Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:31, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является анализ исполнения местного бюджета как элемента финансовой системы общества, определения его роли в социально-экономическом развитии города Чернушка, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетного процесса и исполнение на местном уровне;
Провести анализ формирования исполнения бюджета муниципального образования;
Выявить проблемы организации исполнения бюджета на местном уровне и предложить пути по ее совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 6
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета, бюджетные права органов местного самоуправления 6
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 13
1.3 Исполнение бюджета на местном уровне 24
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2006-2008 ГОДЫ 30
2.1 Экономический характер Чернушинского муниципального района 30
2.2 Анализ доходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………… 34
2.3 Анализ расходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 49
3.1 Экономический анализ исполнения бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района 49
3.2 Пути совершенствования организации исполнения бюджета на местном уровне 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Собственные доходы формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов (регулирующих), местных (закрепленных) налогов и сборов и неналоговых платежей, собираемых на подведомственной территории. Безвозмездные перечисления формируются за счет дотаций, субвенций, средств, перечисляемых по взаимным расчетам из федерального бюджета. Основную часть собственных доходов занимают налоговые платежи, к числу которых относятся закрепленные и регулирующие налоги.
Регулирующими налогами, поступающими в бюджет являются: налог на доходы физических лиц, земельный налог с предприятий, единый налог на вмененный доход.
На территории района также действуют общеобязательные местные налоги. Это налог на имущество физических лиц, земельный налог с физических лиц, прочие лицензионные и регистрационные сборы. В доход бюджета города также поступают суммы неналоговых платежей. К ним относятся: арендная плата за землю, доходы от сдачи в аренду имущества, возмещение потерь сельскохозяйственного производства, доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, прочие административные штрафы и другие поступления за услуги, осуществляемые местными органами власти населению.
Регулируемые налоги зачисляются в бюджет города по нормативам от ставки налога, указанные в таблице 1.
Таблица 1 – Нормативы отчислений регулируемых налогов в бюджет
В %
Виды налогов |
Нормативы отчислений налогов в местный бюджет | ||
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
Налог на доходы физических лиц |
20 |
20 |
20 |
Земельный налог |
100 |
100 |
100 |
Единый налог на вмененный доход |
90 |
90 |
90 |
Единый сельскохозяйственный налог |
30 |
30 |
30 |
Госпошлина за совершение нотариальных действий |
100 |
100 |
100 |
Налог на имущество физических лиц |
100 |
100 |
100 |
Недостающая сумма на покрытие расходов, покрывается за счет дотаций, субвенций, субсидий из федерального бюджета. Анализ доходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района выполнен с учетом дотаций, субвенций, субсидий из федерального бюджета. Исходя из данных приложения А, В, Д сделаем сравнение фактического исполнения бюджета с плановыми показателями по видам доходов, которое дает представление об уровне их исполнения. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика исполнения доходов бюджета за 2006-2008 гг.
Статьи |
2006 год |
2007 год |
2008 год | ||||||||||
План |
Испол нено |
Процент испол нения |
План |
Испол нено |
Процент испол нения |
План |
Испол нено |
Процент испол нения | |||||
1. Налоговые доходы |
68807,8 |
70009,0 |
101,7 |
68914,4 |
71496,0 |
103,7 |
71410,6 |
78935,9 |
110,5 | ||||
Налог на прибыль |
11353,3 |
14582,1 |
128,4 |
11351,5 |
11493,1 |
101,2 |
11568,5 |
4511,7 |
39,0 | ||||
Налог на доходы физических лиц |
32339,7 |
30313,9 |
93,7 |
32816,1 |
31909,4 |
97,2 |
32349,0 |
45421,3 |
140,4 | ||||
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья производимого на территории РФ |
206,4 |
206,4 |
100,0 |
1100,8 |
1070,8 |
97,3 |
1142,6 |
1195,1 |
104,6 | ||||
Налоги на совокупный доход |
688,1 |
490,1 |
71,2 |
412,8 |
747,1 |
181,0 |
714,1 |
1421,9 |
199,1 | ||||
Налог на имущество |
19472,6 |
21072,7 |
108,2 |
19675,9 |
22557,9 |
114,6 |
23922,5 |
23856,1 |
99,7 | ||||
Налог на добычу полезных ископаемых |
619,3 |
618,0 |
99,8 |
137,6 |
135,0 |
98,1 |
142,8 |
334,0 |
233,9 | ||||
Земельный налог |
3646,8 |
2240,3 |
61,4 |
2958,3 |
2855,4 |
96,5 |
999,7 |
1541,6 |
154,2 | ||||
Прочие налоги и сборы |
481,7 |
485,5 |
100,8 |
461,5 |
727,3 |
157,6 |
571,3 |
654,1 |
114,5 | ||||
2. Неналоговые доходы |
4242,8 |
3779,5 |
89,1 |
3221,8 |
4051,6 |
125,8 |
4838,1 |
4381,2 |
90,6 | ||||
Доходы от использования имущества находящейся в муниципальной собственности |
3678,5 |
3264,2 |
88,7 |
2844,9 |
3302,1 |
116,1 |
3720,5 |
3248,0 |
87,3 | ||||
Штрафные санкции |
564,3 |
515,2 |
91,3 |
377,0 |
749,6 |
198,8 |
817,6 |
833,2 |
101,9 | ||||
Прочие неналоговые доходы |
300,0 |
300,0 |
100,0 | ||||||||||
3.Безвозмездные поступления |
111420,6 |
111420,6 |
100,0 |
117386,8 |
117386,8 |
100,0 |
117275,9 |
117214,9 |
99,9 | ||||
Дотации |
102952,7 |
102952,7 |
100,0 |
88010,7 |
88010,7 |
100,0 |
55940,6 |
55940,6 |
100,0 | ||||
Субвенции |
5571,0 |
5571,0 |
100,0 |
25380,9 |
25380,9 |
100,0 |
60983,5 |
60922,5 |
99,9 | ||||
Субсидии |
1175,0 |
1175,0 |
100,0 |
351,8 |
351,8 |
100,0 | |||||||
Прочие безвозмездные поступления |
2896,9 |
2896,9 |
100,0 |
2820,1 |
2820,1 |
100,0 |
|||||||
Всего |
184471,2 |
185209,1 |
100,4 |
189523,0 |
192934,4 |
101,8 |
193524,6 |
200532,0 |
103,6 |
Доходная часть бюджета за 2006 год выполнена на 100,4 процента к уточненному плану (план 184471,2 тыс. руб., исполнено 185209,1 тыс. руб.). Перевыполнены плановые показатели по таким налогам, как: налог на прибыль на сумму 3228,8 тыс. руб., налог на имущество на сумму 1600,1 тыс. руб., прочие налоги и сборы на сумму 3,8 тыс. руб. Не выполнены плановые показатели: по налогу на доходы физических лиц на сумму 2025,8 тыс. руб., по налогам на совокупный доход на сумму 198,0 тыс. руб., налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1,3 тыс. руб., земельному налогу на сумму 1406,5 тыс. руб., неналоговым доходам на сумму 463,3 тыс. руб.
Причиной невыполнения показателей является: по налогу на доходы физических лиц – недопоступление доходов полученные от сдачи в аренду или использования имущества; организации налог начисляют, удерживают с сотрудников, но не перечисляют в бюджет; доходы от реализации иного имущества, находящегося на территории РФ и принадлежащего физическому лицу.
На существенное невыполнение установленных бюджетных назначений по НДФЛ объективно влияют несколько причин:
-экономическая ситуация, вызванная последствиями мирового экономического кризиса и обусловившая сокращение рабочих мест, переход многих предприятий на неполный рабочий день или неполную трудовую неделю;
- вынужденный отказ от
- несовершенство федерального налогового законодательства.
По земельному налогу невыполнение произошло в связи с тем, что произошло увеличение кадастровой стоимости земельного участка.
Доходная часть бюджета за 2007 год выполнена на 101,8 процента к уточненному плану (план 189523,0 тыс. руб., исполнено 192934,4 тыс. руб.). Перевыполнение плана произошло по налогу на прибыль на сумму 141,6 тыс. руб., по налогу на совокупный доход на 334,3 тыс. руб., налогу на имущество – 2882,0 тыс. руб., по прочим налогам и сборам на сумму 265,8 тыс. руб.; по неналоговым доходам на сумму 829,8 тыс. руб. Не выполнены плановые показатели по налогу на доходы физических лиц в размере 906,7 тыс. руб., по акцизам на 30,0 тыс. руб., по плате за недра 2,6 тыс. руб., по земельному налогу на сумму 102,9 тыс. руб.
Доходная часть бюджета за 2008 год выполнена на 103,6 процента к уточненному плану (план 193524,6 тыс. руб., исполнено 200532,0 тыс. руб.). Перевыполнение плана произошло: по налогу на доходы физических лиц на 13072,3 тыс. руб., по акцизам – 52,5 тыс. руб., по налогу на совокупный доход – на 707,8 тыс. руб., плате за недра – на 191,2 тыс. руб., земельному налогу – на 541,9 тыс. руб., по прочим налогам и сборам на 82,8 тыс. руб. Не выполнен план: по налогу на прибыль в размере 7056,8 тыс. руб., по налогу на имущество – 66,4 тыс. руб.; по неналоговым платежам – 456,9 тыс. руб. Невыполнение показателей по налогу на прибыль связано с тем, что часть платежей находится в недоимке, а данный налог является одним из важнейших источников дохода.
Исполнение доходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 года в процентном отношении показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Исполнение доходной части бюджета за 2006-2008 года
Суммарное сравнение исполнения бюджета по видам налогов не дает представления о динамике доходов, интерес представляет структура доходов и динамика их отдельных видов, которая приведена в таблице 3.
Таблица 3 – Структура доходной части бюджета В %
Статьи |
Удельный вес в процентах | ||
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
1. Налоговые доходы |
37,8 |
37,1 |
39,4 |
Налог на прибыль |
7,9 |
6,0 |
2,2 |
Налог на доходы физических лиц |
16,4 |
16,5 |
22,7 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимого на территории РФ |
0,1 |
0,6 |
0,6 |
Налоги на совокупный доход |
0,3 |
0,4 |
0,7 |
Налог на имущество |
11,4 |
11,7 |
11,9 |
Плата за недра |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
Земельный налог |
1,2 |
1,5 |
0,8 |
Прочие налоги и сборы |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
2. Неналоговые доходы |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
Доходы от государственной собственности |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
Штрафные санкции |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
3. Безвозмездные перечисления |
60,2 |
60,8 |
58,5 |
Дотация |
55,6 |
45,6 |
27,9 |
Субвенция |
3,0 |
13,2 |
30,4 |
Субсидии |
0,0 |
0,6 |
0,2 |
Прочие безвозмездные поступления |
1,6 |
1,5 |
0,0 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Из данной таблицы мы видим, что наибольший удельный вес в налоговых доходах бюджета принадлежит налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество, налогу на прибыль. Налог на доходы физических лиц выступает как один из основных и регулярных источников доходной части бюджета. В 2006 году он составил 16,4 процентов, в 2007 году 16,5 процента, в 2008 году 22,7 процента.
Важным источником пополнения бюджета является налог на имущество. Его удельный вес увеличился с 11,4 процента в 2006 году и 11,7 в 2007 году до 11,9 в 2008 году. Объектом налогообложения является имущество предприятий в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятий, его поступления в меньшей степени зависят от результатов хозяйственной деятельности.
Снижение уровня рентабельности на многих предприятиях, усилившие общие неплатежи в хозяйстве страны привели к снижению налога на прибыль с 7,9 процента в 2006 году и 6,0 процента в 2007 году до 2,2 процентов в 2008 году.
Удельный вес акцизов в общих доходах бюджета имел тенденцию к увеличению с 0,1 процента в 2006 году до 0,6 в 2007 году и в 2008 году (в результате увеличения ставок).
В результате увеличения числа предпринимателей увеличился удельный вес налога на совокупный доход в бюджет района с 0,3 процента в 2006 году и 0,4 процента в 2007 году до 0,7 процента в 2008 году.
Налоговые доходы в доходной части бюджета города в 2006 году составили 37,8 процента, в 2007 году – 37,1 процента, в 2008 году – 39,4 процента. Неналоговые доходы в 2006 году составили 2,0 процента, в 2007 году – 2,1 процента, в 2008 году – 2,2 процента.
Безвозмездные перечисления в 2006 году составили 60,2 процента, в 2007 году – 60,8 процента, в 2008 году – 58,5 процента.
Изменение структуры доходной части бюджета показано на рисунке 3.
Рисунок 3 – Изменение структуры доходной части исполнения бюджета
Анализ доходной части бюджета показывает, что город за последние годы выполняет плановые показатели по собственным доходам. Следовательно, эффективное развитие города зависит от того, как реализуются его коренные экономические интересы, и, прежде всего, через финансово-бюджетную систему и в осуществлении контроля со стороны Государственной налоговой инспекции, а также со стороны других контролирующих органов, за соблюдением действующего законодательства по налогам и сборам, за правильностью исчисления, зачисления и своевременностью уплаты налогов в городской бюджет.