Организация, оформление и учёт кредитов для пополнения оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать схему организации краткосрочных
кредитов предприятий для финансирования временных нужд в оборотных
средствах.
Задачи:
1. Изучить категорию «Оборотные средства» в составе экономических
ресурсов торговой организации; представить принципы, источники
формирования оборотных средств.
2. На основе системного подхода провести классификацию и
интерпретацию способов пополнения оборотных средств организаций.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.Теоретические основы кредитования оборотных средств.
1.1. Понятие и актуальность кредитования оборотных средств.
1.2. Нормативно- законодательное регулирование кредитования
предприятий.
1.3. Документальное оформление кредитования предприятий в целях
формирования оборотных средств в коммерческом банке .
ГЛАВА 2. Кредитование оборотных средств предприятия на примере ЗАО
«Форус Банк».
2.1. Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Форус Банк».
2.2. Организация и порядок ведения кредитования предприятий малого
бизнеса под поручительство физических лиц в ЗАО «Форус Банк».
2.3. Принятие решения о предоставление кредита. Формирование кредитного
дела, мониторинг выданного кредита.
2.4. Учет операций кредитования малого бизнеса.
Выводы и предложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Малинина Наталья 240214.doc

— 474.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим аудитор обязан:

• проанализировать учётную политику кредитной организации;

• проверить соответствие бухгалтерского учёта действующим нормативным документам;

• определить, в какой мере реальное состояние дел отражено во внутренней документации кредитной организации, касающейся организации бухгалтерского учёта;

• подтвердить достоверность и обоснованность бухгалтерской информации, а также возможность её использования всеми заинтересованными пользователями;

• оценить качество бухгалтерской отчётности, отметить в аудиторском заключении недостатки и дать рекомендации по их устранению.

Обоснованное выражение мнения аудитора возможно при получении достаточных аудиторских доказательств в ходе проведения детальной проверки бухгалтерского учёта исходя из общепринятых принципов, законодательных и нормативных актов.

Главная цель системы законодательного и нормативного регулирования состоит в установлении единых правовых и методологических основ организации и ведения бухгалтерского учёта в банковской системе. Это предполагает обеспечение целостности ведения учёта имущества, обязательств и операций, осуществляемых банками, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об их имущественном положении, доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Использование единой нормативной базы способствует адекватному пониманию эффективности организации и функционирования системы бухгалтерского учёта у аудиторов, главных бухгалтеров, руководителей банков и других заинтересованных лиц.

Установленные принципы, правила и способы учёта операций и составления отчётности обязательны к применению во всех кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.

Бухгалтерский учёт хозяйственных и других операций ведётся кредитной организацией непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации путем сплошного, непрерывного, документарного отражения операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. Все операции, имущество, результаты инвентаризации подлежат оценке в денежном выражении и своевременному отражению на счетах в полном объеме. Активы и пассивы оцениваются раздельно и отражаются в развернутом виде. Имущество и обязательства кредитной организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и других юридических лиц. Ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на руководителя банка.

Все операции, совершаемые банком, отражаются в бухгалтерском учете на основании документов, оформленных в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, или нормативными документами Банка России по отдельным операциям (при необходимости – с учетом требований Минфина и ИМНС России). Документы являются письменным свидетельством о выполнении банковских операций и придают юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документы могут формироваться или приниматься от клиентов как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

В процессе аудита необходимо проверить наличие и качество оформления документов, подтверждающих обоснованность и правильность проведения операций, а также отражение операций в бухгалтерском учете в соответствии с их содержанием.

Бухгалтерскую документацию банка можно классифицировать следующим образом:

- первичные учетные документы, которые подразделяются по характеру  отражаемых операций на кассовые  и мемориальные; а по месту  формирования – на банковские  и клиентские;

- регистры, предназначенные для  накопления и систематизации  информации, содержащейся в первичных  документах, с целью отражения  на аналитических и синтетических  счетах и в бухгалтерской отчетности.

Для обеспечения своевременного оформления поступающих документов и их отражения в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам и составления ежедневного баланса в банке устанавливаются правила документооборота и графики прохождения документов. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. Сформированный график, в котором установлено оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого документа, утверждается руководителем банка.

Порядок прохождения документов должен обеспечивать:

- соблюдение сроков обработки документов (документы, поступившие в операционное время, подлежат оформлению и отражению по счетам в этот же день);

- правильность оплаты документов  со счетов клиентов и с корреспондентских  счетов банка;

- своевременность обработки выписок с корреспондентских счетов и проведения операций по счетам плательщиков и получателей средств;

- последовательность и периодичность  вывода на печать документов  аналитического и синтетического  учета;

- соответствие технологии обработки  учетной информации объемам и специфике выполняемых банком операций;

- соблюдение установленного порядка  хранения бухгалтерских документов;

- учет интересов клиентов при  разработке графика документооборота.

При оценке вышеуказанных позиций аудиторы делают соответствующие выводы об уровне организации документооборота, отмечая имеющиеся недостатки и особо обращая внимание на факты несвоевременного проведения операций, в том числе расчетов по поручениям клиентов.

Эффективность банковской деятельности, определяемая прибыльностью и надежностью банковских операций, во многом зависит от качества используемой информации. Бухгалтерский учет обеспечивает управленческие системы банка документально обоснованными и достоверными экономическими данными о фактическом наличии и движении имущества и ресурсов, направлениях размещения денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности, расчетах и претензиях, хозяйственных процессах и результатах деятельности и др. При этом информация, формируемая соответствующим подразделением бухгалтерии, должна быть полезна всем заинтересованным пользователям, что возможно при ее соответствии требованиям уместности, надежности и сравнимости.

Бухгалтерская информация будет уместна, если ее наличие или отсутствие способно оказать влияние на принимаемые решения и помогает оценить прошлые, настоящие либо будущие события. Информация надежна в случае отсутствия существенных ошибок и объективного отражения фактов хозяйственной деятельности. Сравнимость информации обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть поставлены в известность об особенностях учетной политики, принятой банком, любых изменениях в этой политике и их влиянии на финансовое положение и результаты банковской деятельности, могли бы проанализировать работу банка в динамике и сопоставить ее с деятельностью других кредитных организаций.

Кроме того, бухгалтерская информация должна быть нейтральной (отсутствие нейтральности информации наблюдается при специальном подборе фактов для формулировки определенных выводов), полной и своевременной. Польза, извлекаемая из информации, должна быть соизмерима с затратами на ее подготовку.

Аудит точности представления и раскрытия бухгалтерской информации ведется исходя из следующих условий:

- реально ли существуют активы  и обязательства банка по состоянию  на отчетную дату;

- обладает ли банк правом  собственности по отношению к  активам и несет ли ответственность  за исполнение соответствующих обязательств;

- действительно ли имела место  та или иная операция или  сделка;

- все ли операции, активы и  пассивы надлежащим образом учтены  и отражены в бухгалтерской  отчетности;

- учтены ли активы и пассивы  по соответствующей стоимости;

- учтены ли операции на соответствующих счетах и в правильных суммах, доходы и расходы отнесены к соответствующим периодам.

Определение масштаба, характера и направленности и детализации аудиторской проверки системы бухгалтерского учета банка зависит от оценки уровня организации внутреннего контроля, значимости объекта проверки, аудиторского риска, предварительного анализа достоверности, достаточности и убедительности источников информации. Исходя из этого определяется объем аудиторской выборки и разрабатывается методика проверки.

По итогам аудиторской проверки система бухгалтерского учета может быть оценена как эффективная, если она обеспечивает выполнение следующих условий:

- первичные учетные документы  содержат детали операций, имеющие  существенное значение для учета  и отчетности;

- все операции фиксируются в  бухгалтерском учете в правильном  периоде времени, в правильных  суммах, на надлежащих счетах  бухгалтерского учета в соответствии  с действующими нормативными  документами и принятой учетной  политикой;

- обеспечивается возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

- выполняются все необходимые  меры по ограничению вероятности  появления злоупотреблений и  т.д.

1.3. Документальное оформление кредитования предприятий в целях формирования оборотных средств в коммерческом банке

Отметим, что содержание кредитного договора (приложение 1) определяется сторонами самостоятельно. В качестве необходимых условий в нем должны предусматриваться:

  • цель кредитования;
  • размер кредита;
  • сроки и другие условия выдачи и погашения ссуд;
  • способы обеспечения кредитного обязательства;
  • процентные ставки за кредит;
  • ответственность сторон;
  • перечень расчетов и сведений, необходимых для кредитования;
  • сроки их представления.

Итак, под системой банковского кредитования понимается совокупность элементов, определяющих организацию кредитного процесса и его регулирование в соответствии с принципами кредитования. В качестве составляющих элементов она включает в себя:

  • порядок и степень участия собственных средств заемщиков в кредитуемой операции;
  • целевое назначение кредита;
  • методы кредитования;
  • формы ссудных счетов;
  • способы регулирования ссудной задолженности;
  • формы и порядок контроля за целевым и эффективным использованием ссудных средств и своевременным их возвратом.

Заключение кредитных договоров (приложения 1-6)  происходит в несколько этапов.

1. Формирование содержания кредитного  договора клиентом-заемщиком (вид  кредита, сумма, срок, обеспечение и  т.д.).

2. Рассмотрение банком представленного  клиентом проекта кредитного  договора и составление заключения о возможности предоставления кредита вообще и об условиях его предоставления в частности (при положительном решении вопроса).

На этом этапе банки определяют:

а) кредитоспособность потенциальных заемщиков, т.е. способность их своевременно вернуть ссуду. Проверка кредитоспособности является предпосылкой заключения кредитного договора. Банк в процессе этой работы реализует, предоставленное ему рыночными условиями хозяйствования, право на выбор субъекта кредитной сделки, сообразуясь со своими экономическими интересами;

б) свои возможности предоставить кредит предприятию в требуемой им сумме исходя из имеющихся в наличии кредитных ресурсов, возможностей их увеличения за счет своей депозитной и процентной политики, привлечения межбанковских кредитов, рефинансирования в ЦБР и т.д.

3. Совместная корректировка кредитного  договора клиентом и банком  до достижения взаимоприемлемого  варианта и представления его  на рассмотрение юристов.

4. Подписание кредитного договора  обеими сторонами, т.е. придание ему силы юридического документа.

За подписанием кредитного договора следует предоставление предприятию кредита в установленные сроки и в объеме, предусмотренном в договоре, а затем последующий контроль банка за соблюдением условий кредитного договора, но главным образом за своевременным возвратом выданного кредита.

Заемщики ¾ юридические лица, не выполняющие своих обязательств по своевременному возврату банковских ссуд, могут быть признаны в порядке, установленном Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, неплатежеспособными (банкротами).

В частности, в зависимости от состояния должника банк-кредитор вправе ходатайствовать перед арбитражным судом либо о назначении внешнего управления имуществом должника, либо о его санации, либо о применении к должнику ликвидационных процедур.

Информация о работе Организация, оформление и учёт кредитов для пополнения оборотных средств предприятия