Налоговые системы зарубежных стран и их сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение деятельности налоговых органов зарубежных стран, проблем, возникающих в результате их деятельности, способов их разрешения, и возможности применения накопленного опыта зарубежных стран в налоговой системе Российской Федерации.
Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть структуру, функции, принципы и механизмы работы налоговых органов зарубежных стран, способов их взаимодействия между собой и с налогоплательщиками, этапы становления структуры налоговой системы зарубежных стран;
- рассмотреть наиболее важные проблемы, которые возникают в результате деятельности налоговой системы, это минимизации и ухода от налогообложения налогоплательщиками, несоответствия доходов физических лиц и их расходов;
- рассмотреть возможность применения опыта зарубежных стран на наиболее важных направлениях для Российской Федерации.

Содержание

Введение с.3
Глава I Налоги как важнейший составной элемент налоговой
системы 5
1.1.Понятие и определение налога 5
1.2.Эволюция налоговых систем развитых стран мира 8
1.3.Уровень налогообложения в мировой экономике 14
Глава II Особенности налоговых систем развитых государств и их сравнительный анализ 17
2.1.Особенности налоговых систем развитых государств 17
2.2.Сравнительный анализ налоговых систем 21
2.3.Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран 28
Глава III Проблема уклонения от налогообложения. Применение опыта зарубежных стран для РФ 32
3.1.Некоторые схемы уклонения от налогов в РФ 32
3.2.Практика налогового контроля в зарубежных странах 38
Заключение 49
Список литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.20 Кб (Скачать файл)

Отдельным направлением повышения эффективности налогового контроля в зарубежных странах является координация действий различных органов государственной власти и разработки комплексных методов противодействия уходу от уплаты налогов и сборов и выполнению положений налогового законодательства.

Партнерами итальянских налоговых органов в обмене информацией являются:

- торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного  сектора;

- налоговая полиция;

- налоговый архив и  картотека налогоплательщиков;

- ведомство автомобильного  реестра гражданских транспортных  средств.

В Финляндии ведется расширенный банк данных налоговой службы, сформированный и пополняемый общедоступной информацией. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах.

Финскими налоговыми органами ведется активная борьба с экономическими преступлениями. Вся работа по выявлению незаконных сделок и структур ведется через проверки конкретных граждан, входящих в определенные группы риска, и отслеживание их персональных связей (родственники, партнеры, участие в учреждении предприятий, в советах директоров компаний).

Во многих странах активно применяется процедура "визита и конфискации", которая заключается в наделении сотрудников налоговых ведомств правом проводить обыски при наличии разрешения судебной власти. Разрешение позволяет проникать в торговые и частные помещения, собирать информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в налоговой льготе.

Значительные усилия в зарубежных странах направлены на упрощение условий налогообложения физических лиц. Работа направлена на избавление граждан от сбора и представления информации о самих себе в налоговые органы и передачу этой функции в ведение налоговых органов, а именно - осуществление сбора информации налоговыми органами за счет своих сил и средств. Налогоплательщикам остается только уплатить налоги в случае согласия с предъявленной суммой налога. При этом налоговые ведомства освобождаются от некоторого контроля на уровне получателей доходов. Данный способ воплощается в виде системы удержания налога у источника выплаты, которая уже давно и успешно применяется практически во всех европейских странах.

Например, в Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы налога и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация, банк и т.д.), а от самого налогоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в налоговые органы. Налогоплательщик может принять на себя отчетно-информационные обязанности в добровольном порядке, если, по его мнению, налог с него удержан в повышенном размере или если он имеет право на льготное налогообложение (например, по условиям международного налогового соглашения).

В Финляндии налогоплательщик может выбрать одну из двух схем начисления налоговых удержаний, которые указываются в его налоговой карточке. Каждый работник должен получить в налоговой инспекции свою налоговую карточку и представить ее работодателю. Граждане вправе внести изменения в схему удержания налогов либо по телефону, либо через Интернет. Для осуществления окончательного расчета по налогам налоговые органы рассылают физическим лицам уже заполненные декларации по подоходному налогу. В случае согласия с представленными расчетами налогоплательщику останется только доплатить разницу налоговой суммы или ждать возврата переплаты налога. Возврат осуществляется электронным перечислением автоматически, если налогоплательщик укажет номер банковского счета.

Нельзя не сказать о важности развития информационных технологий. Автоматизация форм налогового контроля позволяет: сократить трудоемкость аналитической работы; повысить результативность проводимых мероприятий налогового контроля за счет обоснованного отбора налогоплательщиков; снизить количество налоговых правонарушений; создать информационные ресурсы для накопления данных о налоговых нарушениях и их использования в последующем.

Кроме того, внедрение новых информационных технологий способствует экономии финансовых и временных затрат в налоговом процессе.

В странах с развитым налоговым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике.

Обратимся к опыту Австралии. Все организации регистрируются через веб-сайт электронным бесконтактным методом, что занимает один рабочий день. Также показательным является состав работников налоговых органов Австралии - 20% от всех работников налоговых инспекций составляют ИТ-специалисты.

Активная работа ведется по внедрению в сознание налогоплательщиков необходимости работы с программными продуктами. Использование магнитных носителей при сдаче налоговых деклараций в налоговые органы является временной мерой, конечной целью которой является сдача налоговых деклараций в электронном виде через Интернет.

В обеспечение налогового контроля в отношениях налогоплательщика и налоговых органов немаловажна роль специализированных фирм - налоговых агентов, которые занимаются подготовкой налоговых деклараций. Все страны пытаются создать для них льготные условия, проводят государственную политику, поддерживающую данную технологию учета налогов (когда плательщикам выгодно обратиться к налоговому агенту и налоговым агентам выгодно осуществлять свой бизнес). В США одна из наиболее крупных компаний, выполняющих услуги налогового агента, насчитывает по стране более 26 тысяч пунктов по консультированию налогоплательщиков и оказания услуг содействия в заполнении налоговых декларации. В Австралии услугами налоговых агентов пользуются 75% налогоплательщиков.

Необходимо понимать, что использование иностранных инструментов налогового контроля на практике без учета российской специфики может как улучшить систему налогового контроля, так и произвести нейтральный эффект, а в худшем случае - привести к усилению существующих проблем налогового контроля.

Методы налогового контроля зарубежных стран, можно смело назвать универсальными, и использовать его для совершенствования налогового контроля в России. Необходимо взять на «вооружение» налоговым органам России, следующие направления развития контроля:

- налаживание доверительных  взаимоотношений налогоплательщика  и налоговых органов;

- работу над правовой  грамотностью и информированностью  общества;

-налаживание предварительного  налогового регулирования;

- согласование налогоплательщика  с налоговыми органами новых  схем организации бизнеса;

- усиление координации  действий различных органов государственной  власти и разработку комплексных  методов противодействия уходу  от уплаты налогов и сборов  и выполнению положений налогового  законодательства;

- упрощение условий налогообложения  физических лиц путем избавления  граждан от сбора и представления  информации о самих себе в  налоговые органы, путем объединения  баз данных различных ведомств;

- автоматизирование форм  налогового контроля, улучшение  методик предпроверочного налогового контроля.

Применимость процедуры "визита и конфискации" следует рассматривать с большой осторожностью, в связи с недостаточной правовой защищенностью как налогоплательщика, так и налогового органа.

Заключение.

Сравнивая зарубежные системы развитых стран, мы приходим к выводу, что при всем различии и разнообразии, у них есть много общего, то, что позволяет им не только успешно выполнять свои задачи внутри страны и налаживать взаимоотношения с налогоплательщиком, но и эффективно взаимодействовать на внешнеэкономическом и внешнеполитическом уровне. Все зарубежные налоговые системы придерживаются следующих принципов:

а) расходы государства на содержания налоговой системы и затраты плательщика, связанные с процедурой уплаты, должны быть максимально низкими;

б) налоговую нагрузку нельзя доводить до такого уровня, когда он начинает уменьшать экономическую активность плательщика;

в) процесс получения налогов нужно организовать таким образом, чтобы он в большей степени благодаря накоплению финансовых ресурсов способствовал реализации политики конъюнктуры и занятости;

г) этот процесс должен влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости; при определении налоговой платежеспособности частных лиц следует требовать предоставления лишь минимума данных, которые касаются личной жизни граждан, но при этом должен быть контроль не только за доходами, но и за расходами.

Закон о налогах в зарубежных странах предельно ясен, не допускает двусмысленности. Законодательная база дает большие полномочия налоговым органам, что позволяет эффективно выполнять свои функции. В отношении налоговых преступлений закон строг. Однако закон работает не только для налоговых органов, но и для налогоплательщиков, что дает им правовую защищенность. Зарубежные налогоплательщики защищены от налогового произвола, для них работают множество консультационных центров, выпускается в большом количестве информация, при взаимодействии с налоговыми органами предоставляется в полном объеме возможность использовать телекоммуникационные средства связи. Налоговая отчетность предельно проста, не требуется предоставления «лишних» бумаг. В налоговой системе работают высококлассные специалисты, обладающие широкими информационными ресурсами. Очень тесное взаимодействие налоговых органов и других государственных структур. Сильно развит предпроверочный анализ, что позволяет сократить время на проверку налогоплательщика.

По сравнению с развитыми зарубежными странами, состояние налоговой системы России в настоящее время характеризуется низкой собираемостью налогов и налоговых сборов. Прежде всего, это связано с недисциплинированностью налогоплательщиков и низкой налоговой культурой. Практически каждый третий налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, скрывает свои доходы и имущество, и только примерно 10-15% относительно честно и исправно платят полагающиеся налоги.

Недостаточно эффективна и деятельность налоговых органов. Часты факты необоснованного привлечения налогоплательщиков к ответственности и нарушения порядка производства по делам о налоговых правонарушениях. А одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, как известно, является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления и полнотой, своевременностью поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации и платежей в государственные внебюджетные фонды.

Для совершенствования налоговой системы Российской Федерации, прежде всего, необходимо комплексное реформирование, то есть реформировать не только налоговую систему, а государственную политику Российской Федерации в целом.

Одна из главных проблем Российской Федерации, это огромное количество законов, указов, кодексов, писем, нормативных документов и прочих руководящих документов, зачастую либо не до конца раскрывающих ведомственную трактовку закона или кодекса, либо зачастую разъяснения разных ведомств или разных временных промежутков, при неизменной законодательной основе, бывают полностью противоположны. Все это сказывается на судебное урегулирование вопросов, в частности и в налогообложении. К примеру, возможно, что в одном арбитражном суде примут решение в пользу налогоплательщика, а в другом – в пользу налогового органа, несмотря на то, что вопрос, вынесенный на судебное урегулирование один и тот же. Это возможно из-за того, что разные судьи трактуют закон по-разному, опираясь на свой опыт, используют разные предоставленные ему ведомственные разъяснения и письма, и при этом оставаясь в «рамках» закона. А трактовка закона, в развитом, правовом государстве, должна быть всегда одна, поэтому крайне необходимо при проведении реформ, «избавиться» от большей части нормативов, разъяснений и руководящих документов и «привести» законодательную базу к единому, унифицированному виду, не допускающему двойственную трактовку. И это надо делать в первую очередь, а после приступать к реформам налоговой системы.

Как показывает зарубежный опыт, что без системы контроля над соответствием расходов и доходов физических лиц, невозможно решение таких вопросов, как уклонение от налогообложения как физических, так и юридических лиц, легализация «теневых» доходов. Возврат налоговым органам право контролировать расходы, позволит на порядок сократить возможные схемы минимизации и ухода от налогообложения, что опять таки приведет к увеличению поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней.

Таким образом, еще раз укажем те выводы, которые имеют практическую значимость:

1.Оптимизировать законодательную базу РФ, убрать лишние нормативы, приказы, трактовки и разъяснительные письма. Согласовать различные ведомства относительно налогообложения;

2.Вернуть налоговым органом право контроля над расходами физических лиц;

3.Включить в УК РФ новую статью - "Налоговое мошенничество", с одновременным исключением из диспозиций ст. ст. 198 и 199 УК РФ признака "включение в налоговую декларацию или такие документы, заведомо ложных сведений", увеличить штрафные санкции, за нарушение налогового законодательства;

4.При проведении реформы налоговой системы РФ придерживаться принципов принятых в современных налоговых системах зарубежных стран;

5.Переработать и использовать законодательную базу при банкротстве муниципалитетов;

6.Оптимизировать количество налогов, передав несущие ими функции другим налогам (например, отмена транспортного налога, с увеличением ставки акцизов на топливо);

7.Увеличить информированность налогоплательщиков о налогах и действующем законодательстве;

8.Использовать расчет кадастровой стоимости объекта исходя из рыночной стоимости;

9.Объединение налоговой базы данных, с базами данных других структур, в единую базу.

Использование этих выводов на практике, позволит не только увеличить поступление денежных средств в бюджеты, и наладить более доверительные отношения между налогоплательщиком и налоговым органом, но и позволит улучшить внешнеэкономическую деятельность России.

 

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, (Части первая и вторая). -М.: «Юркнина», 2009. - 780 с.

2. Миляков И.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИПФРА-М, 2008. - 380 с.

3. Черник Д.В. Федеральные  налоги и сборы. М.: ЮНИТИ, 2012. 235 с.

4. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2002.

5. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ; ИНФРА – М, 2004.

6. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: учебник. – М., 2001.

7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и дон. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран и их сравнительный анализ