Организация оперативного планирования на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе проведенного анализа оперативного планирования деятельности подразделений на предприятии ООО «Светлана» выявить проблемы и разработать рекомендации по повышению эффективности планирования исследуемого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность оперативного планирования;
2) раскрыть понятие, сущность и виды оперативного планирования;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы организации оперативного планирования на предприятии 5
1.1. Сущность, цели и задачи оперативного планирования 5
1.2. Разработка и порядок составления основных документов, составляемых в оперативном финансовом планировании 7
1.2.1. Платежный календарь 8
1.2.2. Налоговый календарь 15
1.2.3. Кассовый план 15
1.2.4. Расчет потребности в краткосрочном кредите 18
1.3. Факторы, влияющие на принятие решений по оперативному управлению потоком денежных средств 18
1.4. Методика анализа оперативного планирования на предприятии ООО «Светлана» 19
2. Анализ состояния оперативного финансового планирования на предприятии ООО «Светлана» 27
2.1. Краткая характеристика ООО «Светлана» 27
2.2. Комплексная оценка финансового состояния предприятия 31
2.3. Оперативное планирование деятельности ООО «Светлана» 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

Kp.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)
  • перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период;
  • ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;
  • принять меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек  денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.

Для того, чтобы составить  платежный календарь, необходимо все  доходы и расходы компании разделить  на группы по видам денежных средств (наличные, на расчетном счете, векселя, облигации). Затем надо упорядочить платежи и поступления в зависимости от их сроков.

Далее работники финансовой службы должны определить, какими суммами (по видам денежных средств) компания будет располагать на начало планового периода. Для этого текущие остатки корректируют на суммы, которые должны поступить на фирму. После этого рассчитывают остаток для каждого дня планового периода. Формула расчета выглядит так:

 

ОД=ОПД+СПД–СПлД, (1)

 

где ОД – остаток на дату;

ОПД – остаток предыдущего  дня;

СПД – сумма поступлений  за день;

СПлД – сумма платежей за день.

После этого рассчитывают остаток для каждого дня планового  периода. Документ вступает в силу после  подписания директором.

Для того чтобы оперативно контролировать расходы компании, финансовому работнику необходимо ежедневно уточнять перечень и суммы планируемых на очередную дату платежей. При этом он не должен забывать учитывать остатки денежных средств на предыдущий день.

Если на фирме недостаточно денег для оплаты всех счетов, часть запланированных платежей можно перенести на другие дни. В соответствии с этими изменениями пересчитывают и платежный календарь. Финансовая служба должна уточнить остатки на текущий день, а также отметить проведенные платежи и поступления. Затем неисполненные обязательства переносят на будущие даты.

Далее нужно пересчитать  остатки денег на следующие дни  планового периода. Для этого  к остатку текущего дня прибавляют ожидаемые поступления и отнимают скорректированные платежи. Расчет проводят для каждого дня планового периода. В таблице 1 приведен вариант платежного календаря используемого на предприятии ООО "Светлана».

Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисления средств, вторым – доходная часть. Соотношение обеих частей календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями.

В расходной части  календаря отражаются все предстоящие денежные затраты предприятия. В разделе поступления денежных средств указываются собственные и привлеченные источники поступления денежных средств.

 

Таблица 1 – Форма платежного календаря

В тысячах рублей

Показатели

Сумма

I. Расходы

 

Платежи поставщикам за товарно-материальные ценности

 

Оплата кредиторской задолженности

 

Заработная плата и  приравненные к ней платежи

 

Налоги и отчисления во внебюджетные фонды

 

Погашение ссуд банка

 

Капитальные вложения

 

Уплата процентов по ссудам банка

 

Прочие расходы

 

Итого расходов

 

II. Поступление денежных средств

 

Реализация продукции, работ и услуг и т.д.

 

Реализация излишнего  и ненужного имущества

 

Ссуды банков

 

Прочие поступления

 

Итого поступлений

 

III. Балансирующие статьи

 

Излишек средств

 

Недостаток средств

 

 

Работу по составлению  платежного календаря можно разделить  на два этапа.

Первый этап – оценка денежных расходов в планируемом  периоде. Денежные расходы включают:

    1. Платежи поставщикам за приобретенное оборудование, сырье, материалы, топливо, оказываемые услуги.
    2. Погашение кредиторской задолженности поставщикам за товары (работы и услуги).
    3. Расходы на оплату труда работников.
    4. Налоги определяются по отдельным их видам согласно действующим методикам исчисления и утвержденным ставкам.
    5. Отчисления во внебюджетные фонды, фонд социальной защиты населения, фонд занятости, дорожный и другие фонды планируются в соответствии с установленными законодательством нормами отчислений и порядком их оплаты.
    6. Расходы на капстроительство, реконструкцию производства, ремонт оборудования и другие затраты по воспроизводству основных фондов планируются в соответствии с намеченными заданиями, а также заключенными договорами на выполнение работ.
    7. Затраты на оплату банковских процентов и погашение кредитов определяются на основе срочных обязательств, договоров с кредитными учреждениями.
    8. К прочим расходам относятся расходы на содержание бюджетных учреждений и других организаций, состоящих на балансе предприятия.

Второй этап – оценка поступления денежных средств, которые планируются по следующим статьям:

  • выручка от реализации продукции (работ и услуг);
  • выручка от прочей реализации;
  • поступление дебиторской задолженности, переходящей с предыдущих периодов планирования.
  • ссуды банка;
  • прочие поступления (ассигнования из бюджета, финансовая помощь, поступления из централизованных фондов вышестоящих органов, займы других субъектов хозяйствования и т.д.). К прочим поступлениям относятся доходы от операций с ценными бумагами, кроме того, по этой статье планируются доходы в виде дивидендов, от перепродажи акций и повышения их курса и т.д.

Общая сумма денежных поступлений сопоставляется с расходами  и таким образом устанавливается  их излишек или недостаток и принимаются  соответствующие меры.

Первоначальный вариант  документа, как правило, «несбалансирован». Платежи фирмы могут превышать суммы поступлений. Причина проста. Компании выгодно как можно раньше оплатить счета. А к сумме денег, которые должны поступить на фирму, нужно относиться осмотрительно. Ведь нельзя быть полностью уверенным в том, что контрагенты вовремя оплатят счета. В результате может сложиться ситуация, что в начале месяца денег на фирме может просто не оказаться.

Из календаря нужно  исключить даты, денежные остатки  на которые получились отрицательными. Сделать это можно так:

  • «передвинуть» расходы на более поздние сроки, а поступления – на более ранние;
  • разделить платеж на несколько частей с разными датами исполнения;
  • рассчитаться с контрагентом альтернативным способом. Например, заплатить ему товарным векселем вместо денежного;
  • договориться о кредитовании компании. При этом нужно учитывать грядущие выплаты по процентам за пользование заемными средствами.

Сформированный таким  образом новый вариант платежного календаря, как и первоначальный, может оказаться несбалансированным – в нем могут появиться дни с отрицательными остатками. В этом случае календарь также необходимо «оптимизировать» по описанной выше схеме.

Чтобы финансовая служба могла оперативно управлять платежами, ей необходимо каждый день получать информацию об остатках денег на счетах фирмы. Эти сведения не обязательно должны быть подтверждены документами – финансовым работникам компании гораздо важнее вовремя узнавать достоверные суммы остатков.

Таким образом, в отличие  от других разновидностей финансовых планов, не существует раз и навсегда утвержденного варианта платежного календаря. Это постоянно корректируемый прогноз поступлений и расходов на каждый день планового периода. Организации он помогает поддерживать ликвидность, а финансовым работникам – эффективно контролировать денежные потоки фирмы.

 

      1. Налоговый календарь

На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором  указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством  должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек и санкций. Некоторые фирмы разрабатывают платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.

      1. Кассовый план

Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план –  план оборота наличных денег через  кассу предприятия, который обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их поступлением и использованием. Поскольку именно движение наличности характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его коллективом, платежеспособность предприятия, наличие такого плана очень важно.

Кассовый план составляется на квартал. Предприятия обязаны  сдавать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия. Исходные данные для составления кассового плана:

  • предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств;
  • информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;
  • сведения о командировочных расходах;
  • сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

Кассовый план должен представляться всеми предпринимательскими фирмами за 45 дней до начала планируемого квартала в банк, с которым фирма заключила договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Кассовый план необходим  фирме для того, чтобы по возможности  более точно представлять размер обязательств перед работниками  фирмы по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предпринимательскую фирму, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Кассовый план состоит из четырех разделов:

  1. Источники поступления наличных денег.
  2. Расходы.
  3. Расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда.
  4. Календарь выдач заработной платы рабочим и служащим по установленным срокам (суммы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке).

Разработка кассового плана начинается с первого раздела, в котором отражаются поступления наличных денег в кассу предприятия (кроме денег, получаемых в банке). 

Первый раздел – приток наличности, который включает в себя следующие показатели:

  1. Поступление торговой выручки.
  2. Поступление выручки от реализации услуг.
  3. Вклады.
  4. Прочие поступления.
  5. Итого поступлений.

Вторым этапом разработки является расчет третьего раздела кассового плана. Планируемый фонд заработной платы и премии рассчитываются на основе годового плана на соответствующий квартал. Наличные деньги на заработную плату выдаются за вычетом из начисленной суммы удержаний, налогов и перечислений. В нем приводятся следующие показатели:

  1. Фонд заработной платы.
  2. Прочие выплаты, не включаемые в ФЗП.
  3. Общая сумма выплат.
  4. Удержания.
  5. Перечисления.
  6. Получение наличных денег в банке для заработной платы и других выплат.

После расчета выплат заработной платы заполняется второй раздел – расходы. Во втором разделе  показываются расходы предприятия  в виде наличных денег на заработную плату, командировочные и хозяйственные расходы, выплату пособий по социальному страхованию и т.п.

В четвертом разделе  заполняется календарь выдач  заработной платы рабочим и служащим, где указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами в установленные сроки (конкретный числа каждого месяца). Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату.

Информация о работе Организация оперативного планирования на производстве