Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических положений и методических рекомендаций по выявлению системы факторов, обоснованию критериев и показателей, дальнейшему развитию методов оценки качества и конкурентоспособности продукции, применяемых в процессе управления на изучаемом предприятии и предложения мероприятий направленных на повышение качества и конкурентоспособности продукции предприятия ЗАО «Кубаньхлеб», которое является объектом исследования в данной работе.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы и значение качества и конкурентоспособности продукции
1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.2 Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия
1.3 Значение качества продукции в условиях конкурентной борьбы
1.4 Современные проблемы управления качеством
2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ЗАО «Кубаньхлеб»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Кубаньхлеб»
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ЗАО «Кубаньхлеб»
3 Направления повышения качества и конкурентоспособности продукции ЗАО «Кубаньхлеб»
3.1 Управление качеством продукции как важнейший фактор конкурентоспособности предприятия
3.2 Оценка экономической эффективности от создания кондитерского цеха при ЗАО «Кубаньхлеб»
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Поэтому решить задачу достижения и поддержания качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, пока достаточно сложно. Кроме того, большинство промышленных предприятий России на сегодняшний момент не могут обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто.
2 Анализ качества и
конкурентоспособности
2.1 Организационно-экономическая
характеристика предприятия
ЗАО «Кубаньхлеб»
ЗАО «Кубаньхлеб» было создано в 1997 году в порядке реорганизации приобретенного на конкурсе предприятия - должника. В кратчайшие сроки из убыточного предприятие перешло в разряд лидеров пищевой промышленности города Тихорецка.
Закрытое акционерное общество является коммерческой организацией, целью которого является извлечение прибыли. Единоличным исполнительным органом Общества является ООО «Агропромышленная компания «Кубаньхлеб», в лице генерального директора Лоцманова Н.К.
Основным видом деятельности ЗАО «Кубаньхлеб» является производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Сейчас предприятие выпускает более 120 видов кондитерских и хлебобулочных изделий: пшеничные, ржаные и ржанопшеничные сорта хлеба, пирожки с повидлом, маком, изюмом, творогом, свежие бисквитные рулеты, слоеные изделия в ассортименте, арахис в сахаре, сахарное и сдобное печенье.
Карта сбыта продукции ЗАО «Кубаньхлеб» очень обширна и включает в себя: Краснодарский край, Ростовскую, Волгоградскую, Астраханскую, Брянскую, Воронежскую, Тульскую, Рязанскую области, Ставрополье, Волгоград, Нальчик, Тамбов, Москву, Санкт - Петербург, Минск.
ЗАО "Кубаньхлеб" является постоянным участником ведущих продовольственных выставок и ярмарок. ЗАО «Кубаньхлеб» является лауреатом престижного национального конкурса «Российская Марка». Участвуя в краевой программе «Кубань Качество», с 2003 года предприятие получило право на использование кубанского знака «Качество». Система качества применительно к производству сахарного, сдобного печенья и арахиса в сахаре основана на принципах ХАССП и соответствует требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001.
В этом же году предприятие было удостоено высшей награды на выставке "Золотая осень", в Москве. ЗАО "Кубаньхлеб" является лауреатом национального конкурса "Российская Марка" 2003 г., на котором продукция награждена золотым знаком качества "Российская Марка". В 2004 - 2005 г.г. предприятие принимало участие и было удостоено медали на международной выставке " Зеленая неделя", проходившей в Берлине. В 2007 году ЗАО "Кубаньхлеб" получило золотую медаль за зефир "Гармония" на международной выставке " Продэкспо 2007 г."
Приобретённое новейшее технологическое оборудование ведущих мировых производителей («SOTTORIYA», «P.F.M.», «TECHNOMAK», «POLIN», «MIMAC», «ONTI»), установленное в производственных цехах ЗАО «Кубаньхлеб» позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию высокого качества; полуавтоматизировать и автоматизировать технологические процессы, использовать оборудование с программным управлением. Служба главного инженера укомплектована высококлассными специалистами - рационализаторами, которые по необходимости разрабатывают вспомогательные устройства, обеспечивая механизацию производственного процесса.
С созданием ЗАО «Кубаньхлеб» основными целями предприятия были: укрепление своих позиций на рынке хлебобулочных изделий, расширение ассортимента продукции и увеличение производства. Рассмотрим, с каким стремлением предприятие реализовывало планы своего развития.
В 1998 году ЗАО «Кубаньхлеб» производило хлеб и хлебобулочную продукцию. С 1999 года начался выпуск глазированного арахиса. В 2000 году осуществилось открытие кондитерской фабрики по производству сахарного печенья, а в следующем году открытие технологической линии по производству сдобного печенья. В 2006 году ЗАО «Кубаньхлеб» начало выпуск кексов, далее было организовано производство зефира и глазировки. В 2008 году открылась технологическая линия по производству мармелада.
Предприятие стремится постоянно расширять ассортимент выпускаемой продукции, пользующейся спросом. Ежемесячно маркетинговая служба предприятия составляет отчёты по анализу спроса на продукцию ЗАО «Кубаньхлеб», и в результате низкого спроса на некоторый вид, может отказаться от дальнейшего его производства. Планами 2012 года в разработке новых видов продукции является разработка технологии производства козинак, рахат-лукума.
ЗАО "Кубаньхлеб" свойственен массовый тип производства, который характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах на узкоспециализированных рабочих местах в течение продолжительного периода. Суточная норма по выпуску продукции на предприятии составляет: зефира – 1,5 тонны, глазированного арахиса –4 тонны, кексов – 5,5 тонн, печенья – 26 тонн.
Предприятие постепенно расширяет географию сбыта своей продукции, являющуюся одним из экономических планов своего развития. В 2012 году ЗАО «Кубаньхлеб» планирует заключить контракт по поставкам продукции в Афганистан.
Основные экономические показатели деятельности ЗАО "Кубаньхлеб" в динамике с 2008 по 2010 годы приведены в таблицах, представленных ниже.
Таблица 1 – Ресурсы ЗАО «Кубаньхлеб»
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. в % к 2009 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднегодовая численность персонала, чел. |
360 |
383 |
398 |
110,6 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общая площадь предприятия, кв. м |
40000 |
40000 |
400000 |
100 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб |
12682 |
74083 |
17487,5 |
137,9 |
Фондовооруженность труда персонала, тыс. руб./чел. |
35,2 |
193,4 |
43,9 |
124,7 |
Фондообеспеченность, тыс. руб./кв м. |
0,3 |
1,9 |
0,4 |
133,3 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
27687,5 |
22890 |
32758,5 |
118,3 |
Анализ данных таблицы 1 показал,
что за исследуемый период с 2009
г. по 2011 г. фондовооруженность труда увеличилась
на
Таблица 2 – Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов ЗАО «Кубаньхлеб»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 2009 г. | |
Абсолютное отклонение, (+,-) |
Темп роста, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
360 |
383 |
398 |
38 |
110,6 |
Фактически отработано, чел.-ч |
561600 |
597480 |
620880 |
59280 |
110,3 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выработка среднегодовая одним работником, чел.-ч |
1,56 |
1,56 |
1,56 |
0 |
100 |
Выручка от продажи товаров и услуг, тыс. руб. |
164896 |
164357 |
172589 |
7693 |
104,7 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
162606 |
155638 |
163171 |
565 |
100,3 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2290 |
8719 |
9418 |
7128 |
411,3 |
Производительность труда: |
- |
- |
- |
- |
- |
часовая, руб./чел.-ч |
293,4 |
275,3 |
282,7 |
-10,7 |
96,4 |
годовая, тыс. руб./чел. |
458 |
429 |
433,6 |
-24,4 |
94,7 |
Коэффициент рентабельности персонала |
6,36 |
22,77 |
23,66 |
17,3 |
372 |
Исследование таблицы 2 показало, что с 2009 г. по 2011 г. количество фактически отработанного времени увеличилось на 59280 чел.-ч (110,3 %), среднегодовая выработка одним человеком осталась неизменной, выручка от продажи товаров и услуг увеличилась на 7693 тыс. руб (104,7 %), полная себестоимость и прибыль от продаж увеличились на 565 тыс. руб (100,3 %) и на 7128 тыс. руб. (411,3 %) соответственно. Часовая и годовая производительности труда сократились на 96,4 % и на 94,7 % соответственно. Рентабельность персонала увеличилась на 372%.
Таблица 3 – Состав и структура основных средств ЗАО «Кубаньхлеб»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. в % к 2009 г. | |||
тыс. руб |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Здания |
4166 |
31,7 |
7353 |
43,2 |
7353 |
40,9 |
176,5 |
Машины и оборудование |
5530 |
42,0 |
5645 |
33,2 |
5645 |
31,4 |
102,1 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Производственный и хозяйственный инвентарь |
121 |
0,9 |
380 |
2,2 |
608 |
3,4 |
502,5 |
Земельные участки и объекты природопользования |
143 |
1,08 |
437 |
2,6 |
437 |
2,4 |
305,6 |
Транспортные средства |
3195 |
24,3 |
3196 |
18,8 |
3912 |
21,8 |
122,7 |
Итого |
13155 |
100 |
17011 |
100 |
17964 |
100 |
136,6 |
Исходя из данных таблицы 3, мы можем сказать, что основные средства в целом в ЗАО «Кубаньхлеб» возросли в 2011 году на 36,6% по сравнению с 2009 годом
Таблица 4 – Состояние основных средств ЗАО «Кубаньхлеб»
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 2009 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коэффициент обновления |
0,08 |
0,226 |
0,05 |
62,5 |
Срок обновления |
4,56 |
1,615 |
7,3 |
160,1 |
Коэффициент выбытия |
0,004 |
0 |
0 |
0 |
Коэффициент прироста |
1,08 |
1,29 |
1,06 |
98,15 |
Коэффициент износа |
0,405 |
0,402 |
0,468 |
115,6 |
Коэффициент годности |
0,59 |
0,59 |
0,53 |
89,8 |