Организация коммерческой деятельности на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение особенностей организации коммерческой деятельности на производственном предприятии и разработка путей совершенствования данного вида деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить основную сущность и функции коммерческой деятельности в рамках производственного предприятия;
– изучить содержание коммерческой деятельности производственного предприятия по сбыту;

Вложенные файлы: 1 файл

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.docx

— 212.54 Кб (Скачать файл)

– оптовая торговля молочной продукцией;

– розничная торговля молочной продукцией;

– транспортная обработка грузов.

Основными товарными группами предприятия являются молоко, сметана,  кисломолочная  продукция и творожные  изделия.

Политика в области  реализации и производства продукции  строиться в основном под заказ. Поэтому динамика производства и  реализации продукции резко не отличаются друг от друга.

Организационно – управленческая структура ОАО «Апатитский молочный комбинат» представлена в приложении А данного курсового проекта24.

Представленная структура относиться к линейно-функциональному типу. Так, например, бухгалтерия, отдел кадров, отдел снабжения относятся к функциональным звеньям организационной структуры. Основной и вспомогательные цеха являются линейными подразделениями.

Высшим органом управления ОАО «АМК» является Общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров.

На Годовом Общем собрании акционеров должны решаться вопросы  об избрании Совета директоров ОАО  «АМК», Ревизионной комиссии, утверждения  аудитора и др.

Совет директоров ОАО «АМК»  осуществляет общее руководство  деятельностью Общества.

Члены Совета директоров избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового собрания акционеров.

Председатель Совета директоров ОАО «АМК» избирается членами  Совета директоров из их числа большинством голосов от общего числа избранных членов Совета директоров Общества.

Руководство текущей деятельностью  ОАО «АМК» осуществляется единоличным  исполнительным органом - Генеральным  директором.

Генеральный директор избирается Общим Собранием акционеров сроком на 1 год.

Структура жестко регламентирована и централизована, практически все  важные решения принимаются Генеральным Директором.

Финансовая работа и бухгалтерский  учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным  бухгалтером, планово-экономическим  отделом и, частично, отделом снабжения25.

Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью ОАО «АМК» осуществляется Ревизионной комиссией. Ревизионная комиссия избирается на годовом Общем собрании акционеров сроком до следующего годового Общего собрания акционеров. Ревизионная комиссия состоит из трех человек.

Остановимся на основных недостатках  данной организационной структуры  управления:

1) Перегруженность функциями  в области управления Генерального  Директора. В настоящий момент  прямое подчинение большого количества  отделов Директору приводит к  необходимости его участия в  широком спектре разнопрофильных вопросов: организация учета, финансового анализа, плановой работы, охраны труда, совершенствование технологии производства. Такая организация работы приводит к удлинению сроков принятия ключевых решений и, как следствие снижению эффективности системы управления предприятием.

2) Размытость системы  замещения высшего руководства  на предприятии. По роду деятельности  Директору ОАО «Апатитский молочный  комбинат» часто приходиться  отлучаться в командировки, а  значит, в организации должна  быть отлажена система его  замещения. В настоящий момент  при отсутствии Директора его  функции распределяются между  большим количеством лиц. Так  за принятие экономический решений  в основном отвечает Главный  бухгалтер, производственные проблемы  решает Главный инженер, инженер  по охране труда и техники  безопасности и отдел главного  технолога остаются формально  без высшего руководства (на  практике при необходимости важных  решений они обращаются к Главному  инженеру). Это приводит к противоречию  при решении многих возникающих  вопросов и, как следствие,  необходимости по окончании командировки  Директору тратить достаточно  большое количество времени на  решение накопившихся проблем.

3) Отсутствие единого  центра принятие экономических  решений. В настоящий момент  решение экономических вопросов  разделено между Главным бухгалтером,  Начальником планово-экономического  отдела и Начальником отдела  снабжения. Очень часто между  ними возникают противоречие  вследствие чего решения, принимаемые  каждым из перечисленных менеджеров, могут противоречить друг другу. Усилению данной проблемы способствует отсутствие у организации Стратегии экономического развития.

4) Отсутствие в организационной  структуре подразделения ответственного  за ведение маркетинговой работы, а также организации работы  по сбыту и продажам продукции  ОАО «Апатитский молочный комбинат».  В данный момент эти функции  распределены между специалистами  Планово-экономического отдела. При  этом их выполнение не является  приоритетным, а воспринимается  работниками как дополнительные  обязанности, осуществляемые по  просьбе начальника планово-экономического  отдела. Данная проблема особенно  актуальна в условиях, когда одной  из приоритетных задач предприятия  является выход на новые рынки  сбыта и налаживание коммерческих  отношений с новыми потребителями.

 

2.2 Анализ технико – экономических показателей деятельности ОАО «Апатитский молочный комбинат»

Технико – экономические показатели предназначены для обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия, проведение анализа жизнеспособности и возможности функционирования предприятия в условиях рынка.

Чтобы проанализировать деятельность предприятия необходимо, используя  форму №1 финансовой отчетности, составить сводную таблицу 5.

Проведем анализ структуры  и динамики баланса ОАО «АМК»  в 2010 – 2011 годах.

Итак, большая часть активов  предприятия приходится на оборотные  активы, причем доля данного раздела имущества в 2011 году увеличивается (с 59,96% до 71,34% соответственно).  Структура активов обусловлена спецификой деятельности предприятия – производство молочной продукции.

Внеоборотные активы ОАО  «АМК» представлены практически  полностью основными средствами. Их уменьшение за 2011 год связано со снижением их стоимости вследствие начисления амортизации и отсутствия обновления основного оборудования.

В структуре оборотных  активов преобладают запасы (прежде всего, сырья и материалов) и дебиторской  задолженности. Рост запасов за 2011 год обусловлен желанием предприятия частично застраховаться от неблагоприятной динамики цен (создание больших резервов по основным группам запасов). Увеличение размеров дебиторской задолженности произошло вследствие ведение «мягкой» политики по отношению к покупателям (предоставляются достаточно большие отсрочки, слабо ведется работа по организации инкассации дебиторской задолженности).

 

Таблица 5 – Сравнительный аналитический анализ баланса26

Показатели

Абсолютные величины

Удельный вес

Отклонения

2010, в тыс. руб.

2011, в тыс. руб.

2010, в % к итогу

2011, в % к итогу

абс. величина, в тыс. руб.

уд. веса, в %

к величине на конец года, %

к изменению итога баланса, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

АКТИВ

               

I. Внеоборотные активы:

               

Нематер. Активы

9

7

0,02

0,01

-2

-0,01

-22,22

-0,01

Основные средства

22 604

19 912

39,00

27,82

-2692

-11,17

-11,91

-19,79

Прочие ВОА

594

594

1,02

0,83

0

-0,19

0,00

0,00

ИТОГО по разделу I

23 207

20 513

40,04

28,66

-2694

-11,37

-11,61

-19,81

II. Оборотные активы:

               

Запасы, в т.ч.:

19 682

31 104

33,96

43,46

11422

9,51

58,03

83,99

сырье, материалы

17 808

26 966

30,72

37,68

9158

6,96

51,43

67,34

затраты в незавершенном  производстве

1 398

775

2,41

1,08

-623

-1,33

-44,56

-4,58

готовая продукция

287

3 249

0,50

4,54

2962

4,04

1032,06

21,78

расходы буд. периодов

189

114

0,33

0,16

-75

-0,17

-39,68

-0,55

Дебит. Задолженность, в т.ч.:

15 074

19 725

26,01

27,56

4651

1,56

30,85

34,20

покупатели и заказчики

14 785

18 716

25,51

26,15

3931

0,65

26,59

28,90

Денежные средства

1

222

0,00

0,31

221

0,31

22100,00

1,63

ИТОГО по разделу II

34 757

51 051

59,96

71,34

16294

11,37

46,88

119,81

БАЛАНС

57 964

71 564

100,00

100,00

13600

 

23,46

100,00

ПАССИВ

               

III. Капитал и резервы

               

Уставный капитал

7

7

0,01

0,01

0

0,00

0,00

0,00

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Добавочный капитал

10 593

10 593

18,28

14,80

0

-3,47

0,00

0,00

Нераспр.прибыль

871

1 205

1,50

1,68

334

0,18

38,35

2,46

ИТОГО по разделу III

11 471

11 805

19,79

16,50

334

-3,29

2,91

2,46

IV. Долгосрочные обязательства

8 771

12 259

15,13

17,13

3488

2,00

39,77

25,65

Займы и кредиты

8 509

11 997

14,68

16,76

3488

2,08

40,99

25,65

Отложенные налоговые  обязательства

262

262

0,45

0,37

0

-0,09

0,00

0,00

V. Краткосрочные обязательства

               

Займы и кредиты

10 070

12 615

17,37

17,63

2 545

0,25

25,27

18,71

Кредиторская задол-сть

27 652

34 885

47,71

48,75

7233

1,04

26,16

53,18

поставщики и подрядчики

21 901

28 762

37,78

40,19

6861

2,41

31,33

50,45

задолженность перед персоналом организации

1 093

1 878

1,89

2,62

785

0,74

71,82

5,77

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

1 398

1 224

2,41

1,71

-174

-0,70

-12,45

-1,28

задолженность по налогам  и сборам

3 166

3 021

5,46

4,22

-145

-1,24

-4,58

-1,07

прочие кредиторы

94

0

0,16

0,00

-94

-0,16

-100,00

-0,69

ИТОГО по разделу V

37 722

47 500

65,08

66,37

9778

1,30

25,92

71,90

БАЛАНС

57 964

71 564

100,00

100,00

13600

 

23,46

100,00


 

В структуре пассивов предприятия  преобладает заемный капитал (более 80% от общего размера капитала). Причем, доля заемного в 2011 году заметно выросла по сравнению с 2010 годом с 80,21% до 83,5%. Это связано с тем, что за 2011 год объем используемого собственного капитала оставался неизменным, а объем заемного существенно увеличился (ОАО «АМК» увеличило объем используемых краткосрочных и долгосрочных кредитов, кроме того, возрос объем задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками).

Данная структура активов  и пассивов приводит к повышенным финансовым рискам в деятельности предприятия.

По форме №2 финансовой отчетности проанализируем прибыль  ОАО «Апатитский молочный комбинат»  за анализируемый период, для этого  составим таблицу 6 (приложение Б)27.

Из рассчитанной таблицы  видно, что абсолютные значения показателей финансовых результатов ОАО «Апатитский молочный комбинат» за 2011 год снизились, за исключением коммерческих расходов. Так выручка предприятия уменьшилась на 33 846 тыс. руб., себестоимость на 33 601 тыс. руб. Данные тенденции привели к уменьшению прибыли от продаж в 2011 году на 1 113 тыс. руб.

Но за счет снижения в 2011 году больше, чем в два раза прочих расходов и процентов к уплате чистую прибыль предприятия удалось увеличить на 237 тыс. рублей.

Для оценки эффективности  хозяйственной деятельности предприятия  рассчитаем и проанализируем показатели рентабельности ОАО «Апатитский молочный комбинат».

Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величина прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

Рентабельность активов  – это показатель, характеризующий прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде28.

Рассчитывается по следующей  формуле (формула 1)29:

 

Ра = (ЧП / СА) *100%;               (1)

 

 где ЧП – чистая  прибыль предприятия за анализируемый  период;

 СА – стоимость  активов предприятия за анализируемый  период.

Согласно данным предприятия  ОАО «Апатитский молочный комбинат»:

Ра (за 2010 год) = (97/57964)*100% = 0,17 %;

Ра (за 2011 год) = (334/71564)*100% = 0,47 %.

Рентабельность собственного капитала - коэффициент равный отношению чистой прибыли от реализации к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли, которую получит предприятие (организация) на единицу стоимости собственного капитала.

Рассчитывается по следующей  формуле (формула 2)30:

 

Рск = (ЧП/СК)*100%;      (2)

 

где ЧП – чистая прибыль  предприятия за анализируемый период;

СК – величина собственного капитала предприятия за анализируемый  период.

Согласно данным предприятия  ОАО «Апатитский молочный комбинат»:

Рск (за 2010 год) = (97/11471)*100% = 0,85 %;

Рск (за 2011 год) = (334/11805)*100% = 2,83 %.

Коммерческая рентабельность (рентабельность оборота) – коэффициент, рассчитываемый путем деления прибыли от реализации продукции (прибыль от продаж) на сумму полученной выручки.

Характеризует эффективность  производственной и коммерческой деятельности, показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Рассчитывается по следующей  формуле (формула 3)31:

 

 Рком = (Прп/Врп)*100%;               (3)

где Прп – прибыль от продаж за анализируемый период;

Врп – выручка от реализованной продукции за анализируемый период.

Согласно данным предприятия  ОАО «Апатитский молочный комбинат»:

Рком (за 2010 год) = (4845/216161)*100% = 2,24 %;

Рком (за 2011 год) = (3732/182315)*100% = 2,05 %.

Рентабельность себестоимости  – коэффициент, рассчитываемый путем  деления прибыли от реализации продукции (прибыль от продаж) на себестоимость32.

Показывает, сколько единиц прибыли приходится на единицу себестоимости, насколько эффективны затраты компании, входящие в себестоимость.

 Рассчитывается по следующей формуле (формула 4)33:

 

Рс = (Прп/С)*100%;    (4)

 

где Прп – прибыль от продаж за анализируемый период;

С – себестоимость реализованной  продукции за анализируемый период.

Согласно данным предприятия  ОАО «Апатитский молочный комбинат»:

Рс (за 2010 год) = (4845/208 195)*100 % = 2,33 %;

Рс (за 2011 год) = (3732/174 594)*100 % = 2,14 %.

Общая рентабельность деятельности предприятия  – коэффициент, рассчитываемый путем деления прибыли до налогообложения на выручку от реализации продукции, производимой предприятием.

Показывает, какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике.

Рассчитывается по следующей формуле (формула 5)34:

 

Робщ = (ВП/Врп)*100%;       (5

где ВП – валовая прибыль  от продаж за анализируемый период;

Врп – выручка от реализованной продукции за анализируемый период.

Информация о работе Организация коммерческой деятельности на производственном предприятии