Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:23, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний. Важная роль в реализации этих задач отводится принципам и закономерностям организации сельскохозяйственного производства на предприятиях АПК. На их основе вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений.
Ведение…………………………………………………………………………….5
1.Теоретические основы развития предпринимательства в РФ……………......7
1.1 Сущность предпринимательства в современных условиях………………............................................................................................7
1.2 Открытое Акционерное Общество – организационно
-правовая форма предпринимательства………………………………………..11 1.3 Экономическая оценка предпринимательской деятельности…………….16
2 Анализ современного состояния производства продукции на
предприятие (на примере ОАО «Птицефабрика «Чамзинская»» Чамзиского района)……………………………………………………………..22
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия………...22
2.2 Динамика производства и реализации продукции. Финансовые
результаты от продаж на предприятие………………………………………...29
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………….39
3 Перспективы развития деятельности предприятия в области
растениеводства и животноводства…………………………………………….44
3.1 Планирование посевных площадей урожайности и валового сбора
зерна на перспективу …………………………………………………………...44
3.2 Планирование производства продукции животноводства………………..46
Заключение…………………………………………………………………….…54
Список использованных источников…………………………………………...57
Приложение
Таблица 2.3 - Уровень оснащенности основными производственными фондами.
Показатели |
2007г |
2008г |
2009г |
2009 в % к 2007г | ||
Валовая продукция, тыс. руб |
107171 |
115635 |
91810 |
85,67 | ||
Площадь с/х угодий, га |
16990 |
16990 |
16990 |
100,00 |
5861 |
100,00 |
Среднегодовая численность работников, всего чел. |
662 |
608 |
582 |
87,9 | ||
Фондообеспеченность на 100 га С/Х угодий, тыс.руб |
130,1 |
149,5 |
165,6 |
127,3 | ||
Фондовооруженость, тыс. руб |
334,88 |
418,9 |
484,75 |
140,55 | ||
Фондоотдача |
2,15 |
1,87 |
1,86 |
86,5 | ||
Фондоемкость |
0,46 |
0,53 |
0,53 |
115,2 |
Анализируя уровень оснащенности и использования основных фондов можно отметить, что фондообеспеченность на 100 га сельскохозяйственных угодий в 2009 году увеличилась на 27,3 % по сравнению с 2007 г., фондовооруженность на 40,55 %, что свидетельствует о лучшем оснащении производственного процесса основными средствами, фондоотдача составила 13,5 % - неэффективном использовании основных средств. Фондоемкости составила 15,2 % это говорит о лучшем оснащении производственного процесса основными средствами.
Обеспеченность хозяйства необходимыми трудовыми ресурсами и их рациональное использование является важными условиями производства сельскохозяйственной продукции. Наличие рабочей силы в хозяйстве представлено в таблице 2.4.
За анализируемый период на предприятии численность постоянных работников не изменилась, только в растениеводстве уменьшилась численность на 26 человек.
Категории работников |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2009 в % к 2007г |
Среднегодовая численность работников, всего чел. |
662 |
608 |
582 |
87,91 |
В т.ч. занятых в С/Х |
643 |
575 |
553 |
86,00 |
Из них постоянные рабочие |
524 |
472 |
456 |
87,00 |
Сезонные и временные |
32 |
25 |
26 |
81,25 |
Служащие |
87 |
78 |
71 |
81,61 |
Из них руководители |
10 |
10 |
9 |
90 |
Специалисты |
34 |
41 |
38 |
111,76 |
Работники животноводства |
189 |
182 |
174 |
92,06 |
Работники растениеводства |
59 |
62 |
65 |
110,16 |
Одним из принципов рациональной организации производства на сельскохозяйственных предприятиях является углубление специализации и рациональное сочетание отраслей.
Специализация сельского хозяйства позволяет более эффективно использовать природно-климатические и экономические условия.Оъем производства и реализации в хозяйстве все больше влияют не только наличие собственных ресурсов Под специализацией предприятия понимается сосредоточение его деятельности на производстве определенного вида продукции. На объем производства и реализации в хозяйстве все больше влияют не только наличие собственных ресурсов.
Основными экономическими показателями, характеризующими специализацию, являются объем и структура товарной продукции, т.к. именно товарная продукция более наглядно характеризует народнохозяйственное значение той или иной отрасли.
Структура товарной продукции ОАО «Птицефабрика «Чамзинская»» представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Динамика состава и структуры товарной продукции
Отрасли и стоимость продукции |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2009 в % к 2007 г. | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | ||
Продукция растениеводства, всего |
30518 |
44,61 |
4470 |
10,25 |
31485 |
45,38 |
103,17 |
В т.ч. зерновые и Зернобобовые |
1209 |
1,76 |
563 |
1,29 |
77 |
0,11 |
6,37 |
Прочая продукция растениеводства |
628 |
0,92 |
666 |
1,53 |
233 |
0,33 |
37,10 |
Продукция животноводства, всего |
37897 |
55,39 |
39120 |
89,74 |
37897 |
64,62 |
100 |
В т.ч. молоко |
52217 |
76,32 |
63000 |
144,52 |
73014 |
105,2 |
82,37 |
Живая масса КРС |
26413 |
38,61 |
24045 |
55,16 |
38557 |
55,57 |
145,98 |
Всего продукции |
68415 |
100,00 |
43590 |
100,0 |
69382 |
100,0 |
101,41 |
В хозяйстве около половины товарной продукции приходится на животноводство 64,62 %, на производство молока приходится 105,2 %, на производство говядины 55,57%.
В общем объеме товарной продукции отрасль растениеводства занимает 45,38%, в том числе на производство зерна 0,11 %. За анализируемый год количество товарной продукции увеличилось в среднем на 0,33%.
При определении специализации было бы неверно ограничиваться лишь структурой товарной продукции, потому, что она не исчерпывает всей продукции хозяйства, поэтому для характеристики специализации нужно использовать также показатели структуры валовой продукции, которая, позволяет, установить какие отрасли имеются в хозяйстве, и каково их значение в общем производстве продукции.
В
результате произведенных расчетов видно,
что производственным направлением предприятия
является скотоводческо-
2.2 Динамика производства и реализации продукции на предприятие. Анализ финансовых результатов от продаж.
Объем производства и реализации продукции - взаимозависимые показатели. В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и увеличения конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину операционных затрат, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Ее основные задачи:
-оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
-определение влияния
факторов на изменение
-выявление
-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральные, условно- натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того как продается продукция, какой на нее спрос на рынке, зависит и объем производства. Анализ объема производства начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 2.6 Динамика производства и реализации продукции растениеводства (в сопоставимых ценах)
Год |
Объем производства продукции, |
Темпы роста |
Объем реализации, т |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2007 |
1857,9 |
100,0 |
100,0 |
642,0 |
100,0 |
100,0 |
2008
|
1260,0
|
67,82
|
66,50
|
613,2
|
95,51
|
91,65 |
2009 |
2486,1 |
197,31 |
182,32 |
856,3 |
139,64 |
120,51 |
Из таблицы видно, что за 3 года объем производства возрос на 97 %, а объем продаж – на39%. Если за предыдущие годы темпы роста производства значительно выше темпов роста реализации продукции, что свидетельствует о накопление остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателям, но как известно в отличие от промышленных сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю полученную продукцию. Как показывает таблица 2.7 основную долю в общих расходах продукции на внутрихозяйственные нужды занимают расходы на семена, и данные расходы увеличиваются в 2009 году, но продажи увеличиваются, а остатки уменьшаются, что говорит о положительной динамике развития хозяйства. Перерасход посевного материала может быть вызван изменением нормы высева на 1 га. В нашем примере (табл. 2.7) расход зерна на семена увеличился на за счет увеличения нормы высева.
Таблица 2.7 Анализ использования продукции растениеводства на предприятие
Показатель
|
Зерно, т |
Отклонения,(+/-) 2009 г. к 2007 г. | ||
2007 |
2008 |
2009 | ||
Наличие на начало года Произведено Приобретено |
177971 292945 17230 |
140442 305713 24697 |
222135 361652 930 |
+44164 +68707 -16300 |
Итого |
488146 |
470852 |
584717 |
+96571 |
Реализация: -работникам организации -на семена -на переработку |
1322 22132 192124 |
4327 25033 209190 |
1452 27249 162239 |
+130 +5117 -29885 |
Итого |
215578 |
238550 |
190940 |
-24638 |
Остаток на конец года |
140442 |
222115 |
304542 |
164100 |