Организация исполнения бюджета на примере Управления образования Чернушинского муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ исполнения местного бюджета как элемента финансовой системы общества, определения его роли в социально-экономическом развитии города Чернушка, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетного процесса и исполнение на местном уровне;
Провести анализ формирования исполнения бюджета муниципального образования;
Выявить проблемы организации исполнения бюджета на местном уровне и предложить пути по ее совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 6
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета, бюджетные права органов местного самоуправления 6
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 13
1.3 Исполнение бюджета на местном уровне 24
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2006-2008 ГОДЫ 30
2.1 Экономический характер Чернушинского муниципального района 30
2.2 Анализ доходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………… 34
2.3 Анализ расходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 49
3.1 Экономический анализ исполнения бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района 49
3.2 Пути совершенствования организации исполнения бюджета на местном уровне 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

 

В таблице 9 приведены статьи расходов бюджета города за 2006-2008 года.

Статьи рассмотрены в относительных показателях исполнения значений к натуральному исполнению.

Большую долю в расходной части бюджета занимает статья “Социально-культурные мероприятия” – в нее включаются статьи «Образование», «Здравоохранение и спорт», «Управление» и «Социальная политика». В 2006 году данная статья составила 65,9 процента, в 2007 году – 64,4 процента, в 2008 году – 71,4 процента.

 Статья “Жилищно-коммунальное хозяйство” в 2006 году составила 24,6 процента, в 2007 году – 20,6 процента, в 2008 году –18,7 процента.

Статья “ Управление”  занимала в 2006 году – 6,7 процента, в 2007 году – 8,1 процента, в 2008 году – 8,6 процента.

Статья “Прочие расходы составила в 2006 году –2,7 процента, в 2007 году – 6,9 процента, в 2008 году – 1,3 процента.

 Наглядно изменения структуры  расходной части бюджета города  представлены на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Изменения структуры расходной части исполнения бюджета за 2006-2008 годы

 

Анализ расходной части бюджета показывает, что бюджет приобретает все больше социальную направленность. В экономической структуре растет доля расходов на заработную плату и снижается на капитальные вложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ  БЮДЖЕТОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

 

3.1 Экономический анализ исполнения бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района

 

На основе проведенного анализа расходной части местного бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района  за 2006-2008 годы в разделе 2.3, можно констатировать тот факт, что средства, направляемые на финансирование учреждений социально-культурной сферы в 2008 году, составили 71,4%, что по сравнению с 2006 годом увеличилось на 5,5%.

 Средства на содержание  органов местного самоуправления в 2008 году составили 8,6% и также увеличились по сравнению с 2006 годом на 1,9%. Это произошло в основном за счет увеличения фондов оплаты труда. Приоритетная задача органов местного самоуправления – своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы было предусмотрено законодательными нормативными актами за счет федеральных бюджетов.

В связи с недостаточностью доходов, в расчетах бюджета были учтены не в полном объеме расходы, которые по действующему законодательству включены в бюджет текущих расходов. В частности не приняты к обязательному исполнению расходы, связанные с проведением капитальных и текущих ремонтов объектов социально-культурной сферы, с приобретением оборудования и инвентаря.

 Увеличились также расходы по оплате коммунальных услуг. На увеличение этих расходов повлияли увеличения тарифов на электроэнергию и, соответственно, следующие за этим повышения на тепловую энергию, воду и канализацию.

Заметно снизились в 2008 году по сравнению с 2006 годом расходы на медикаменты, питание, на приобретение оборудования, хозяйственные, канцелярские, приобретение мягкого инвентаря и текущий ремонт, а также прочие расходы. Эти структурные изменения возникли в результате того, что образовалось недостаточное финансирование, в связи с тем, что планирование бюджета по данным  расходам происходило по потребности в предыдущем году.

С 1999 года бюджетным учреждениям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность, и большая часть этих расходов осуществлялась за счет доходов от предпринимательской деятельности. Не смотря на имеющееся положение результаты влияния бюджета города в социально-экономическом развитии нужно отметить и определить проблемы, с которыми город столкнулся в последние годы. Проблемы местного бюджета в социально-экономическом развитии города Чернушка и пути их решения рассмотрим в таблице 10.

Таблица 10 – Проблемы местного бюджета в социально-экономическом развитии города Чернушка и пути их решения

 

Проблемы местного бюджета

Пути решения

Низкая обеспеченность местного бюджета собственными доходами

- увеличить норматив отчисления  регулирующих налогов в пользу  местных бюджетов;

- разрешить филиалам уплату налогов в местный бюджет по месту их фактической деятельности;

-создание условий для преемственности как представительной, так и исполнительной власти.

В системе межбюджетных отношений не разграничены четко расходные полномочия и ответственность между разными уровнями органов власти

- закрепить гарантии передачи  органам местного самоуправления  необходимых финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий.

Несбалансированность местного бюджета

- в рамках реализации налоговой  и бюджетной политики организовать  работу по повышению эффективности  разъяснительной и информационной  деятельности с налогоплательщиками по полному и своевременному перечислению налогов в бюджет;

- провести работу по комплексной  оценке налогового и финансового  потенциала муниципального образования;

- провести инвентаризацию и  оценку эффективности расходов и обязательств бюджета;

- выработать направления оптимизации  бюджетных расходов;

- усилить контроль за рациональным  и целевым использованием бюджетных средств;

- широкое публичное обсуждение общественностью проектов местных бюджетов, отчетов об их исполнении,

планов и программ развития муниципальных образований.

-   одним из важнейших направлений совершенствования муниципального бюджетного процесса является совершенствование межбюджетных отношений.


 

 

3.2 Пути совершенствования  организации исполнения бюджета  на местном уровне

 

Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур, что требует дальнейшего развития и законодательного закрепления методологии бюджетного выравнивания.

Установленные федеральным законодательством крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов местного самоуправления приводят к тому, что органы местного самоуправления перекладывают политическую и финансовую ответственность за сбалансированность местных бюджетов и состояние социальной сферы на органы государственной власти.

Эти проблемы усугубляются неустойчивостью макроэкономических условий, слабостью демократических институтов, неразвитостью рынков капиталов и низкой мобильностью факторов производства, завышенными социальными ожиданиями и требованиями к государству, резкими различиями в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления муниципальными финансами, результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и населению, инвесторам и кредиторам.

Все населенные пункты с числом жителей свыше 1 тыс., а на территориях с высокой плотностью населения свыше 3 тыс. чел., становятся муниципальными образованиями. В результате их число возрастет с 11,6 тыс., существующих в настоящее время, до 27,6 тыс. Во всех субъектах Федерации, за исключением малонаселенных территорий, будут сформированы поселения, муниципальные районы и городские округа. За ними в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» будут закреплены расходные и доходные полномочия.

Законом «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» должны быть решены следующие задачи в части финансового обеспечения деятельности местного самоуправления в России:

  • обеспечено соответствие числа уровней бюджетной системы в местном самоуправлении его территориальной организации. Для этого все поселения, муниципальные районы и городские округа должны сформировать свои бюджеты;
  • созданы законодательные условия для финансового обеспечения деятельности муниципальных образований всех типов: определен единый порядок и система формирования бюджетов на уровне муниципальных районов, поселений и городских округов, для каждого типа муниципальных образований в соответствии с расходными полномочиями, установленными ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», федеральным законом установлены налоговые источники, формирующие собственную налоговую базу муниципальных образований.

За каждым типом муниципальных образований будут закреплены в качестве собственных налоговых источников, кроме местных налогов, доля федерального налога на доходы физических лиц и доли налогов системы специальных налоговых режимов, что позволит муниципальным образованиям достаточно успешно прогнозировать свои доходы на долговременный период. Перечень налоговых источников муниципальных образований разных типов приведен в таблице 11.

Таблица 11 – Собственные налоговые источники муниципальных образований разных типов

Городские и сельские поселения

Муниципальные районы

Городские округа

Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ)- 10%

Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ)- 20%

Налог на доходы физических лиц (закрепленный БК РФ)- 30%

Единый сельскохозяйственный налог - 30%

Единый сельскохозяйственный налог - 30%

Единый сельскохозяйственный налог - 60%

 

Единый налог на вмененный доход - 90%

Единый налог на вмененный доход - 90%

Земельный налог – 100%

Земельный налог, взимаемый на межселенных территориях – 100%

Земельный налог – 100%

Налог на имущество физических лиц- 100%

Налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, - 100%

Налог на имущество физических лиц- 100%

 

Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – 100%

Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – 100%


 

Выравнивание будет осуществляться через три обязательных фонда – региональный фонд финансовой поддержки поселений, региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов, фонд компенсации. Кроме того, могут быть созданы районные фонды финансовой поддержки поселений, региональные фонды муниципального развития.

Расходные обязательства муниципальных образований определены федеральным законом. Муниципальным образованиям предоставляется право самим устанавливать нормативы, в соответствии с которыми осуществляются расходные обязательства по решению вопросов местного значения, и определять направления расходования собственных средств (исходя из перечня полномочий, установленных ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Анализ исполнения бюджета показал, что спецификой практической реализации основ местного самоуправления в Российской Федерации является высокая степень зависимости финансового состояния муниципальных образований от факторов внешней среды и, в первую очередь, от организации межбюджетных взаимоотношений. В связи с этим необходимо дальнейшее реформирование как системы межбюджетных взаимоотношений, так и в целом законодательства, определяющего основы организации местного самоуправления.

Целями реформирования будут:

  • укрепление финансовой базы местного самоуправления;
  • снижение межуровневых финансовых потоков;
  • стимулирование укрепления налогового потенциала территории;
  • стимулирование проведения экономических и социальных реформ на муниципальном уровне.

Для достижения этих целей на федеральном уровне необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • выработка более четких критериев выделения муниципальных образований с учетом фактической и потенциальной финансовой базы местного самоуправления;
  • законодательное ограничение централизации финансовых ресурсов на федеральном уровне;
  • совершенствование механизмов налогообложения;
  • передача части налоговых доходов на уровень местного самоуправления;
  • установление стабильных нормативов отчислений от федеральных регулирующих доходов;
  • сокращение сферы совместных полномочий на основе законодательного распределения расходов между уровнями бюджетной системы;
  • обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления в управлении расходами местных бюджетов;
  • полное финансовое обеспечение установленных законодательством бюджетных обязательств.

На уровне субъекта РФ необходимо:

  • применение единого подхода к распределению финансовой помощи муниципальных образованиям и повышение прозрачности методики расчета трансфертов;
  • создание механизмов софинансирования со стороны бюджета субъекта РФ (прежде всего инвестиционных проектов и программ).

На уровне местного самоуправления основой совершенствования финансового состояния муниципального образования должно стать использование стратегического планирования социально-экономического развития. Необходимо:

Информация о работе Организация исполнения бюджета на примере Управления образования Чернушинского муниципального образования