Организация оперативного планирования на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе проведенного анализа оперативного планирования деятельности подразделений на предприятии ООО «Светлана» выявить проблемы и разработать рекомендации по повышению эффективности планирования исследуемого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность оперативного планирования;
2) раскрыть понятие, сущность и виды оперативного планирования;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы организации оперативного планирования на предприятии 5
1.1. Сущность, цели и задачи оперативного планирования 5
1.2. Разработка и порядок составления основных документов, составляемых в оперативном финансовом планировании 7
1.2.1. Платежный календарь 8
1.2.2. Налоговый календарь 15
1.2.3. Кассовый план 15
1.2.4. Расчет потребности в краткосрочном кредите 18
1.3. Факторы, влияющие на принятие решений по оперативному управлению потоком денежных средств 18
1.4. Методика анализа оперативного планирования на предприятии ООО «Светлана» 19
2. Анализ состояния оперативного финансового планирования на предприятии ООО «Светлана» 27
2.1. Краткая характеристика ООО «Светлана» 27
2.2. Комплексная оценка финансового состояния предприятия 31
2.3. Оперативное планирование деятельности ООО «Светлана» 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

Kp.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)
      1. Расчет потребности в краткосрочном кредите

Расчет потребности  в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае в банк представляются необходимые документы и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необходимо вернуть банку.

Таким образом, оперативное  финансовое планирование позволяет  обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повысить ее эффективность.

 

    1. Факторы, влияющие на принятие решений по оперативному управлению потоком денежных средств

 

Оперативное управление финансовыми потоками фирмы сводится к управлению ее текущими денежными  потоками. Ежедневно перед фирмой возникают вопросы:

  • за счет чего и каким образом оплатить сегодня неотложные счета?
  • куда, когда и на каких условиях направить появившиеся сегодня свободные денежные средства?

В реальной жизни любой  фирмы невозможно свести управление финансами к управлению денежными  потоками в рамках отдельно взятого  вида деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой. Даже имея ясное представление о доходности в каждом виде деятельности, в условиях открытой экономики, есть огромное количество факторов, учет которых не позволяет принять прямолинейный подход к принятию финансовых решений, ориентируясь лишь на максимальную доходность определенного вида деятельности.

К фундаментальным факторам, влияющим на принятие решений по оперативному управлению потоком денежных средств, относятся:

  • наличие принятых в фирме приоритетов видов деятельности, главным из которых является операционная деятельность, а инвестиционная и финансовая деятельность присутствует настолько, насколько это необходимо для обеспечения финансирования операционной деятельности;
  • наличие принятых в компании стратегических целей, требующих особого режима финансирования;
  • неожиданные изменения взаимоотношений с поставщиками и потребителями;
  • риски неритмичности денежного потока.

Всех факторов перечислить  невозможно. Они настолько разнообразны, что прежде чем реагировать на их воздействие, всегда приходится сначала оценить их значимость для судьбы фирмы и лишь после этого включать в процесс принятия финансового решения. Нельзя не учитывать и условия, в которых осуществляется сама технология финансирования (прохождения денег через банк и т.д.).

Движение денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал – чистые источники.

    1. Методика анализа оперативного планирования на предприятии ООО «Светлана»

 

Данная методика подразумевает  под собой выбор методов и  расчет показателей.

С их помощью определяется финансовое положение предприятия  и дальнейшее планирование его эффективной деятельности.

Прогноз внешней среды  опирается на маркетинговое исследование конкурентоспособности продукции. Тщательно изучается покупательский спрос, новые тенденции, продукция  и ценовая политика конкурентов. Особое внимание уделяется освоению новых рынков сбыта за счет увеличения производимой номенклатуры и продвижению продукции в отдаленные регионы. Особое внимание заслуживает договорная работа (таблица 3).

Предприятию необходимо на новый финансовый год продлить существующие договоры с постоянными клиентами и заручиться договорами новых потенциальных потребителей и заказчиков.

План сбыта представляет собой таблицу перечисления видов  продукции в соответствии с заключенными договорами и сроками указанными в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного договора на поставку продукции.

План производства представляет собой таблицу перечисления видов  продукции по строкам и месяцев по графам.

Калькуляция переменных издержек составляется по следующим статьям: сырье и материалы, электроэнергия производственного оборудования, НИОКР, покупные полуфабрикаты.

План материального  снабжения основными производственными  материалами представляет собой  таблицу перечисления видов материалов по строкам и месяцев по графам. Стоимость по видам материалов рассчитывается с учетом изменения цен по месяцам.

План Фонда оплаты труда представляет собой таблицу  перечисления подразделений по строкам  и месяцев по графам.

Зарплатоемкость представляет собой соотношение ФОТ к объему выпуска товарной продукции. Формула расчета:

 

ЗЕ=ФОТ/СС, (2)

 

где ФОТ – фонд оплаты труда;

СС – объем выпуска  товарной продукции.

План цеховых расходов составляется учитывая потребности  основного и вспомогательного производства (например на освещение, отопление, расходы  по эксплуатации оборудования и т.д.).

План общезаводских  расходов представляет собой таблицу  перечисления статей расходов по строкам  и месяцев по графам.

План движения основных средств представляет собой таблицу  содержащую информацию о выбытии  и вводе основных средств в эксплуатацию.

Отчет об оборотных активах  представляет собой таблицу по строкам  которой перечисляются статьи, а  графы показывают стоимость оборотных  активов на начало периода, приход, расход, их стоимость на конец периода.

План внешнего финансирования представляет собой таблицу перечисления источников финансирования по строкам и месяцев по графам. Планирование производится на основе предварительных договоренностей с контрагентами (по суммам, срокам и условиям погашения).

Анализ и корректировка  планов проводится методом горизонтального и вертикального анализа при сравнении результатов с фактическими данными предыдущего периода.

В конце оперативного планирования обязательно проводится факторный анализ прибыли, как результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг определяется следующим расчетом:

 

Пр=Вр–Ср–Рк–Ру, (3)

 

где Вр – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и  аналогичных обязательных платежей);

Ср – себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

Рк – расходы коммерческие;

Ру – расходы управленческие.

Влияние изменения объема реализации на прибыль (DПр1) определяется по формуле:

 

DПр1=Пр0Jр–Пр0= Пр0(Jр–1), (4)

 

где Пр0 – прибыль от реализации за предыдущий период;

Jр – индекс (темп) роста объема реализации.

Индекс (темп) роста объема реализации определяется отношением выручки от реализации (без НДС, акцизов и  аналогичных обязательных платежей) за отчетный период (Вр1) к выручке  от реализации предыдущего периода (Вр0):

 

Jр=Вр1/Вр0. (5)

Влияние изменения уровня себестоимости  на прибыль (DПр2) рассчитывается по формуле:

 

DПр2=С0Jр–С1, (6)

 

где С0, С1 – себестоимость продукции (работ, услуг) предыдущего и отчетного  периода соответственно;

Jр – индекс роста объема реализации.

Следует учитывать, что прирост  прибыли может быть получен в  результате экономии (снижения) затрат на производство продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Если из состава себестоимости  выделены управленческие и коммерческие расходы, их влияние на изменение прибыли устанавливают аналогично предыдущему расчету.

Сумма факторных отклонений дает общее  изменение прибыли от реализации продукции за анализируемый период, что выражается формулой:

 

DПр=DПр1+DПр2. (7)

 

На изменение прибыли могут  также оказывать влияние изменение  цен на сырье, материалы, готовую  продукцию, структурные сдвиги в  составе продукции, что требует  углубленного экономического анализа  с привлечением дополнительной отчетной информации.

При составлении планов деятельности подразделений на предприятии используют нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых и материальных ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

  • федеральные нормативы;
  • республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
  • местные нормативы;
  • отраслевые нормативы;
  • нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными  для всей территории той или иной страны, для всех отраслей и хозяйствующих  субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации  отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы  действуют в масштабах отдельных  отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые  предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые  непосредственно хозяйствующим  субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Так же применяется расчётно-аналитический метод. Сущность расчетно-аналитического метода планирования показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в базовом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования применяется в тех подразделениях, где отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1).

 


 


 

 

 

Рис. 1. Схема расчётно-аналитического метода планирования

 

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный капитал, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

Следующий метод применяемый при  планировании деятельности подразделений на предприятии – балансовый метод. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств. Например, балансовая увязка по финансам имеет вид:

Информация о работе Организация оперативного планирования на производстве