Общее понятие и взгляды на дискриминацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В целом возникает довольно неблагоприятная ситуация: работники видят дискриминацию даже больше, чем она есть, но либо боятся, либо не знают, как с ней бороться. Работодатели или не видят ее, или считают оправданной. А органы, надзирающие за ситуацией, жалуются на плохую законодательную проработку или на отсутствие «сигналов» снизу, свидетельствующих о том, что где-то существует дискриминация. Кстати, когда такие сигналы поступают, то оказывается, что доказать факт дискриминации почти невозможно. В итоге, дискриминация становится все более распространенной и привычной.

Содержание

Введение
1
1. Общее понятие и взгляды на дискриминацию
3
1.2 Виды дискриминации
5
1.3 Методы борьбы с дискриминацией
6
2. Анализ причин дискриминации на рынке труда
9
2.1Экономические предпосылки возникновения дискриминации труда
10
2.2 Виды трудовой дискриминации в современной экономике
28
2.3 Последствия дискриминации труда
28
Заключение
30
Список литературы
31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 162.66 Кб (Скачать файл)

 Формирование системы  ценностей, в основе которых  лежит уважение к личности, признание  прав и свобод человека, верховенство  закона и соблюдение этических  норм, результатом чего должно  стать отношение к дискриминации  как к социально неприемлемому  для общества явлению.

 Определение приоритетных  направлений деятельности, способствующих  снижению дискриминации на различных  уровнях рынка труда.

 Мобилизация ресурсного  потенциала (финансового, трудового,  интеллектуального) для достижения  намеченных целей. Содержание  деятельности определяет ее основные  направления: – экономическое  (развитие конкурентного рынка  труда, рынка кадрового консалтинга,  повышение уровня человеческого  капитала и мобильности дискриминируемых  групп работников); – социальное (повышение уровня толерантности  в обществе, усиление социальной  ответственности бизнеса, возрастание  значимости некоммерческого сектора  экономики); – методическое (разработка  методического обеспечения идентификации  дискриминации, антидискриминационной экспертизы принимаемых решений и используемых технологий); – нормативное (антидискриминационная экспертиза действующего законодательства; конкретизация видов и профилей дискриминации, санкций за использование дискриминационных практик, оптимизация направлений использования льгот для отдельных групп работников); – информационное (информирование субъектов социально-трудовых отношений об их правах и обязанностях, способах защиты прав, существующих практиках дискриминации, обучение специализированных субъектов управления персоналом, формирование и развитие социального аудита организаций). Снижение дискриминации зависит от совместных усилий различных субъектов. Задачи формирования социально-ориентированной экономики и создания общих правовых регуляторов для субъектов рыночной экономики являются приоритетными для современного государства. При этом социальные и экономические потери общества от дискриминации оказываются значительно более высокими по сравнению с потерями работодателей. Именно поэтому ведущая роль должна принадлежать государству. Вместе с тем усилия государства в борьбе с дискриминацией являются ведущими, но недостаточными. Во-первых, роль государства в рыночной экономике относительно невелика, и при этом в ряде случаев имеет тенденцию к сокращению. Во-вторых, глобализация и сопутствующий ей перелив капитала за национальные границы способствуют ослаблению влияния государства на происходящие в пределах его территории процессы. В-третьих, в современном обществе все чаще отмечается влияние капитала на процессы принятия решений органами государственной власти. В этих условиях эффективность антидискриминационных действий напрямую зависит от способности власти и бизнеса установить партнерские отношения и вести конструктивный диалог. Поскольку многие причины дискриминации являются внешними по отношению к рынку труда, успешность деятельности напрямую зависит не только от субъектов рынка (работников, работодателей и государства), но и от правозащитных, национально-культурных, религиозных, молодежных и других организаций. Осуществляя свою деятельность вне сферы рынка труда, они способствуют трансформации формальных и неформальных норм, от которых, в свою очередь, зависит вероятность возникновения дискриминации. Особого внимания заслуживает поиск механизмов, представляющих собой определенную последовательность действий, способствующих изменению состояния системы и достижению ею желаемого состояния

 

2. Анализ  причин дискриминации на рынке труда

 

Проблемы рынка труда  требуют исследования, что наиболее рационально осуществлять на основе модели. В связи с этим существует модель современного российского рынка труда, которая характеризуется следующими чертами:

1. Избыточная занятость  на российских предприятиях. Это  объясняется тем, что значительная  часть предприятий продолжает  использовать устаревшие технологии, которые не позволяют в полной  мере автоматизировать и компьютеризировать  процесс производства, высвободив  тем самым излишнюю массу работников. Излишнее количество сотрудников  удорожает продукцию, делая ее  неконкурентоспособной, и препятствует  модернизации производства. Влияние  также оказывает относительно  низкий уровень оплаты труда.  Кроме того, власти снижают уровень  безработицы всеми доступными  средствами, зачастую создавая в  регионах заведомо ненужные и  существующие только за счет  бюджета рабочие места. 

Ярким примером является АвтоВАЗ, где соотношение числа сотрудников  к количеству произведенных автомобилей  едва ли не самое высокое среди  мировых производителей. В 2010 г. руководители завода намеревались сократить примерно 12 тыс. сотрудников, тогда как, по мнению экспертов из 110 тыс. необходимо сократить примерно 40%. Увольнения не произошли. Вот и во второй половине 2011 г. планировалось уволить по разным заявлениям: на 14 сентября – 5 тыс., позже – 27,6 тыс., 1 октября – 17,7 тыс. сотрудников, однако государство не позволяет предприятию это осуществить.

2. Меньшая мобильность  рабочей силы. В первую очередь  это связано с неразвитостью  современного рынка недвижимости, что ограничивает территориальную  мобильность населения. Также  это обусловлено тем, что новые  предприятия для сокращения своих  издержек открываются там, где  ниже оплата труда, что в  свою очередь не стимулирует  повышение мобильности. Да и  само государство поддерживает  население в их стремлении  работать на одном месте.

3. Одной из новых тенденций  современного российского рынка  труда является деление на  два не конкурирующих между  собой профессионально-квалификационных  сегмента. Один рынок труда охватывает  рабочие места для специалистов  с высшим образованием, высококвалифицированных  рабочих, административно-вспомогательный  персонал и рабочих средней  квалификации. Другой рынок труда  охватывает рабочие места, не  требующие специальной подготовки  и значительной квалификации, которые  занимают работники сферы обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие  категории служащих.

4. Низкая конкуренция  на рынке труда в целом. Является  следствием низкой мобильности  рабочей силы и делением рынка  труда не конкурирующие между  собой сегмента. В том числе  влияние оказывает и ухудшающееся  качество общего и профессионального  образования.

5. Усиление дискриминации.  Данное отношение существовало  и в советский период, однако  было менее выражено и присутствовало  в неявной форме.

6. Старение экономически-активного  населения за счет отрицательного  прироста населения и плохого  состояния здоровья населения.

 

2.1Экономические  предпосылки возникновения 

дискриминации труда

 

Дискриминация на рынке труда возникает под воздействием субъективных и объективных причин. К первым относятся те причины, которые зависят от субъекта, который дискриминирует. В данном случае важную роль играют его предпочтения и предрассудки, которые и подталкивают к дискриминации. В большинстве случаев можно утверждать, что эти предпочтения и предрассудки формируются под воздействием стереотипов, царящих в обществе.

К объективным причинам относятся  те, которые не зависят от дискриминирующего  субъекта. В условиях рыночной экономики  для выживания в конкурентной борьбе и получения максимальной прибыли предприятия стремятся  к снижению издержек до минимального уровня. Как известно, одним из параметров снижения издержек является уменьшение расходов на оплату труда.

Одной из объективных причин дискриминации труда является стремление нанять на такую же работу людей  с меньшей заработной платой, чем  обычным. Существуют группы работников, которым можно платить меньше относительно других. Снижение издержек производства приводит к более низким ценам на продукцию, большей отдачи для инвесторов, повышению конкурентоспособности  и жизнеспособности фирмы в целом. Использование более высокооплачиваемого  труда может поставить под  вопрос существование самой фирмы. Особенно это характерно для низко  квалифицированных рынков труда.

Проведение дискриминационных  действий формируется под влиянием условий, вытекающих из особенностей самого труда как фактора производства. К основным условиям относятся:

    • монополизм работодателя на рынке труда;
    • способность работодателей из всех работников выделить одну группу, готовую за тот же труд получать меньшую заработную плату или выполнять его в различных условиях;
    • низкая мобильность рабочей силы.

Другой объективной причиной существования дискриминации является неконкурентоспособность современного рынка труда России, которая складывается из следующих факторов.

1. Профессии (специальности)  работников в большинстве своем  относятся к распространенным  группам, доля же свободных,  дефицитных и редких профессий  крайне мала. Если профессия (специальность)  относится одновременно к нескольким группам, то ее конкурентоспособность повышается, а, следовательно, повышается и конкурентоспособность рынка труда в целом. Данная диспропорция возникла в результате отсутствия безработицы до переходного периода.

Численность экономически активного населения  в Амурской области в сентябре 2012 года составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 453,7 тыс. человек, из них 430,4 тыс. человек, или 94,9% заняты в экономике и 23,3 тыс. человек, или 5,1% не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной Организации  Труда классифицировались как безработные.

Самыми востребованными  в Дальневосточном регионе являются следующие специальности: слесарь, тракторист, официант. Но эти профессии  малопрестижны по причине низкой заработной платы и тяжелых условий  труда. В избытке были представлены бухгалтеры, психологи, экономисты, юристы, социальные работники, секретари, техники, операторы связи, парикмахеры, повара, кондитеры, швеи, портные, операторы электронно-вычислительных и вычислительных машин. В то же время наблюдалась острая потребность в специалистах рабочих профессий, особенно в строительной отрасли. Наибольшее количество вакансий приходилось на мастеров общестроительных и отделочных строительных работ: каменщиков, арматурщиков, бетонщиков, маляров, плотников, штукатуров, а также монтажников. Вообще, в связи с локальным восстановлением промышленности Амурской области, в скором времени здесь будет ощущаться нехватка рабочих специальностей.  Администрация региона планирует открытие новых профессиональных учебных заведений, которые обеспечат выпускников необходимыми знаниями и навыками.  Например, в Белогорске, в недалеком будущем, откроется подобное заведение, где будут учить обработке сои, мяса и молока. А, что касается юридического и экономического образования, то, надо заметить - набор на эти специальности планируется сократить на десять процентов, ибо людей с такими дипломами в Амурской области слишком много.

 

Перечень  наиболее востребованных в 2011 году профессий Амурской области, спрос по которым превышает предложение со стороны обратившихся граждан

 

п/п

Наименование  профессии 

Вакансии 

Обратившиеся 

1

Арматурщик 

42

5

2

Жестянщик

15

5

3

Бетонщик 

87

14

4

Дворник

158

57

5

Каменщик 

272

8

6

Мойщик посуды

42

18

7

Рамщик 

14

6

8

Сборщик

14

8

9

Облицовщик  – плиточник 

112

6

10

Плотник

181

103

11

Продавец  продовольственных и непро-довольственных товаров

257

163

12

Оператор  электронно-вычислительных и вычислительных машин 

32

15

13

Санитарка

76

43

14

Врач 

26

1

15

Технолог 

18

7

16

Швея 

87

22

17

Штукатур  – маляр 

209

107

18

Мастер 

66

41

19

Моторист 

30

2

20

Машинист  экскаватор

16

9

21

Мозаичник

30

0

22

Монтажник

14

6

23

Официант 

34

18

24

Пекарь 

25

6

25

Повар

87

45

26

Проводник пассажирского вагона

20

0

27

Сварщик арматурных сеток 

17

0

28

Слесарь –  сантехник 

133

94

29

Уборщик производственных и служеб-ных помещений

228

187

30

Переводчик 

19

2

31

Главный бухгалтер 

23

18

32

Электрик  участка 

33

18

33

Водитель  автомобиля

267

241

34

Воспитатель детского сада

73

20

35

Медицинская сестра

68

37

Информация о работе Общее понятие и взгляды на дискриминацию