Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 09:57, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российской экономики рынок смещает предпринимательские акценты с проблем производственно-технического характера на проблемы сбыта.
В условиях реформирования экономики, когда наблюдается снижение платежеспособности, нарушение устоявшихся хозяйственных связей между предприятиями, несоответствие производственного ассортимента структуре потребительского спроса, у потребителей возникает жесткая необходимость с высокой степенью эффективности самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы сбытовой деятельности. Именно поэтому сбытовая политика, традиционно считавшаяся второстепенной, вышла на первый план и для большинства предприятий стала весьма актуальной.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российской экономики рынок смещает предпринимательские акценты с проблем производственно-технического характера на проблемы сбыта.
В условиях реформирования экономики, когда наблюдается снижение платежеспособности, нарушение устоявшихся хозяйственных связей между предприятиями, несоответствие производственного ассортимента структуре потребительского спроса, у потребителей возникает жесткая необходимость с высокой степенью эффективности самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы сбытовой деятельности. Именно поэтому сбытовая политика, традиционно считавшаяся второстепенной, вышла на первый план и для большинства предприятий стала весьма актуальной.
Практически на всей территории Российской Федерации производство мясопродукции и мяса оказалось нерентабельным. Это вынудило товаропроизводителей искать более выгодные каналы реализации, развивать собственную переработку, отвлекая на это значительные оборотные средства. Данный фактор, а также значительное сокращение производства мяса в общественном секторе привели к тому, что многие промышленные предприятия остались без необходимого количества сырья, работают на не полную мощность, терпят убытки.
За годы реформ сложившиеся производственно-хозяйственные и экономические связи между производителями мяса и перерабатывающими предприятиями разрушились. Договорная система в большинстве случаев, действует неэффективно из-за постоянных задержек платежей, нарушений сроков и условий поставок продукции (мяса).
В итоге убытки и у сельхозпроизводителей, и у мясоперерабатывающих предприятий. А, в конечном счете, это отражается на потребление мяса и мясных продуктов в стране, которое давно уже не соответствует медицински обоснованным нормам. Все выше перечисленные проблемы имеют место и в Оренбургской области. В связи с этим возникает необходимость изучения процессов произошедших на мясокомбинате “Гранит - С” в послереформенные годы, удовлетворения потребности населения в качественных мясных продуктах.
В настоящее время публикуется значительное количество экономической и переводной и отечественной литературы по проблемам продвижения товаров к потребителям, однако методология и принципы управления эффективностью сбытовой политики требует дальнейшей разработки и усугубления с обязательным учетом специфики российского рынка.
Внедрение научной теории управления эффективностью в систему сбыта позволит предельно четко согласовать интересы потребителей с оптимальным использованием финансовых и материальных ресурсов предприятия. Это определило выбор темы исследования, его цель и задачи.
Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование предложений по повышению эффективности сбытовой политики на мясоперерабатывающем предприятии.
В соответствии с целью были поставлены следующие основные задачи:
Объектом исследования является организация управления сбытом продукции на предприятии ООО “Гранит - С”.
Предметом исследования являются экономические процессы, определяющие возможность и перспективы функционирования мясоперерабатывающего предприятия в новых условиях потребительского рынка.
Теоретической и методологической основой исследования послужили объективные экономические законы, работы отечественных и зарубежных ученых, разработки научно-исследовательских институтов, законодательные и нормативные акты по изучаемой проблеме. При подготовке дипломной работы были использованы экономико-статистический, графический, расчетно-конструктивный, экономико-математический и балансовый методы исследования. В процессе работы использовались современные компьютеры и программные средства.
Информационной базой исследования являются данные первичного учета и годовых отчетов мясоперерабатывающего предприятия, нормативно-справочные материалы, личные наблюдения и исследования.
Результаты исследования состоят в том, что содержащиеся в дипломной работе методические подходы, предложения могут быть использованы органами управления предприятия в практической деятельности по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования мясокомбината в современных условиях хозяйствования.
1. Предпринимательская деятельность в условиях рынка
1.1 Основные условия и принципы предпринимательства
В условиях рыночного хозяйства производственная деятельность предприятий все более обретает форму предпринимательского бизнеса. В качестве основных субъектов экономических отношений выступают предприниматели, им отводится важная роль в стабилизации положения в отрасли сельского хозяйства и преодоления кризисной ситуации.
Предпринимательство, как метод выживания товаропроизводителей в современной конкуренции, одновременно выступает и стимулирует развитие частной инициативы и здоровой конкуренции на продовольственном рынке.
В современной теории предпринимательства предприниматель играет основную роль, несет огромную социальную ответственность перед обществом по части развития цивилизованных рыночных отношений.
Несмотря на свои отличительные признаки, основные принципы осуществления различных видов и форм предпринимательства во многом совпадают. В любом случае осуществление такой деятельности предполагает экономическую самостоятельность и независимость, инициативность, ответственность за результаты деятельности, инициативный подход, стремление к максимизации прибыли.
Научный анализ практики предпринимательской деятельности позволяет выделить ее специфические черты, которые иногда трактуются как принципы предпринимательства:
1) Предприниматель выступает как
самостоятельно хозяйствующий
2) Предпринимательская деятельность связана с риском, то есть вероятность возникновения убытков, не дополучения доходов или даже разорения. Риск обычно считают оборотной стороной свободы и независимости предпринимательства. Причины риска - это непредсказуемость рыночной ситуации и новаторский характер предпринимательства. Риск может быть производственным, коммерческим и финансовым. Степень риска может иметь три уровня: полная потеря прибыли (допускаемый риск), не довозмещение издержек и банкротство (катастрофический риск). Основной формой избежания риска является страхование, но немаловажное значение имеют тактика смирения и тактика отваги предпринимателя.
3) Предпринимательская
4) Предпринимателю присущ
5) Предпринимательская
Для предпринимательской деятельности характерным является также принцип плановости, поскольку при этом разрабатываются планы и прогнозы, позволяющие предвидеть результаты, избежать или уменьшить влияние большинства рисков.
Обладая полной хозяйственной самостоятельностью, правом распоряжаться ресурсами и результатами труда, предприниматели имеют возможность при принятии решений действовать исходя из собственных целей и интересов: решать вопросы ассортимента и объемов выпуска продукции, выбора поставщиков и покупателей, формирования цен, привлечения кадров. Однако на практике это далеко не так, поскольку их предпринимательская деятельность зависит от условий окружающей макросреды, экономической политики, действующего законодательства и множества других факторов.
Деятельность субъектов предпринимательства в решающей степени определяется характером предпринимательской среды, включающий в себя комплекс взаимосвязанных окружающих условий: прежде всего экономических, правовых и социальных.
Для предприятий важнейшую роль играют также природно-климатические и культурно-психологические условия, уровень научно-технического прогресса в отрасли. Кроме того, эта жизненно важная сфера национальной экономики по-прежнему остается заложницей политиков: аграрные преобразования чаще продиктованы идеологическими мотивами, а не экономической целесообразностью. Поэтому развитие предпринимательства здесь обусловлено и политическими условиями в том или ином субъекте Федерации, и политической ситуацией в стране в целом.
Однако определяющее для развития предпринимательства значение играют все же экономические условия: степень сбалансированности спроса и предложения на продукцию, покупательная способность населения , наличие собственных накоплений и доступность кредитных средств, уровень доходов на инвестированный капитал, наличие налоговых льгот и тарифной защиты собственных товаропроизводителей, обеспеченность трудовыми ресурсами, стоимость рабочей силы.
Такие негативные макроэкономические явления, как спад производства и ухудшения продовольственной ситуации, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции, инвестиционный спад , отрицательно влияют на условия предпринимательства.
В условиях сокращающихся централизованных капитальных вложений, кредитов и собственных средств, налогового прессинга, опережающего роста цен на материально-технические ресурсы, неплатежей покупателей сельхозпродукции, финансовое состояние предприятий продолжает ухудшаться и большинству этих предприятий грозит банкротство. Поэтому инвестировать в новые проекты предприниматели либо не могут из-за отсутствия необходимых накоплений, либо не хотят, вследствие повышенного риска, низкой доходности и длительных сроков окупаемости капиталовложений. Важной предпосылкой развития предпринимательства могло бы явиться также создание надежной системы страхования, адекватной новым условиям хозяйствования (обязательное страхование применительно к товаропроизводителям в России было отменено в 1992 году).
Предпринимательство не может нормально развиваться без соответствующей правовой основы. В частности, необходимы законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, взаимоотношения между субъектами этой деятельности определяющие право собственности и соблюдение договорных обязательств, защиту от государственного бюрократизма. Пререгативой государства является также обеспечение правопорядка в стране, без которого невозможно развитие не только цивилизованных форм предпринимательства, но и национальной экономики в целом.
С экономическими условиями предпринимательской среды неразрывно связаны социальные и культурно-психологические условия, определяющие характер эволюции спроса населения на товары, формирование нравственных и этических норм субъектов предпринимательства, их отношение к работе и условиям труда.
В условиях России существенную роль играют природно-климатические условия и географическая отдаленность товаропроизводителей от основных потребителей и поставщиков средств производства, а так же наличие дорог, доступность энергетических и трудовых ресурсов. Зависимость предпринимательской деятельности от этих факторов снижается по мере совершенствования технологии, научно-технического прогресса, то есть улучшения технологических условий. Так, в частности, современная техника позволяет снизить зависимость предпринимателя от погодных условий, внедрение высокопроизводительной техники снижает потребность в рабочей силе и т.д.
Экономическая эффективность всецело зависит от умения предпринимателя своевременно оценить изменения условий окружающей среды и его способности быстро адаптироваться к ним.
1.2 Сбытовая деятельность в предпринимательстве
Главная цель сбытовой деятельности - расширение объемов сбыта при снижении издержек обращения на стоимостную единицу продукции - достигается двумя способами:
- Концентрация в одном месте товаров разных производителей или оптовиков, что позволяет предложить покупателям, представляющим разные уровни потребительских возможностей, их более широкий выбор, повышает конкурентоспособность практически всех поставщиков однородной продукции;
- Концентрацией продаж
Роль сбыта в деятельности предприятия многопланова, рассмотрим ее: