Организация технического контроля качества продукции на машиностроительном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях одной из ключевых проблем экономического развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и четкой ориентацией на заказчика. Стало очевидным, что изготовители продукции не могут привлечь и удержать потребителей (заказчиков), если они не рассматривают качество как стратегическую цель.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

1.1 Понятие качества и его роль в обеспечении конкурентоспособности продукции

1.2 Сущность технического контроля и требования к его организации

1.3 Типы и организационные формы технического контроля

1.4 Международные стандарты по управлению качеством и организация технического контроля на предприятии

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Производственная характеристика предприятия

2.2 Проблемы качества продукции на предприятии

2.3 Структура и функции ОТК. Организация работы ОТК на предприятии..31

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Мероприятия по дальнейшему внедрению международных стандартов ИСО-9000 на предприятии

3.2 Экономическое стимулирование повышения качества продукции на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 327.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Таблица 3. Сравнительная  оценка параметров напольной  плитки различных производителейНапольная плитка «Керамин» «Брестский завод» Иностранные производители

Точность геометрических размеров 3,7 3,7 4,3

Дизайн 3,8 3,7 4,4

Прочность 4 3,7 4,2

Изнашиваемость 3,8 4,3 4,1

Удобство в работе 3,9 4 4,4

Качество эмали 3,8 4,3 4,3

Ассортимент 3,5 3 4,2

Цена 3,7 3 3,6

 

 

 Анализируя полученные  данные можно сделать выводы  о том, что керамическая плитка  ОАО «Керамин» превосходит керамическую плитку Брестского завода практически по всем параметрам. Наибольшие баллы получили такие параметры как прочность, изнашиваемость и цена. Меньше всего респонденты удовлетворены точностью геометрических размеров и ассортиментом. Плитка иностранных производителей превосходит плитку ОАО «Керамин» по всем параметрам кроме цены. Однако в сложившейся экономической ситуации это один из важнейших факторов, определяющих спрос.

 

 

 Таблица 4. Сравнительная  оценка параметров плитки «Грес»Грес «Керамин» Иностранные производители

Точность геометрических размеров 3,9 4,3

Дизайн 4 4,6

Прочность 4,1 4,6

Изнашиваемость 4 4,6

Удобство в работе 4 4,5

Качество эмали 4 5

Ассортимент 3,6 4,4

Цена 3,7 3,9

 

 

 

 Оценка характеристик  товара, данная строительными компаниями  отечественным производителям несколько  ниже, чем оценка продукции иностранных  изготовителей.

 

 Возможно, такое отношение  обусловлено общим предупреждением,  существующим еще с советских  времен, согласно которому все  иностранные товары считаются  более высококачественными, чем  отечественные.

 

 Многие респонденты  также отмечают, что ОАО «Керамин» не всегда четко выдерживает график доставки, и что товар, который им бы хотелось купить, иногда отсутствует. Все это негативно сказывается на общем отношении к ОАО «Керамин». Что касается общей оценки белорусского рынка плитки, строительные компании упомянули «недостаточно широкий ассортимент расценок и размеров» (31%); «нехватку высококачественной отечественной продукции» (35%); «сезонную нехватку товара» (11%), «высокие цены» (8%). Однако, 12% компаний из числа всех опрошенных полагают, что ситуация «стала лучше, чем раньше, и достаточно стабильной».

 

 Далее сопоставим параметры  керамической плитки ОАО «Керамин», ОАО «Сокол», СП «Велор», ОАО «Старый Оскол», а также парметры испанской и итальянской керамической плитки (табл.5 и табл. 6).

 

 

 Таблица 5. Оценка параметров  облицовочной плиткиОблицовочная плитка «Сокол» «Велор» «Старый Оскол» «Керамин» Испания Италия

Точность геометрических размеров 3,8 3,8 3,7 3,7 4,6 4,7

Дизайн 4,1 4 3,9 3,6 4,7 4,8

Прочность 4,3 3,9 3,9 4 4,5 4,6

Изнашиваемость 4,1 3,4 4 3,9 4,4 4,6

Удобство в работе 3,9 4 3,8 3,8 4,6 4,7

Качество эмали 3,9 3,7 3,9 3,8 4,6 4,7

Ассортимент 4,3 3,8 3,7 4,1 4,6 4,6

Цена 3,6 3,7 3,5 3,8 2,5 2,9

Стоит отметить, что потребителей не удовлетворяет изнашиваемость продукции  СП «Велор».

 

 ОАО «Сокол» является  одним из наиболее высоко оцениваемых  производителей на рынке облицовочной  плитки России.

 

 

 Таблица 6. Оценка параметров  напольной плиткиНапольная плитка «Сокол» «Велор» «Старый Оскол» «Керамин» Испания Италия

Точность геометрических размеров 3,9 3,4 3,7 3,8 4,5 4,7

Дизайн 4,3 3,45 3,8 3,6 4,7 4,7

Прочность 4,2 3,8 4 4 4,5 4,6

Изнашиваемость 4 3,4 3,8 3,8 4,4 4,6

Удобство в работе 4 3,5 3,7 3,7 4,5 0,7

Качество эмали 3,9 3,4 3,5 4 4,7 4,6

Ассортимент 4,1 3,4 3,5 4 4,7 4,6

Цена 3,6 2,9 3,5 4 2,7 3

 

 

 

 Ситуация с напольной  плиткой мало чем отличается  от вышеописанного положения  на рынке облицовочной плитки. Оценки, полученные «Керамином», не ниже оценок таких крупных российских производителей, как ОАО «Сокол» и ОАО «Старый Оскол», и выше, чем у СП «Велор».

 

 Интересно, что компания  «Велор» получила наиболее низкие оценки по всем параметрам оценки ее продукции. Более того, цены на товары СП «Велор» очень высоки, что определяет меньшую устойчивость позиций СП «Велор» на рынке напольной плитки по сравнению с его конкурентами.

 

 

 Таблица 7. Оценка параметров  плитки «Грес»Грес «Керамин» Испания Италия

Точность геометрических размеров 3,6 4,6 4,6

Дизайн 4,1 4,9 4,6

Прочность 4,1 4,8 4,5

Изнашиваемость 3,9 4,8 4,6

Удобство в работе 3,8 4,9 4,8

Качество эмали 4,3 4,9 4,6

Ассортимент 3,9 4,9 4,6

Цена 4 2,6 2,8

 

 

 

 Плитка «Грес», изготавливаемая предприятием ОАО «Керамин», получила более низкую оценку, чем импортная продукция. Но следует отметить, что ее использует в работе только лишь 4,3 респондентов, и появилась на она рынке не так давно, как продукция зарубежных предприятий.

 

 Так же как и в  Беларуси, импортная облицовочная  плитка оценивается немного выше  по ряду характеристик, но всех  не устраивает ее цена. Все  ведущие российские производители  и ОАО «Керамин» представляют одну группу, и «Керамин» получил такие же оценки, как и российские заводы по следующим параметрам: геометрические размеры, прочность, изнашиваемость, удобство в работе, качество эмали. Особенно высокие оценки удостоился ассортимент компании и удовлетворительной ценой. Принимая во внимание конкурентоспособную цену и высокое качество белорусской плитки, «Грес», производимый на ОАО «Керамин», имеет прекрасный шанс занять ведущие позиции на российском рынке, в особенности, когда на внутреннем рынке нет производителей подобного товара.

 

 

 

2.3 Структура и функции  ОТК. Организация работы ОТК  на предприятии

 

 

 Контроль качества  продукции на ОАО «Керамин» осуществляет отдел технического контроля, лаборатория по контролю производства, цеховые лаборатории. На работе действует разработанная система управления качеством продукции (КС УКП). Однако даже она фактически не используется. Деятельность предприятия в данной области ограничивается контролем качества продукции на соответствие государственным стандартам Республики Беларусь, а также контролем качества сырьевых материалов, шихты, стекломассы, полирующего и промывочного растворов. Кроме того, контролируются физико-химические свойства готовых изделий, показатели их внешнего вида и размеров, а также проверяются производственные сточные воды, воздух в рабочей зоне и в санитарно-промышленной зоне завода. На предприятии осуществляется входной контроль сырья и материалов с целью предотвращения запуска в производство продукции, не соответствующей требованиям конструкторской и технологической документации. Входной контроль производится в соответствии с ГОСТ 24297-87. Изготовление облицовочной плитки и Грес осуществляется в соответствии с общими техническими условиями по ГОСТ 30407-96. Вся продукция ОАО «Керамин» сертифицирована. Получены три вида сертификатов.Сертификаты соответствия выданы Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь.

 

 Следует отметить, что  ОАО «Керамин» осуществляются различные виды контроля на всех стадиях производства. Функции контроля распределены между ОТК и различными отделениями заводских лабораторий. И деятельность данных отделов заключается практически только в контроле. Разрабатываются мероприятия, касающиеся улучшения условий труда на предприятии, и планирования качества этим и исчерпывается. Эффективность от внедрения таких мероприятий не оценивается. Мероприятия, способствующие повышению качества выпускаемой продукции, в последние годы не осуществлялись и на ближайшее будущее не планируется. Стимулирование труда работников предприятия также не действует в связи с экономическими трудностями. По этой причине руководство завода не вкладывает деньги в повышение качества продукции, полагая что на внутреннем рынке продукцию завода и так купят из-за дешевизны. Однако именно из-за этого продукция ОАО «Керамин» является не качественной и неконкурентоспособной по сравнению с импортной, что заставляет предприятие снижать цены на нее до минимального уровня для того, чтобы реализовать продукцию. Таким образом, недальновидная политика, рассчитанная на достижение максимального дохода на текущий момент, в конечном итоге приводит к недополучению возможной прибыли. Обучение персонала по вопросам качества ограничивается контролем их знаний в области выполняемых ими функций при поступлении на работу. Контроль брака на заводе практически не осуществляется, учитывается лишь превышение браком 4% изделий, когда таковое имеется. Бракованную продукцию изымают и расфасовывают по ящикам и продают по цене ниже на 5% от реальной цены.

 

3. Предложения по совершенствованию  контроля качества на предприятии

 

 

3.1 Мероприятия по дальнейшему  внедрению международных стандартов  ИСО-9000 на предприятии

 

 

 В современных системах  управления предприятиями всё  более заметную роль играет  управление качеством продукции  и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество, наряду с  ценой, гарантиями, сроками поставки  и сервисом является наиболее  весомым слагаемым конкурентоспособности  продукции. Во-вторых, качество продукции  должно гарантировать её безопасность  и экологическую чистоту и  обеспечивать возможность её  обязательной сертификации, что  контролируется государственными  надзорными органами.

 

 Кроме того, современная  практика торговых отношений,  как правило, включает в себя  проверку и оценку заказчиком  существующей у поставщика системы  управления качеством, которая  рассматривается заказчиком как  дополнительная гарантия стабильности  качества поставок. При этом система  качества должна соответствовать  международным стандартам ИСО  9000, которые представляют собой  современный уровень управления  качеством и включают в себя  перечень апробированных элементов,  необходимых для обеспечения  качества. Среди этих элементов  – контроль качества материалов, операционный контроль при изготовлении, различные виды испытаний продукции,  обучение и мотивация персонала  и т.д. 

 

 Стандарты ИСО 9000 периодически  пересматриваются. На первый взгляд, при наличии стандартов ИСО  9000 создание системы качества  не должно вызывать особых  трудностей. Казалось бы, достаточно  взять из стандартов рекомендуемые  элементы, поручить их выполнение  конкретным подразделениям, разработать  необходимые нормативные документы  — и система готова к работе. И такой, сразу отметим, —  сугубо формальный подход действительно  часто встречается как при  разработке систем качества на  предприятиях, так и при их  оценке внешними аудиторами. К  сожалению, такой подход, как правило,  приводит к загрузке персонала  ненужными обязанностями и к  излишней бюрократизации в работе  по качеству. В этом случае  система качества тратит слишком  много средств на самообслуживание  в ущерб содержательной деятельности  по обеспечению качества, для  чего она, собственно, и была  создана. 

 

 Для формирования эффективных  систем качества, отвечающих потребностям  предприятий и их заказчиков, необходим не формальный, а осознанный  подход на основе концепции  и методологии стандартов ИСО  9000 с подбором тех рекомендаций, которые в наибольшей мере  подходят для данного конкретного  предприятия. Беда, однако, в том,  что при таком подходе приходится  сталкиваться с несовершенством  самих стандартов ИСО 9000. Дело  в том, что, в стандартах  ИСО 9000 нет понятной и достаточно  обоснованной концепции и методологии  управления качеством, т.е. нет  ясных основополагающих принципов  управления и обеспечения качества. В этом видится главная причина  формального отношения к использованию  стандартов со всеми вытекающими  отсюда последствиями. 

 

 Что касается терминологии  этих стандартов, она включает  в себя неконкретные, громоздкие, а порой и прямо противоречащие  здравому смыслу определения  основных терминов. Так, термин  качество подменён термином полезность (потребительная стоимость), определение  терминов управление качеством  и обеспечение качества не  раскрывает сущности этих понятий,  а определение термина обеспечение  качества, кроме того, являет собой  наглядный пример тавтологии. Нет  ясности и в соотношении понятий  обеспечение качества и управление  качеством и т.д. 

 

 Наличие указанных  проблем говорит о том, что  уровень теоретической базы в  этой области ещё далёк от  того, чтобы можно было говорить  об управлении качеством как  о сформировавшемся аспекте в  науке управления. Здесь ещё предстоит  ответить на многие вопросы.  И это не только чисто теоретические  вопросы. Всем, наверное, ясно, что,  имея только набор практических  рекомендаций, без их должного  теоретического осмысления, невозможно  организовать эффективное, осознанное  управление качеством. В этом  случае придется работать вслепую  – дедовским методом проб и  ошибок, ибо верно говорят, что  практика без теории слепа.  И уж вовсе нельзя будет  готовить в вузах квалифицированных  специалистов, которые должны знать  теоретические основы и уметь  профессионально управлять качеством  на предприятиях.

 

 

3.2 Экономическое стимулирование  повышения качества продукции  на предприятии

 

 

 В основу взаимоотношений  между предприятиями и его  работниками должен быть положен  принцип общности материальных  интересов. В настоящее время  каждый работник в отдельности  экономически мало или почти  не заинтересован в повышении  общих производственных результатов  предприятия. Получаемая им заработная  плата стимулирует лишь увеличение  индивидуальной выработки. Вот  почему важно так построить  оплату труда и особенно систему  планирования на предприятиях, чтобы  все это усиливало материальную  заинтересованность работников  не только в повышении результативности  своего труда, но и в росте  общей эффективности производства.

 

 В этой связи следует  особое внимание обратить на  существующий порядок образования  и использования фонда предприятия.  Известно, что сейчас возможность  пополнения этого фонда зависит  главным образом от степени  перевыполнения плановых заданий  и получения сверхплановой прибыли.  По этой причине нередко появляется  коллизия интересов центральных  планирующих органов и руководителей  предприятий при определении  планового объема производства, заданий по прибыли.

Информация о работе Организация технического контроля качества продукции на машиностроительном предприятии