Направление совершенствования организации торгово-технологического процесса в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ действующей системы организации торгово-технологического процесса и разработать рекомендация по ее совершенствованию. состоит в том, чтобы выработать наиболее полные и качественные методы обеспечения населения товарами и торговыми услугами, а также разработать новые подходы к торгово-технологическому процессу магазина.
Задачами курсовой работы являются следующие:
- определить сущность и содержание торгово-технологического процесса в розничной торговой сети;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику магазина «Шубинский»;
- оценить организацию торгово-технологического процесса магазина;

Содержание

Введение
1. Сущность содержание и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине
2. Организационно-экономическая характеристика магазина
3. Оценка организации торгово-технологического процесса в магазине
4. Эффективность организации и технологии работы магазина
5. Направление совершенствования организации торгово-технологического процесса в магазине
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Поступившие в  магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Она обеспечивает контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и предотвращает проникновение в магазин недоброкачественных товаров. Все товары, поступающие в магазин «Шубинский», принимаются по количеству и качеству.

Приемка товаров  по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с  правилами, установленными в инструкциях  «О порядке приемки продукции  производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», Гражданским кодексом Российской Федерации. Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Товары, поступающие в магазин, принимают товароведы, работники, на которых возложена материальная ответственность. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Приемка товаров  по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Проводится в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. При их отсутствии приемка производится путем составления акта о фактическом наличии товара и делается отметка об отсутствии документа, а товар принимается на ответственное хранение.

Приемка товаров, поступивших в закрытой таре, не имеющей повреждений, обычно проводится в два этапа. На первом этапе товар  принимают предварительно на месте  получения их от поставщика или от транспортных органов. Окончательную приемку товаров по количеству проводят в магазине, проверяя количество единиц товара в каждом тарном месте и массу нетто.

Приемка товаров  по количеству включает в себя проверку состояния тары, упаковки, целостности пломб и соответствия массы тары маркировке. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.

Не допускается  определять массу нетто путем  вычитания массы тары из массы  брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных документах, без проверки их фактической массы.

Расхождения, обнаруженные при приемке товаров по количеству, отражают в соответствующем акте, который составляется в день окончания  приемки. Акт составляют по установленной  форме в четырех экземплярах. Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в приемке.

Не позднее, чем на следующий день после составления  акта он утверждается руководителем  или заместителем руководителя предприятия-получателя.

В случаях выявления  в результате приемки фактов злоупотреблений  или хищений товаров руководитель предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам МВД или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

Приемка товаров  по качеству в магазине производится одновременно с приемкой по количеству: при одногородней поставке – не позднее 10 дней после поступления товаров в магазин, при иногородней поставке – не позднее 20 дней.

В процессе приемки  работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также  соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

На складе создаются  такие условия для правильной и своевременной приемки товаров  по качеству, при которых обеспечивалась бы сохранность товаров и предотвращалась  их порча. Своевременно проверяют средства испытания и измерения, которыми определяется качество товаров, и следят за их исправностью.

Если при  приемке обнаружены недоброкачественные  или некомплектные товары, то приемку  приостанавливают и составляют односторонний  акт, который передают в правление  кооперативной организации для формирования комиссии и организации окончательной приемки товаров по качеству. Одновременно создаются необходимые условия для сохранения поступивших товаров.

После приемки  товары доставляют в помещения для  хранения. Хранение товаров в магазине является составной частью торгово-технологического процесса. Задача работников магазина заключается в доведении до покупателей всех товаров, поступивших в магазин, без снижения их качества с наименьшими потерями.

Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения обеспечивают материально-ответственные лица.

В магазине «Шубинский»  хранение товаров организовано в специальных складских помещениях, товары размещены с учетом физико-химических свойств, соблюдены правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования, сгруппированы по признаку однородного режима хранения. Вместе с тем товары, одинаковые между собой по режиму хранения, размещены по ассортиментному признаку, например: мука-крупа, сахар - кондитерские изделия. Это создает удобства при отборке товаров для продажи.

Товары, поступившие  от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы  от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить  совместно с товарами, выделяющими  влагу.

При хранении соблюдаются  оптимальные режимы хранения продовольственных  товаров (таблица )

За каждой группой  товаров на складе закреплено постоянное место хранения. Для правильного  хранения в магазине используются различные  способы укладки товаров. В магазине применяется штабельная укладка для таких товаров, как мука, сахар, крупа; стеллажная – для товаров, упакованных в картонные коробки, пачки.

 

 

 

 

Таблица 1 - Оптимальные  режимы хранения отдельных видов  продовольственных товаров

Наименование  товара

Температура воздуха, С

Относительная влажность, %

Бакалейные  товары, кондитерские изделия

Не выше 18

60-70

Мясо и мясопродукты охлажденные

0-2

85

Рыба копченая

0-2

75-80

Молоко

Не выше 8

80

Кисломолочные продукты

Не выше 8

80

Сыры

2-10

80-87

Фрукты и овощи свежие

0-3

80-90

Вина

8-16

85

Хлеб и хлебобулочные  изделия

20-25

Не более 75

Безалкагольные  напитки, пиво

Не выше 12

85


 

Для размещения гастрономических товаров используют холодильные  камеры или шкафы, при этом копчености и колбасные изделия хранят в  подвешенном состоянии.

Диетические яйца хранят при  температуре от 0 до 20 °С - 7 дней, столовые - при температуре не выше 20 °С - 25 суток, при температуре от 0 до -2 °С - не более 120 суток.

Мороженое хранят при температуре не выше – 12 °С.

Майонез хранят в затемненных помещениях при температуре от 3 до 18°С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хранения для каждого вида продуктов.

Охлажденная рыба хранится в таре, в которой она поступила  от поставщика. Температура ее хранения -2 °С. Срок хранения – 48 часов. Мороженая рыба хранится в ящиках, уложенных в штабеля с прокладкой реек между ними в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Хранение сыпучих продуктов  производится в сухом, чистом, хорошо проветриваемом помещении, не зараженном амбарными вредителями, при относительной влажности воздуха не более 75%. Не расфасованные продукты хранят в мешках штабелями на поддонах, на расстоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75%.

Поваренная пищевая соль хранится изолированно от других продуктов. Йодированная соль имеет гарантийный срок хранения 6 месяцев с момента выработки, по истечении которого она реализуется как обычная пищевая.

В холодильных  камерах и шкафах при температуре 6 °С хранят мясо и мясные продукты, уложенные на подтоварники или подвешенные  на крюках.

Температуру и  относительную влажность воздуха  в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и  при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).

Размещая товары на хранение, учитывается длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.

Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают  товары краткосрочного хранения, а  также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.

За каждой группой  товаров закрепляют постоянные места  хранения. Товары хранят в упакованном  или распакованном виде, используя  штабельный и стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

На стеллажах  размещают товары в распакованном  виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров их укладывают в  округленных количествах (десятками  и т.д.).

В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны.

Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха. На товары не попадают прямые солнечные лучи.

В помещениях для  хранения товаров строго соблюдают  санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары периодически просматривают, перекладывают, очищают от пыли. Регулярно проводится дератизация и дезинсекция.

Ответственность за правильное хранение товаров в  магазине несут материально-ответственные  лица.

Перед подачей  в торговый зал товары полностью подготавливают к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, фасовке, упаковке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

Значительная  часть продовольственных товаров  поступает в нерасфасованном  виде, и фасовка их осуществляется непосредственно в магазине. В  основном фасуют сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты.

В магазине товары фасуют при помощи электронных весов  «CAS» 6-М в специальном помещении  площадью 6 м2 . Зона для фасовки расположена в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащено соответствующими инвентарем и упаковочными материалами.

Перед доставкой  в торговый зал товары маркируют  и укладывают в корзины, ящики, тележки.

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда  в нем находится минимальное  количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.

Эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров  в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина осуществляется с учетом следующих основных требований: предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершении покупки в минимально короткий срок; создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

При размещении товаров в торговом зале соблюдаются  правила товарного соседства. За каждой товарной группой закрепляют постоянную зону размещения. Товары размещают  ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

Информация о работе Направление совершенствования организации торгово-технологического процесса в магазине