Организация исполнения бюджета на примере Управления образования Чернушинского муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ исполнения местного бюджета как элемента финансовой системы общества, определения его роли в социально-экономическом развитии города Чернушка, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетного процесса и исполнение на местном уровне;
Провести анализ формирования исполнения бюджета муниципального образования;
Выявить проблемы организации исполнения бюджета на местном уровне и предложить пути по ее совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 6
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета, бюджетные права органов местного самоуправления 6
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 13
1.3 Исполнение бюджета на местном уровне 24
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2006-2008 ГОДЫ 30
2.1 Экономический характер Чернушинского муниципального района 30
2.2 Анализ доходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………… 34
2.3 Анализ расходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 49
3.1 Экономический анализ исполнения бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района 49
3.2 Пути совершенствования организации исполнения бюджета на местном уровне 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)
  • повышение эффективности использования муниципального имущества;
  • совершенствование бюджетного процесса на уровне местного самоуправления;
  • расширенное использование рыночных методов в управлении финансовыми ресурсами муниципального образования, подключение к социальным программам ресурсов некоммерческих организаций и бизнеса на законной, гласной и прозрачной основах;
  • повышение роли неналоговых доходов в местном бюджете.

Можно обозначить следующие направления работы по совершенствованию финансового состояния.

  1. Систематизация проблемы финансовой устойчивости муниципальных образований, мер и ресурсов, необходимых для ее решения.

Это достигается осуществлением следующих мероприятий:

  • построение системы коэффициентов объективных территориальных различий между муниципальными образованиями;
  • построение интегральных шкал для упорядочивания городов и районов по степени их нуждаемости в финансовой и ресурсной поддержке их средств областного бюджета и внебюджетных фондов;
  • внесение в установленном порядке разработки комплексных прогнозов социально-экономического развития районов, городов, связанных с необходимостью сравнения муниципальных образований по показателям их финансовой и бюджетной обеспеченности;
  • выделение территориального разреза целевых федеральных и целевых программ;
  • инициирование и участие в разработке местных целевых программ и отдельных проектов, создание комплексных методик оценки их приоритетности и форм поддержки;
  • комплексная оценка результативности предложенных мер.
  1. Рационализация межуровневых бюджетно-финансовых потоков и их регулирование.

Это опирается на следующие принципы:

  • бездефицитность местных бюджетов, достигается приведением в соответствие реальной доходной базы местных бюджетов и бюджетных назначений;
  • единые правила и нормативы образования собственных доходов и расходов местных бюджетов, включая отчисления от регулирующих региональных и федеральных налогов; единые правила и нормативы обеспечения прозрачности бюджетного процесса – сопоставимость и нормирующую роль показателей бюджетной обеспеченности, возможность объективной оценки усилий местной администрации по пополнению бюджетных доходов, отправную базу для определения региональных трансфертов местным бюджетам;
  • изменение схемы финансовой поддержки муниципальных образований из средств регионального бюджета и региональных внебюджетных фондов, что должно способствовать укреплению их финансового и экономического потенциала, снижению различий в уровнях социально-экономического развития городов и районов, активировать местную инициативу по решению этой задачи.
  1. Совершенствование форм и методов финансовой поддержки.

Они касаются пополнения ресурсов развития и затрат на текущее функционирование и группируются по следующим направлениям:

  • поддержка локальных инвестиционных проектов и программ;
  • прямое финансирование расходов общего плана;
  • поддержка местных бюджетов.

Только при условии одновременного реформирования федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении и совершенствования практики управления муниципальным образованием на местах возможно улучшение финансового состояния муниципальных образований в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс становления и развития института местного самоуправления в Российской Федерации проходил сложно и, на наш взгляд, еще не завершен. Законодательная база, регулирующая правовые, экономические и финансовые основы функционирования местного самоуправления несовершенна. Это является первопричиной проблем, возникающих у муниципальных образований.

Роль и значение  бюджетов муниципальных образований заключается прежде всего в том, что они образуют решающую часть материальной основы муниципальных органов власти, без которой невозможно было бы их активное влияние на формирование новых общественных отношений. В процессе мобилизации доходов  в государственный бюджет местные органы посредством бюджетов муниципальных образований осуществляют действенный контроль за сферой производства и использованием создаваемых материальных и финансовых ресурсов, что способствует увеличению национального богатства, росту национального дохода страны.

Целью настоящей работы является выработка предложений (разработка мероприятий) направленных на преодоление существующих проблем в области исполнения местного бюджета, на основе проведенного анализа исполнения местного бюджета за 2006-2008 гг. как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района.

Проанализировав доходную часть бюджета, мы пришли к выводу, что, как и подавляющее большинство местных бюджетов, бюджет Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района больше чем на половину содержится за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов – 2006 год 60,2%, 2007 год 60,8%, 2008 год 58,5%. Налоговые доходы в доходной части бюджета города в 2006 году составили 37,8 процента, в 2007 году – 37,1 процента, в 2008 году – 39,4 процента.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах бюджета принадлежит налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество, налогу на прибыль. Налог на доходы физических лиц выступает как один из основных и регулярных источников доходной части бюджета. В 2006 году он составил 16,4 процентов, в 2007 году 16,5 процента, в 2008 году 22,7 процента.

Важным источником пополнения бюджета является налог на имущество. Его удельный вес увеличился с 11,4 процента в 2006 году и 11,7 в 2007 году до 11,9 в 2008 году.

Снижение уровня рентабельности на многих предприятиях, привели к снижению налога на прибыль с 7,9 процента в 2006 году и 6,0 процента в 2007 году до 2,2 процентов в 2008 году.

Неналоговые доходы в 2006 году составили 2,0 процента, в 2007 году – 2,1 процента, в 2008 году – 2,2 процента.

Доходная часть бюджета за 2006 год выполнена на 100,4 процента, за 2007 год выполнена на 101,8 процента, за 2008 год выполнена на 103,6 процента.

Проанализировав расходную часть бюджета мы пришли к выводу, что наибольший удельный вес составляют расходы на образование в 2006 году 37,2% в 2007 году 36,9%, в 2008 году 41,2%. На втором месте стоят затраты на здравоохранение в 2006 году 20,8% в 2007 году 19,2%, в 2008 году 20,8%. Третьей крупной расходной статьей является жилищно-коммунальное хозяйство в 2006 году 24,6% в 2007 году 20,6%, в 2008 году 18,7%.

Причины, повлекшие изменения расходной части бюджета заключаются в следующем:

- основными причинами неосвоения явились невыполнение объемов работ подрядными организациями, невыполнение муниципальным образованием условий для получения плановых объемов финансирования из областного бюджета (отсутствие документов).

- осуществление в учреждениях, выплат без оформления приказов и установления сроков выплат;

- отсутствие расчетов, либо неправильное его осуществление образовательных учреждениях;

- возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по электроснабжению, по фактическим расходам, а  не в пределах нормативов;

- определение размера денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива по фактическим затратам без учета норм отпуска твердого топлива на одно домовладение и стоимости твердого топлива;

- расчет денежной компенсации педагогическим работникам системы образования, работникам здравоохранения и работникам культуры сельских поселений с учетом непредусмотренных расходов.

Исполнение расходов городского бюджета в 2006 году составило 99,5 процента, в 2007 году – 99,0 процентов, в 2008 году – 99,3 процента.

Анализ расходной части бюджета показывает, что бюджет приобретает все больше социальную направленность. В экономической структуре растет доля расходов на заработную плату и снижается на капитальные вложения.

 Анализ исполнения  бюджета показал, что спецификой  практики местного самоуправления  в Российской Федерации является  высокая степень зависимости  финансового состояния муниципальных  образований от факторов внешней среды и, в первую очередь, от организации межбюджетных взаимоотношений. В связи с этим необходимо дальнейшее реформирование как системы межбюджетных взаимоотношений, так и в целом законодательства, определяющего основы организации местного самоуправления.

Цели реформирования:

  • укрепление финансовой базы местного самоуправления;
  • снижение межуровневых финансовых потоков;
  • стимулирование укрепления налогового потенциала территории;
  • стимулирование проведения экономических и социальных реформ на муниципальном уровне.

Для достижения этих целей на федеральном уровне необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • выработка более четких критериев выделения муниципальных образований с учетом фактической и потенциальной финансовой базы местного самоуправления;
  • совершенствование механизмов налогообложения;
  • передача части налоговых доходов на уровень местного самоуправления;
  • установление стабильных нормативов отчислений от федеральных регулирующих доходов;
  • обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления в управлении расходами местных бюджетов;
  • полное финансовое обеспечение установленных законодательством бюджетных обязательств.

На уровне субъекта РФ необходимо:

  • применение единого подхода к распределению финансовой помощи муниципальных образованиям и повышение прозрачности методики расчета трансфертов;
  • создание механизмов софинансирования со стороны бюджета субъекта РФ (прежде всего инвестиционных проектов и программ).

На уровне местного самоуправления основой совершенствования финансового состояния муниципального образования должно стать использование стратегического планирования социально-экономического развития. При этом необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • повышение эффективности использования муниципального имущества;
  • совершенствование бюджетного процесса на уровне местного самоуправления;
  • повышение роли неналоговых доходов в местном бюджете.

Только при условии одновременного реформирования федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении и совершенствования практики управления муниципальным образованием на местах возможно улучшение финансового состояния муниципальных образований в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. - 62 с.
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. - №31.
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). Екатеринбург: ООО ИЦ «Терминал Плюс», 2009. – 296 с.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия: методические указания по курсовому и дипломному проектированию/ Л.П. Гроссман, Э.Б. Бочкарёва. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2005. – 46с.
  5. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ (Комплексный анализ хозяйственной деятельности): Учеб. пособие /Под ред. Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 222с.
  6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд.,перераб. и доп. – К.:Эльга, Ника-Центр, 2005.-656 с.
  7. Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент.- СПб: Питер, 2006.-464 с.
  8. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ.- СПб:Питер, 2005.
  9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт – Издат, 2004. – 838 с.
  10. Бюджетная система России: учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Б.Г. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.
  11. Гаджикурбанов Д.М. Доходы бюджета: виды и методы их исчисления: Учеб. пособие. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. – 196 с.
  12. Гроувс М.С. Валенте Г.М. Оценка финансового состояния: Пособие для местного самоуправления / Пер. с англ. Н.В. Головниной, Д.А. Слесарева, Ю.В. Кириной. Под общ. ред. П.А. Ореховского. – Обнинск: изд-во Института муниципального управления, 2002. – 280 с.
  13. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 568 с.
  14. Гурин И. Пермский край – г. Чернушка // Пермское книжное издательство 2000  – 30 с.
  15. Еремеева Л., Казюкова Н. Муниципальные финансы в 2004-2006 годах // Муниципальная власть. – 2004.-№5.-С.32-41.
  16. Иванов А.И. Реформирование органов местного самоуправления и построение межбюджетных отношений // Финансы. – 2002. - №12. – С. 16-19.
  17. Игонина Л.Л. Принципы организации муниципальных финансов // Финансы. – 2003. - №8. – С. 15-19.
  18. Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансы. 2000. №12.
  19. Иванова Н.Г. Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. СПб., 2001.
  20. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А., Петухова Р.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. СПб., 2001.
  21. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 496с.
  22. Котлер Э. Комплексная оценка финансово-экономического состояния предприятий // Рынок ценных бумаг.-2004.-№16.- 20с.
  23. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – 208 с.
  24. Любушин Н.П., Лещева В.Б, Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия.: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 471с.
  25. Мокрый С.В. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления // Финансы 2001. №16.
  26. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2000.
  27. Романенков А.И. Федеральное казначейство и бюджетная реформа. Псков, 2000.
  28. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб / Г.В. Савицкая. – 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2006. – 640с.
  29. Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент: 100 экзаменационных ответов. Экспресс–справочник для студентов вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272с.
  30. Синягин А. Специфика и возможности финансового анализа компаний в российских условиях // Рынок ценных бумаг 2004 - №16. – 15с.
  31. Сомоев Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации. СПб., 1999.
  32. Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. М., 2000.
  33. Тедеев А.А. Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 288 с.
  34. Управление муниципальной собственностью: Учебное пособие /Под ред. В.В. Григорьева, И.А. Остриной, А.В. Руднева. М.: Дело, 2001. 704 с.
  35. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово - хозяйственной деятельности: Учебник. – изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 352с.
  36. Шурыгина М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Аудит и налогообложение 2006 - №2. – 14с.
  37. Щербакова О. Диагностика предприятия // Рынок ценных бумаг 2006 - №9. – 17с.

Информация о работе Организация исполнения бюджета на примере Управления образования Чернушинского муниципального образования