношений,
которые в последующем легли в основу
налоговых принципов многих государств.
Стандарт обслуживания налогоплательщиков
Службы внутренних доходов Ирландии гарантирует:
- последовательность, справедливость
и конфиденциальность во всех
вопросах;
- вежливость и предупредительность
в общении;
- достоверность информации
и право налогоплательщика на
жалобы, проверки и апелляции.
Хартия прав налогоплательщиков
налоговой службы Австралии провозглашает
беспристрастность общения, проверку
действий службы, объяснение принятых
решений, честность и профессионализм
в ведении дел.
Повышенное внимание за рубежом
уделяется созданию условий, при которых
растет уровень добровольного соблюдения
налогоплательщиками налогового законодательства.
Согласно данным Службы внутренних
доходов США систематическое и всестороннее
проведение проверок приводит к добросовестному
отношению налогоплательщика к исполнению
своих обязанностей. В результате 83% причитающихся
налогов в США уплачивается добровольно.
Не стоит также забывать, что указанные
результаты были достигнуты в результате
15-летней работы по модернизации налоговой
структуры. Последняя концепция в качестве
стратегических целей на первое место
ставит улучшение обслуживания налогоплательщиков,
на второе - улучшение персонифицированного
обслуживания и на третье - повышение эффективности
организации деятельности (снижение затрат
и повышение сбора налогов при минимальном
вложении со стороны государства).
По мнению специалистов налоговых
органов Швеции, добровольная уплата налогов
достигается за счет:
- отлаженного аппарата
контроля, характеризующегося профилактикой,
точностью и предсказуемостью;
- доверия налогоплательщиков,
уверенных в хорошей работе
налоговой системы и исполнении
налоговыми органами своих задач
в соответствии с законом;
- введения доступных для
понимания правил налогообложения.
В Великобритании, помимо принципов
справедливости, содействия и ясности,
особое внимание уделяется качеству обслуживания
налогоплательщиков.
Таким образом, как видно из
представленного обзора, во многих странах
усиление налогового контроля происходит
за счет совершенствования взаимоотношений
налогоплательщика и налоговых органов.
Большинство стран с развитым налоговым
администрированием пришло к выводу, что
построение налоговых правоотношений
на основе указанных выше принципов позитивно
влияет на повышение законопослушности
налогоплательщиков, добровольную уплату
ими налогов и, в конечном счете, на налоговые
поступления.
Кроме того, уровень добровольного
соблюдения налогового законодательства
растет за счет работы над правовой грамотностью
и информированностью общества, внедрения
на уровне гражданского долга в сознание
граждан исполнения налоговых обязательств.
Помимо провозглашения налоговых
принципов, важно определить методы по
сбору налогов, учитывая при этом два фактора:
готовность налогоплательщиков к сотрудничеству
и уровень собираемости налогов.
Одной из распространенных
форм налогового контроля в иностранных
налоговых системах является институт
предварительного налогового регулирования.
Его смысл заключается в согласовании
налогоплательщиком с налоговым органом
налоговых последствий сделок, вопросов
ценообразования, распределения прибыли,
инвестиционных проектов, иных хозяйственных
операций до их фактического совершения.
В западноевропейских странах данные
отношения оформляются в форме:
- заключения налоговых
соглашений;
- получения индивидуальных
консультаций.
Согласно положениям Свода
фискальных процедур Франции фискальный
рескрипт (rescript fiscal) дает налогоплательщику
право направить в фискальный орган запрос
о правомерности планируемой операции.
Таким образом, он использует право получить
налоговую консультацию до заключения
контракта. Принятое налоговое решение
является обязательным как для налоговых
органов, так и для налогоплательщика,
и изменению не подлежит. В случае отсутствия
ответа в предусмотренные сроки налогоплательщик
совершает действия с позиции их полной
правомерности, при этом в будущем налоговые
органы не вправе рассматривать данную
сделку как правонарушение.
Аналогичная процедура (tax ruling)
имеется в США. Ее реализация происходит
двумя способами. Первый - это толкование
публикуемых налоговым органом налоговых
нормативных актов (revenue ruling). По своей
сути эти акты подобны административным
инструкциям.
Второй - письменные ответы
налогового органа налогоплательщику
(private ruling), обратившемуся с предварительным
запросом по сделке, которую он намеревается
заключить. Полученные ответы применяются
в отношении всех аналогичных ситуаций
и могут использоваться налогоплательщиками
в судах в качестве аргумента.
В Швеции фискальный рескрипт
представляет собой выдачу Комиссией
по налоговому праву предварительного
заключения (forhandsbesked) о налоговых последствиях
той или иной сделки.
Предварительное заключение
является обязательным для налоговых
органов и применяется при условии, что
налогоплательщик пожелает этого. Различают
инструкции, содержащие лишь простое описание
действующего права, и общие рекомендации,
отражающие позицию налоговой службы
по конкретным вопросам, на которые прочие
источники не дают однозначного ответа.
Некоторые публикуемые акты налоговой
службы Швеции признаются источниками
права.
Примечательна система налоговых
соглашений в Израиле. В этой стране можно
обращаться за консультацией до заключения
сделки, во время и после ее совершения,
при этом главное условие - подать просьбу
о налоговом решении до срока сдачи годового
отчета. Налоговые власти выдают решения
двух видов:
а) налоговые решения по соглашению
- в этом случае это решение обязывает
обе стороны (налоговый орган и налогоплательщика);
б) налоговое решение без соглашения
- в этом случае налогоплательщик не обязан
обращать на него внимание и может его
оспорить в суде.
В Германии процедура рескрипта
ограничена консультированием налогоплательщиков
по вопросам налога на зарплату, таможенных
сборов или оценки фактических ситуаций
в связи с проведением фискального контроля.
Опубликованные позиции, высказанные
налоговой администрацией, становятся
обязательными для нее, но при этом не
накладывают ограничений на суд.
Заключение соглашений об исполнении
обязательств или соглашений комплаенс-контроля,
действующих в Нидерландах, предполагает
в первую очередь построение взаимовыгодных
отношений между налогоплательщиком и
налоговым органом. При наличии определенного
налогового риска предприятие обязано
обратиться к налоговой службе, а инспектор
обязан дать свое мнение по данной ситуации
в течение определенного срока.
В Великобритании с 2004 г. действует
порядок, в соответствии с которым бухгалтеры
и налоговые консультанты должны заблаговременно
направлять в налоговую и таможенную службы
новые схемы организации бизнеса.
При рассмотрении налоговых
соглашений к их преимуществам можно отнести
ясность ситуации для налогоплательщика
и гарантированность отсутствия непредвиденных
налоговых рисков. Так, подписание налогового
соглашения исключает применение в будущем
к налогоплательщику не только налоговых
санкций, но и взимание самого налога,
а также избавит стороны налоговых правоотношений
от дорогостоящих и длительных судебных
процедур.
Таким образом, заключение налоговых
соглашений можно рассматривать как своего
рода гарантию в отношениях налогоплательщика
и государства, а их отсутствие может превратить
налоговый контроль в орудие произвола
и рычаг давления на добросовестного налогоплательщика.
Безусловно, российским налоговым
органам при введении института предварительного
налогового регулирования придется разрабатывать
собственный механизм реализации указанной
формы налогового контроля.
Если налоговым органам совместно
с налогоплательщиком удастся построить
процедуру заключения налоговых соглашений
конструктивно, то это может послужить
толчком к эффективному обмену информацией
и более глубокому пониманию налоговыми
органами экономической составляющей
деятельности компании, что, безусловно,
является преимуществом.
Информация об условиях заключенных
соглашений, распространенных схемах
налоговой минимизации будет доступна
при последующих мероприятиях налогового
контроля, в связи с чем, институт налоговых
соглашений может стать для налоговых
органов одним из механизмов по борьбе
с налоговыми правонарушениями. Однако
существенным недостатком является опасность
роста коррупции, поскольку решения, как
показал анализ, чаще всего принимаются
индивидуально.