Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 19:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики через проводимые бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики.
Задачи курсовой работы: доказать необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики; раскрыть понятие государственного регулирования; отметить основные функции государства; определить основные цели, объекты и субъекты государственного регулирования; рассмотреть формы и инструменты ГРЭ; проанализировать основные направления налоговой и денежно-кредитной политик; изучить ключевые решения монетарной политики в I квартале 2013 года.
Введение………………………………………………………….......……………3
Глава 1. Государственное регулирование экономики………………………….6
Необходимость государственного регулирования…………...….………6
Экономические функции государства…………………..…….……9
Генеральная цель, объекты и субъекты ГРЭ………….………...……....10
Формы и инструменты государственного регулирования……………..11
Бюджетно-налоговая политика……………………………………14
Денежно-кредитная политика………………………………..……16
Глава 2. Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов…………19
Направления налоговой политики……………………….……...……….19
Направления денежно-кредитной политики……………………..……..22
Заключение…………………………………………………………….…………27
Список использованной литературы…………………………..……………….30
Все объекты ГРЭ можно разделить на три большие группы:
Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти (в России это: Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Президент Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Государственный Совет при Президенте, а также региональные органы власти) [2, с.26].
Перейдем к подробному рассмотрению основных форм государственного регулирования.
Директивное планирование. При данной форме разрабатывается план социально-экономического развития государства, который принимает форму закона, таким образом, он становится обязательным для всех предприятий, отраслей и регионов страны. Крайне важно отметить, что директивное планирование применяется при условии, что единственным собственником является государство. Итак, хозяйствующим субъектам заранее диктуются планы работы на определенный период, назначаются поставщики и оговариваются конечные цены. Безусловно, выполнение планов строго контролируются, и назначенные должностные лица несут персональную ответственность за их невыполнение.
Государственные заказы. Исходя из наиболее выгодных для государства условий, оформляются заказы за счет госбюджета на поставку продукции, выполнение работ либо на оказание услуг, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей общества. Для обеспечения эффективного использования бюджетных средств государства проводится конкурентный отбор предприятий-исполнителей, и только после этого подписывается контракт. Обычно государство передает своим исполнительным органам некоторые права, позволяющие им более детально разработать и утвердить заказы [2].
Индикативное планирование. Данная форма регулирования в отличие от директивного планирования носит не обязательный, а рекомендательный характер. Индикативное планирование предполагает формирование системы параметров, описывающую экономическую ситуацию в стране, а также разработку системы мер по оказанию воздействия со стороны государства на социально-экономические процессы. Целью выработанных мер является достижение установленного уровня индикаторов. Индикативное планирование используется при сочетании рыночных и государственных механизмов регулирования [15].
Стратегическое планирование. Такая форма регулирования представляет собой установление главных направлений развития национальной экономики. Государство берет на себя ведущую роль в реализации выбранных приоритетов, которые приобретают статус государственной программы. Кроме того, для повышения привлекательности этих программ предусматриваются различные финансовые льготы тем, кто также участвует в их выполнении.
Программирование. Это важнейшая форма государственного регулирования, которая включает в себя разработку программ, обеспечивающих комплексный подход к решению выделенных проблем. Программы подразделяются на национальные и региональные (т.е. отражающие наиболее предпочтительные варианты социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона), чрезвычайные (разрабатываемые в критических ситуациях) и целевые (объектами которых являются наиболее значимые для национальной экономики проблемы). Программы могут носить как директивный, так и индикативный характер [16].
Прогнозирование. «Прогноз рассматривается как аргументированные научные представления и высказывания о будущем состоянии изучаемого объекта, носящие вероятностный, но достаточно достоверный характер» [2, с.42]. С учетом множества внутренних и внешних факторов прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах. Прогнозирование позволяет предвидеть перспективы развития, учитывая последствия различных предпринимаемых действий, что, бесспорно, способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений. Данная форма регулирования предшествует разработке планов, программ, стратегий развития и др.
К инструментам государственного регулирования относят бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, антимонопольную политику, регулирование инвестиционной деятельности, систему поддержки малого предпринимательства, регулирование рынка труда, сферы научных исследований, внешнеэкономической деятельности, иностранных инвестиций, макроэкономическое регулирование и систему национального счетоводства, государственное регулирование в области охраны окружающей среды и др. Данная тема столь обширна, что полностью охватить ее в одной работе практически невозможно. Именно поэтому далее будут рассмотрены лишь некоторые инструменты государственного регулирования, а именно: бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики.
Прежде чем перейти к рассмотрению бюджетно-налоговой политики, необходимо раскрыть некоторые понятия.
Государственный бюджет – это важнейший финансовый документ страны, утвержденный в законодательном порядке и расписывающий доходы и расходы государства за определенный период. Важнейшими функциями бюджетной системы являются:
1) фискальная функция (аккумуляция финансовых ресурсов для функционирования государства);
2) регулирующая функция (использование налогов для проведения экономической политики);
3) социальная функция (поддержание социального равновесия и обеспечение социальной защиты и повышения уровня жизни населения) [7].
Сбалансированный бюджет - равенство правительственных расходов с общими поступлениями за вычетом государственных займов [14]. Превышение расходной части бюджета над доходной образует дефицит бюджета. Бюджетный дефицит рассматривается как нежелательное для государства явление, т.к. если он финансируется за счет эмиссии денег, то это ведет к повышению среднего уровня цен. Если же бюджетный дефицит покрывается с помощью неэмиссионных средств, то такая политика может привести к росту государственного долга. Бюджетно-налоговая политика страны строится на регулировании бюджетного дефицита и государственного долга.
Налоговая система является важнейшим инструментом государственной политики, ведь налоги формируют значительную часть доходов госбюджета. Как правило, налоги выполняют две функции: экономическую (перераспределение аккумулированных денежных средств) и фискальную (обеспечение условий для функционирования государства). Следует отметить, что основными элементами налоговой системы являются налоговая ставка (т.е. та часть дохода, которая перечисляется в бюджет страны в форме налога) и налоговая база (общая сумма дохода, к которой применяется налоговая ставка). При этом должна быть установлена такая ставка процента, которая не только обеспечивала бы максимальное поступление средств в государственный бюджет, но и содействовало бы экономическому росту.
Как известно, налоги делятся на прямые и косвенные. В отличие от прямых налогов, которые определяются доходом или имуществом налогоплательщика, косвенные налоги устанавливаются к товарам или услугам в виде надбавки к цене. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
Прямые налоги можно подразделить на более маленькие группы: реальные и личные. Реальный налог взимается с отдельных видов имущества на основе кадастра, учитывающего среднюю, а не действительную, доходность плательщика [17]; облагаются отдельные виды имущества, такие как земля, фабрика, ценные бумаги, исходя из их внешних признаков. Подоходный налог, налог на прибыль, поимущественный налог, а также налог на наследство и дарение относятся к личным налогам.
Налоговая система воздействует на национальную экономику через инструменты налоговой политики. Важнейшим инструментом являются налоговые льготы, такие как понижение ставки налогообложения, отсрочка уплаты налога и даже полное освобождение от него. К налоговым льготам можно отнести и систему ускоренной амортизации, которая ускоряет процесс возмещения предприятием затрат на основной капитал. Еще одним обязательным элементом налоговой политики является манипулирование ставками налогов. Однако необходимо отметить, что налоговые мероприятия могут привести к различным последствиям, именно поэтому налоговая система должна быть устойчивой и нейтральной к рыночному механизму.
Помимо налогов существует еще один источник формирования дополнительных ресурсов государства. Речь идет о государственном долге, с помощью которого финансируется государственная деятельность. Дефицитное финансирование подразумевает денежную эмиссию и осуществление займов у частных или юридических лиц, а также у иностранных государств, международных организаций и других субъектов международного права [18]. Государственные ценные бумаги и бухгалтерские счета – это две основные формы государственной задолженности. В отличие от ценных бумаг, долги, оформленные в бухгалтерских счетах, не переуступаются. Государственный долг выполняет две основные функции: накопление средств для нужд государства, а также их расходование в целях стабилизации экономики и стимулирования ее роста. Существует еще один способ, с помощью которого можно сократить государственный долг – это приватизация государственной собственности. Однако такой способ регулирования государственного долга сопряжен с рядом проблем, а значит, существуют границы его использования.
Помимо бюджетно-налоговых мер воздействия на национальную экономику важным составляющим государственного регулирования является денежно-кредитная политика. Она включает в себя совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредитования, осуществляемые центральным банком и правительством. Денежно-кредитная политика преследует следующие цели: сдерживание инфляции, смягчение циклических колебаний в экономике, регулирование темпов экономического роста, обеспечение полной занятости, а также устойчивости платежного баланса [19].
Существует три основных инструмента денежно-кредитного регулирования. К ним относятся операции на открытом рынке, дисконтная политика и изменение уровня резервов.
Операции на открытом
рынке подразумевают покупку
либо продажу Центральным
Дисконтная политика. Учетная ставка - это процентная ставка, под который Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. При низких процентах коммерческие банки готовы брать больше кредитов, увеличивая свои избыточные резервы. Это ведет к мультипликационному увеличению денежного предложения. Высокая ставка рефинансирования приводит к обратным последствиям. Следует отметить, что ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным операциям. Более того, дисконтная политика может оказывать воздействие на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Регулирование резервных требований является наиболее жестким инструментом регулирования денежного предложения в стране. Увеличивая норму обязательных резервов, ЦБ снижает кредитную активность коммерческих банков, следовательно, денежное предложение уменьшается. И напротив, сокращение нормы обязательных резервов приводит к мультипликационному увеличению предложения денег в стране. Максимальная величина отчислений привлеченных средств на счета Центрального банка составляет 20% и не может разом измениться более чем на 5% [19].
В различных ситуациях Центральный банк может проводить политику дорогих либо дешевых денег. Принимаемые решения зависят от того, в каком состоянии находится экономика страны. В период спада деловой активности Банк России проводит политику «дешевых денег» для стимулирования совокупных расходов. При этом Центробанк может понизить норму обязательных резервов коммерческих банков, уменьшить ставки рефинансирования или купить ценные бумаги на открытом рынке. Сдерживающая политика (или политика «дорогих денег») применяется в период инфляции для сокращения избыточных резервов коммерческих банков, а значит, и совокупных расходов.
Итак, рыночный механизм не всегда справляется с возникающими социально-экономическими проблемами. Поэтому для обеспечения стабильного роста экономики и высокого уровня жизни населения необходимо вмешательство государства. Оно обладает достаточным набором инструментов, при помощи которых управляет всеми сферами жизни общества. Важнейшими инструментами государственного регулирования экономики являются бюджетно-налоговая и денежно кредитная политики. Бюджетно-налоговая политика направлена на обеспечение полной занятости населения, экономического роста и контроля над инфляцией. Денежно-кредитная политика направлена на изменение денежного предложения в целях достижения и сохранения финансовой стабильности и обеспечения устойчивости платежного баланса.
Глава 2. Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов